Полезность и ее функция

Рыночный спрос зависит от решений отдельных потребителей. Делая выбор, люди руководствуются своими потребностями и количеством имеющихся у них денег. В связи с этим возникает вопрос поиска некоей основы для соизмерения различных потребностей. В конце XIX в. в качестве такой основы была предложена полезность.

Полезность данного блага (набора благ) — это степень удовлетворения им той или иной потребности.

Полезность субъективна, поскольку определяется индивидуальными предпочтениями того или иного индивида. Так, алкоголик высоко оценивает полезность спиртного, которое объективно вредит его здоровью.

Обычно оценивается полезность не отдельного блага, но набора благ. Дело в том, что удовлетворение потребителя обычно зависит от того, вместе с какими другими благами данное благо потребляется. Так, полезность соли заметно возрастает, если к ней в придачу имеется еще и мясо. Напротив, полезность мясных блюд в рамках «шведского стола» будет ниже при наличии рыбных закусок.

Задача отдельного потребителя состоит в том, чтобы при ограниченных ресурсах приобрести набор благ, приносящий ему наибольшее удовлетворение. Увеличивая получаемую таким образом полезность, потребитель максимизирует свое благосостояние.

Функция полезности, или функция благосостояния, потребителя — это выражение зависимости общего уровня полезности набора благ () от объема потребления различных благ (), входящих в данный набор: .

Аксиомы потребительского выбора

При анализе потребительского выбора исходят из ряда аксиом:

Аксиома полной упорядоченности означает, что потребитель всегда способен сказать, что данный набор лучше, хуже или одинаков для него в сравнении с любым другим набором.

Аксиома транзитивности означает, что если набор А лучше набора В, а набор В лучше или равен набору С, то можно сказать, что набор А лучше набора С.

Аксиома ненасыщения означает, что если данный набор содержит какого-либо блага хотя бы на одну единицу больше в сравнении с другим набором, то такой набор предпочтительнее для потребителя (чем больше, тем лучше). Данная аксиома не учитывает наличие антиблаг, потребление которых ухудшает благосостояние индивида (вино для правоверного мусульманина). На самом деле любое благо при увеличении его количества рано или поздно превращается в антиблаго.

Аксиома независимости потребителя - удовлетворение потребителя зависит от количества полученных им благ и не зависит от количества благ, полученных другими потребителями. Иными словами, предполагается, что людям чужды чувства зависти и сострадания.

Две последние аксиомы в принципе не являются обязательными, однако их использование заметно упрощает построение теории потребления.

Существуют два основных подхода к анализу полезности. Они различаются между собой тем, как можно измерить полезность.