Особенности инфляции в России

Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-60-е годы XX в. и связана с резким падением эффективности общественного производства. Она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда все цены были отпущены на свободу, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие. С этого момента инфляционный процесс начал быстро нарастать. Отечественный тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями его развития (перехода от плановой к рыночной экономике), высокими темпами роста цен.

Причины возникновения инфляции в России:
  • глубокие деформации и диспропорции общественного производства;
  • структурные перекосы экономики;
  • монополизм производителей товарной продукции;
  • милитаризация экономики;
  • чрезмерный государственный аппарат.

Основными немонетарными факторами инфляции 90-х годов являются:

  • кризис плановой хозяйственной системы, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики;
  • неэкономичность производства, выражающаяся в затратном характере производства, низком уровне производительности труда и качества продукции.

Главными монетарными факторами инфляции являются:

  • либерализация цен в условиях отсутствия рынка и конкуренции, что способствовало монополистическим структурам в захвате реализации товарной массы и возможности диктовать цены;
  • дефицит бюджета, который резко возрастал с падением производства, сокращением реальных доходов у предприятий и населения. До 1995 г. он покрывался в основном за счет эмиссии денег;
  • кредитная экспансия банков, носившая непроизводительный характер;
  • долларизация денежного обращения, значительный приток иностранной валюты, увеличивающий цены на товары и услуги;
  • распад рублевой зоны;
  • бегство за пределы страны валютной выручки предприятий и доходов граждан;
  • введение приватизационных чеков, играющих роль денежного суррогата, и другие факторы.

Обесценение денег в России происходит как вследствие избытка денежной массы, так и в результате монопольного роста цен (80% ВВП создастся монополиями по данным 2008 г.) в условиях, когда отсутствует конкуренция и эффективное государственное регулирование, приток иностранной валюты в страну.

Проводимые на практике антиинфляционные меры включают:

  • погашение инфляционных ожиданий;
  • укрепление покупательной способности национальной валюты;
  • регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы;
  • разработка и осуществление государственных программ развития экономики;
  • проведение последовательной антимонопольной политики;
  • усиление стимулов производственного накопления;
  • стимулирование инвестиционной деятельности и ограничение покрытия дефицита за счет банковского кредита;
  • совершенствование налоговой системы;
  • создание условий для прекращения импорта инфляции, т.е. обеспечение превращения долларовых запасов в товары производственного назначения, которые по мерс поступления в страну могли бы оживить инвестиционный процесс.

Статистика уровня инфляции в России по годам

Данные о динамике годового темпа инфляции в России (по ИПЦ) с 1991 по 2009 г. представлены на рис. 1. В правом верхнем углу приведена кривая динамики темпа инфляции за весь период. Часть кривой, относящаяся к 1996-2009 гг., показана в более крупном масштабе на основном поле рисунка.

Рис. 1. Темпы инфляции в России, 1991-2009 гг. (Составлено по данным Росстата)

Самое высокое значение темпа инфляции наблюдаюсь в 1992 г. — в первый год после отмены тотального регулирования цен, имевшего место в советский период. Цены, освободившись от государственного контроля, выросли в 1992 г. на 2509%. или в 26,09 раза. В последующие три года цены продолжали стремительно расти, увеличиваясь ежегодно в разы: в 1993 г. — в 9,4 раза, в 1994 г. — в 3,2. в 1995 г. — в 2,3 раза. За период 1992-1995 гг. накопленная, или кумулятивная, инфляция оценивается величиной 1,8*105.

Начиная с 1996 г. в результате проведения правительством страны активных антиинфляционных мероприятий кривая динамики роста цен покинула зону 100%-х темпов и в последующие годы уже ни разу туда не возвращалась. Более того, в 1997 г. темпы инфляции оказались настолько низкими по сравнению с предыдущими годами — всего 11% в годовом исчислении, что многие посчитали высокую инфляцию в России поверженной.

Однако уже в следующем 1998 г. инфляция вновь подскочила совсем близко к 100%-й отметке, достигнув уровня 84.4%. Причиной послужил разразившийся в августе этого года финансовый кризис. Правительство объявило дефолт по своим финансовым обязательствам (признало себя неспособным в текущем периоде возвращать долги и выплачивать по ним проценты). Последовавший за этим массовый отток капитала из страны привел к девальвации (обесцениванию) рубля, в результате которой цены на рынках товаров и услуг существенно выросли.

В послекризисные годы инфляция в России постепенно ослабевала. Тем не менее, ее уровень оставался высоким, превышая в 5-6 раз уровень инфляции в развитых странах. Для сравнения: в 2001-2005 гг. среднегодовой темп инфляции в России был 13,6%, в США, Великобритании, Канаде, Франции, Италии, Германии — от 1,5 до 2,5%, в Японии и вовсе наблюдалась дефляция: -0,5%.

Особенности инфляционных процессов в России

В России инфляционный потенциал накапливался задолго до начала экономических реформ. Главными причинами его были огромная доля военных расходов и военного производства в ВВП в период «холодной войны», подрывавших гражданское произвол- ство, эффективность производства в 1980-е гг., опережающий рост зарплаты по сравнению с производством во второй половине 1980-х гг.; ухудшение торгового и платежного б&панса страны в результате многократного падения мировых цен на нефть и газ.

К началу реформ, т.е. к концу 1980-90 гг., экономика вползала в кризис. Но кризис специфический. Производство начало сокращаться при дефиците товаров и «денежном навесе» (наличии денег) у населения и предприятий, составлявшем 900 млрд тогдашних рублей.

В стране сформировались различные концепции реформ, но была принята к реализации самая простая, самая примитивная концепция ультралиберального монетаризма, базирующегося на радикальном сокращении экономической роли государства и всевластии рыночной стихии, разгосударствлении и приватизации собственности, отпуске цен и либерализации внешней торговли.

Если в послевоенной Германии и Японии реформы 1940-50 гг. начинались со стабилизации цен и подъема производства, в России реформа началась с отпуска цен 2 января 1992 г., развязывания гиперинфляции. Монетаристское правительство рассматривало повышение цен в качестве важнейшего инструмента достижения сбалансированности спроса и предложения, наивно полагая, что цены вырастут в 2,5-3 раза, в результате чего платежеспособный спрос будет насыщен (урезан с помощью высоких цен) и предприятиям не останется делать ничего другого, кроме как понижать цены и расширять производство.

Суть российской «шоковой терапии» будущий вице-премьер России Е. Гайдар сформулировал в своей статье «Прыжок в рынок» в 1990 г.: «Размораживать цены при нынешних темпах роста денежной массы страшно. Но это можно сделать разовым решением. Надо лишь крепко зажмуриться и прыгнуть в неизвестность». В результате таких решений в 1992 г. цены выросли в 26 раз, в 1993 г. — в 10,5 раза, в 1994 г. — в 3,5 раза и продолжают расти до сегодняшнего дня.

Увлечение правительства либерализацией цен, которая за несколько месяцев сделала основную массу населения бедняками, а большинство предприятий — должниками, превратило государство в пожарника, который одной рукой тушит пожар инфляции, а другой, отпуская цены, подливает в огонь бензин.

Безусловно, что первоначальный толчок взрыву цен был дан их отпуском. Но затем главным фактором роста цен и в 1992 г., и в последующие годы был не дефицитный бюджет и не вымышленная кредитная экспансия (коэффициент монетизации экономики был «додавлен» с 73,2% в 1990 г. до 14% к концу 1993 г.), а «вакханалия» монополистического ценообразования. Об этом свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1. Денежные индикаторы и темпы инфляции в России в 1990-1996 гг.

Показатель (на конец года)

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996 (январь-сентябрь)

Денежный агрегат М2, трлн руб.

0,4

1.1

7,1

36,7

97,8

220,8

276,0

Темпы прироста денежной массы (М2),%

11,5

153,8

561,2

416,2

166,5

125,8

25,0

Темпы инфляции

6,8

168

2 508,8

844,2

214,8

131,4

16,5

За первые пять лет реформ промышленное производство сократилось более чем в 2 раза, инвестиции в производство — в 6 раз, доходы населения — в 3 раза. Рентабельность всех отраслей экономики снизилась с 29% в 1992 г. до 26% в 1993 г. и 14% в 1994 г. В промышленности она упала до 7% в 1997 г. Люди страдали не только от падения реальных доходов, но и от незанятости. Половина предприятий страны работала неполную рабочую неделю. Официальная безработица превысила 6,5 млн человек. Доля убыточных предприятий выросла с 15 и 14% в 1992 и 1993 гг. до 32.6% в 1994 г. и 47% в 1997 г.

Жесткая денежно-кредитная политика привела к тому, что коэффициент монетизации экономики, как было показано выше, сократился с 73,2% в 1990 г. до 14% в 1993 г.

Налоговая база резко сократилась. Разразился кризис неплатежей. Началась бартеризация экономики, и расплодились денежные суррогаты, доля наличных денег в общей денежной массе достигла почти 40%. Все это способствовало развитию теневой экономики и «уходу» от налогообложения.

Финансовый кризис предприятий и падение реальных доходов населения обусловили глубокий кризис государственных финансов. С 1991 по 1998 г. бюджет страны хронически сводился с дефицитом (табл. 2).

Разразился и глубокий платежный кризис. Причем главным генератором неплатежей оказалось государство. «Стремление проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционныйрост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (остановка) производства — сокращение доходной базы бюджета — потребность в кредитах для его финансирования.

Таблица 2. Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990-1998 гг. (в фактически действующих ценах, млрд руб., 1998 — млн руб.)

Показатель

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Доходы — всего

159.5

310,0

5 327,6

49 730,4

172 379,6

437 000

558 500

4 344 365,1

367 598.0

Расходы

151,0

347,6

5 969,5

57 674,0

230 385,0

486 100,0

652 700

529 765,2

499 945,2

Дефицит (-) Профицит (+)

8,5

-37.6

-641,9

-7 943,6

-65 494.0

-49100

-94 100

-95 400,1

-132 397.0

Дефицит (профицит) в % к расходам

+5,6

-10,8

-10,8

-13,8

-28,0

-10,1

-14,4

-18,0

-26,6

Сокращая дефицит бюджета, государство увеличивало свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим платежным кризисом к концу 1993 года».

В 1994-1995 гг. Правительство Российской Федерации отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета как важного фактора инфляции и перешло к «неэмиссионному» способу за счет выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, КО. ОФЗ, ОГСЗ). Было предусмотрено 53% дефицита покрывать за счет внутренних заимствований и 47% — внешних. Первыми на рынке появились государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) сроком 3, 6 и 9 месяцев. Они характеризовались высокой надежностью, так как их эмитентом являлось Министерство финансов РФ, а агентом — Банк России. По соглашению с Минфином Банк России автоматически погашал рефинансируемые выпуски ГКО, если Минфин был не в состоянии это сделать.

Наряду с внутренним, рос внешний государственный долг. Погашение и обслуживание государственного долга, ставшие крупнейшей статьей федерального бюджета, углубляли бюджетный кризис и подрывали производство. Государственные заимствования на таких условиях превратились в инструмент перекачивания финансовых ресурсов налогоплательщиков в «сейфы» кредиторов государства, в том числе и иностранных. Частные финансовые пирамиды типа «МММ», «Тибета», «Хопра», «Русского дома Селенга» и т.п. дополнились государственной финансовой пирамидой.

Это оказалось одной из важнейших причин фактического августовского дефолта 1998 г. и нового скачка цен. В 1998 г. инфляция выросла на 84%, в 1999 г. — 36% и до 2007 г. сокращалась очень медленно, несмотря на усилия правительства и Банка России.

Начиная с 2000 г. экономика России пошла в восстановительный рост (табл. 3.5).

Таблица 3.5 Темпы прироста цен в России за 1990-2007 гг. (в %)

Год

Цены

Год

Цены

Год

Цены

1990

6.8

1996

16,5

2002

15,1

1991

168

1997

11

2003

12,0

1992

2509

1998

84

2004

11,7

1993

844,2

1999

37

2005

10,9

1994

214,8

2000

20,2

2006

9,7

1995

131,4

2001

19,6

2007

11,9

Основными факторами этого роста были:

  • во-первых, резкая девальвация рубля в конце 1998 — начале 1989 гг., которая дала толчок к развитию предприятий с экспортной и импортозамещающей ориентацией:
  • во-вторых, рост цен на нефть, газ и другие сырьевые товары в 1999-2007 гг., что дало возможность обеспечить рентабельность предприятий данного сектора экономики, активность торгового и платежного баланса, многократно увеличить валютные резервы Центрального банка, пятикратно сократить внешний долг государства и расходы по его обслуживанию, обеспечить профицитность консолидированного бюджета и даже создать огромный стабилизационный фонд.

Разумеется, все это способствовало укреплению финансовой и банковской систем государства, но оказывало неоднозначное влияние на динамику цен в стране.

Такова драма инфляционных прорывов и антиинфляционных попыток ее укрощения. И эта драма демонстрирует особенности российской инфляции.

Во-первых, она показывает хронически высокий уровень инфляции в реформируемой российской экономике, в 3-5 раз превышающей соответствующие показатели развитых стран.

Во-вторых, основное внимание в антиинфляционной политике в РФ уделяется монетарным факторам, которые могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики и последовательной государственной политики пресечения монополистического повышения цен.

В-третьих, российская инфляция на протяжении многих лет носит стагфляционный характер. Падение производства в 1990-е гг. не будет восстановлено даже в 2020 г.

В-четвертых, важнейшими причинами инфляции в последние десятилетия были технологическое отставание и рост издержек производства, монополистическое ценообразование, прежде всего в сырьевых и инфраструктурных отраслях, растущая зависимость экономики от импорта товаров народного потребления, и прежде всего продовольствия. Доля импортного продовольствия по стране достигла 40%, а в Москве — 70%, т.е. почти трехкратно превысила порог экономической безопасности, что особенно четко проявилось в росте цен на продовольствие в 2007 г.

В-пятых, важнейшим условием преодоления инфляции является кардинальная перестройка производства на новой технологической основе и новой структуре, переход от рыночно-инерционной к инновационно-прорывной стратегии развития экономики.

Особенности российской и зарубежной инфляции в период экономического кризиса 2008-2009 гг.

Мировой экономический и финансовый кризис по-разному отразился на темпах инфляции в разных группах стран. Во многих развитых странах в период инициации кризиса, т.е. в момент нарастания макроэкономических дисбалансов, темпы инфляции росли. Этому способствовало достижение в середине 2008 г. максимума мировых цен на нефть. Однако в ходе второго этапа кризиса: собственно экономического кризиса, последовавшего за финансовым, — темпы инфляции в этих странах существенно снизились, что объясняется снижением совокупного спроса на внутреннем и внешнем рынках, возникновением проблем реализации продукции. Положительный эффект в плане подавления инфляции издержек в этих странах дало и снижение мировых цен на нефть во втором полугодии 2008 г.

В России инфляция конца 2008 — начала 2009 гг. была обусловлена. главным образом, следующими факторами:

  • поведением предприятий — естественных монополистов, провоцирующих «инфляцию издержек» в стране. Так, с начала 2009 г. произошло повышение цен на услуги ЖКХ (рост на 16,8% только за первые два месяца 2009 г.), тарифов на газ, электроэнергию, услуги общественного транспорта;
  • повышением мировых цен на продовольствие. Рост цен на продовольствие, так называемая агфляция (аграрная инфляция), является общемировой тенденцией, она оказатась существенной даже в еврозоне (4,1% в 2008 г.). А в России она оказывается гораздо более ощутимой, в силу высокой зависимости от импорта продовольствия и высоких таможенных пошлин на него. Так, в 2008 г. продовольственные товары в стране подорожапи на 17,7%. В начале 2009 г. наблюдапся значительный рост цен на сахар (21% — за январь-февраль 2009 г.), плодоовощную продукцию;
  • девальвацией рубля. Курс рубля к бивалютной корзине за период с 20 октября 2008 г. по 02 февраля 2009 г., т.е. менее чем за 3,5 месяца кризиса, упал на 35%. В настоящее время импортные товары представляют 46% всех потребительских товаров. продаваемых на российских рынках. В продовольствии доля импорта, но разным оценкам, достигает от 40 до 50%. В потреблении некоторых непродовольственных товаров доля импорта еще выше: он составляет 80% продаваемой продукции легкой промышленности, 90% малогабаритной техники и 60% крупной бытовой техники (холодильников, стиральных машин),75% новых автомобилей (учитываются как иномарки, ввезенные из-за рубежа, так и собранные в России). Поэтому влияние девальвации рубля на инфляцию потребительского рынка России оказывается весьма существенным;
  • спадом производства, увеличением производственных затрат, уменьшением доступности и ростом стоимости финансовых ресурсов. Только в январе 2009 г. промышленное производство России упало на 16%, по сравнению с анаюгичным периодом прошлого года, что ухудшило финансовые показатели многих отраслей. Поданным Банка России, средневзвешенные процентные ставки по годовым кредитам физическим лицам и нефинансовым организациям только за 2008 год увеличились с 11,5 до 14%;
  • негативными ожиданиями и макроэкономическими прогнозами, подогревающими инфляционное поведение населения, а также ухудшающими инвестиционный климат в стране.

Падение темпов роста инфляции в России и на Украине началось в 2009 г. (ИПЦ составил 8,8% и 12.3% соответственно). И продолжилось в I полугодии 2010 г. За полгода инфляция в России составила 4,4%, а на Украине — 3.3%. Как и в развитых странах, этому способствовав прежде всего, сокращение спроса в условиях кризиса и обострение рыночной конкуренции.

Перспективы инфляции в России

Определим перспективы российской инфляции. Факторами, способствующими усилению инфляционных тенденций в российской экономике, в ближайшее время станут:

  • периодически возобновляющаяся тенденция повышения цен на нефть;
  • продовольственный кризис и шоки совокупного предложения в сельском хозяйстве по причине засухи 2010 г., которая может отразиться главным образом на ценах зерновых и мясомолочной продукции;
  • увеличение налогов в силу обострения бюджетных проблем, в первую очередь, замена 26%-го ЕСН 34%-ми страховыми взносами работодателей и введение новых акцизов:
  • отмена Народным банком Китая фиксации валютного курса китайского юаня к доллару США, что приведет к его росту как относительно резервных валют, так и относительно национальных валют, в частности рубля. В настоящее время товары из Китая занимают второе место в российском импорте (после товаров из Германии). Ревальвация юаня неизбежно проявится в удорожании китайских товаров и повышении стоимости потребительской корзины в России.

Факторами, которые в перспективе могут оказывать сдерживающее влияние на инфляцию в российской экономике, являются:

  • уменьшение темпов роста доходов населения в силу возобновления кризисных явлений в российской экономике;
  • активность Федеральной антимонопольной службы, направленная на стимулирование конкуренции;
  • переход к регулированию процентных ставок по кредитам, о чем недавно было заявлено Банком России. Это может привести к уменьшению стоимости финансовых ресурсов и сдерживанию инфляции издержек в российской экономике. Однако введение этой меры означает отказ от рыночных принципов функционирования финансовых рынков, и поэтому вряд ли данное намерение будет реализовано.

Таким образом, перспективы зарубежной и российской инфляции зависят как от рыночных сил инфляционной и антиинфляционной направленности, гак и от особенностей ее регулирования на современном этапе, к изучению которого мы переходим.


Смежные предметы