Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.

Экономическое развитие общества — многоплановый процесс, охватывающий все сферы экономической деятельности. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основным из них является ВВП/НД на душу населения.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития чаще всего анализируется экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономическое развитие и его уровень

Экономическое развитие страны

Сущность экономического развития

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, повышение уровня и качества жизни населения.

Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он включает периоды роста и спада.

Так. в России в 90-е гг. трансформация экономической системы сопровождалась резким сокращением производства, деградацией экономической структуры, а уровень и качество жизни снизились у большинства населения.

По уровню экономического развития различают развитые страны (США, Япония, ФРГ, Швеция, Франция, Австралия и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия и др.); наименее развитые (в основном государства Тропической Африки). Россия по одним показателям может быть отнесена к развитым, по другим — к развивающимся государствам.

Показатели уровня экономического развития

Разнообразие исторических и географических условий, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми располагают разные страны, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:

  • ВВП/НД на душу населения;
  • структура экономики;
  • уровень и качество жизни населения.

ВВП/НД на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития. В 2002 г. НД на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности, в Люксембурге составлял 51 060 долл., что более чем в 100 раз превосходит НД на душу населения в самой бедной стране — Сьерра-Леоне (490) и даже выше, чем в США (35 060), хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России НД надушу населения в том же году составил 7820 долл. Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона (Бразилии, Мексики, Аргентины), чем развитой.

В некоторых развивающихся странах (например, в Кувейте) показатель ВВП/НД на душу населения достаточно высокий, однако отраслевая структура экономики не соответствует современным требованиям. Для развитых стран характерна низкая доля сельского хозяйства и других отраслей первичного сектора, высокая доля вторичного сектора (прежде всего за счет обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения; преобладающая доля третичного сектора, прежде всего за счет образования, здравоохранения, науки и культуры, жилищно-коммерческого сектора). Отраслевая структура экономики России характерна, скорее, для развитой, чем для развивающейся страны.

Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы (показатели) продолжительности жизни, охвата населения образованием, уровня жизни (объема ВВП надушу населения по паритету покупательной способности). В 2001 г. индекс в России составил 0,779, что было немногим выше среднемирового значения и по-прежнему ниже, чем в 1985 г. (0,811), хотя и выше, чем в 1995 г. (0,776). В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых — был ниже 0,6, опускаясь даже до 0,275 (Сьерра-Леоне).

Уровень экономического развития страны, определяющий степень ее участия в мировом хозяйстве

Многообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран позволяет оценивать уровень экономического развития конкретного государства не с какой-то одной точки зрения, а всесторонне. Для этого используют несколько основных показателей и критериев, в частности:

  • абсолютный и относительный ВВП (ВНП);
  • национальный доход и доход на душу населения;
  • отраслевая структура экспорта и импорта страны;
  • уровень и качество жизни населения.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве — понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового хозяйства в целом вносит те или иные коррективы в состав основных показателей.

Длительное время в отечественной литературе практиковалось деление мира на две противоположные социально-экономические системы (ранее — даже на два лагеря) — мировую капиталистическую систему хозяйства и мировую социалистическую систему хозяйства. Соответственно, в рамках международного разделения труда рассматривались международное социалистическое разделение труда и международное капиталистическое разделение труда, а в рамках мирового рынка — мировой капиталистический рынок и мировой социалистический рынок (при понимании того, однако, что существует и единое мировое хозяйство, и всемирное разделение труда). Одновременно все страны мира делились на три группы: развитые капиталистические, развивающиеся и социалистические государства. Такая группировка имела ярко выраженную идеологическую окраску, вытекала из блоковой политики противостояния и двухполюсного вйдения мира, хотя и имела определенную объективную основу. С распадом социалистической системы и СССР как единого государства стал более объективным подход, используемый в Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН, объединившей все мировое сообщество, была принята группировка стран без употребления идеологических терминов:

На рубеже 90-х годов, когда в большинстве социалистических стран начались коренные социально-экономические и политические преобразования, в изданиях ООН вместо группы стран с централизованной плановой экономикой были выделены две группы: страны Восточной Европы (включая СССР), которые получили название стран с переходной экономикой, и социалистические страны Азии (Китай, Вьетнам, КНДР, Монголия). Югославию, Кубу и Лаос статистика ООН относит к группе развивающихся стран.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них — разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода надушу населения.

Такой подход используют ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем душевого дохода. В 2005 г. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения: низкий уровень доходов — не более 755 долл., ниже среднего — от 756 до 2995 долл., выше среднего — от 9265 долл.

При другом подходе определяют роль страны в мировом вос- 11роизводственном процессе.

Мир но своей социально-экономической природе крайне неоднороден. В 90-е годы прошлого века можно было выделить три группы стран: промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства; развивающиеся страны (или страны третьего мира); страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Развитые страны с рыночной экономикой составляют сердцевину, ядро мирового хозяйства, решающим образом определяют ход процессов на мировом рынке, в международном разделении труда, в международных валютно-кредитных отношениях, в науч- но-техническом прогрессе. Статистика ООН относит к этой группе почти все страны Западной Европы (кроме Мальты), США и Канаду, Японию, Израиль, Южно-Африканскую Республику, Австралию и Новую Зеландию. При всех различиях эти государства однотипны по своей экономической структуре, имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Развивающиеся государства и территории с рыночной экономикой — это крупнейшая, наиболее разнообразная и сложная группа в современном мировом хозяйстве. К ней статистика ООН относит большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую грань между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. — провинция Китая, Сянган) и Тайвань, а также Бразилию, Аргентину по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно относятся пока к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы запаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она составляет лишь около 50% от уровня стран Западной Европы.

Промышленно развитые страны с рыночной экономикой

Эту группу составляют 25 государств с населением 1,2 млрд человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, дают 70-75% мирового промышленного производства. Валовой внутренний продукт на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

Промышленно развитые страны — главные производители промышленной и сельскохозяйственной продукции, несмотря на наметившуюся тенденцию к некоторому снижению их доли в мировом производстве.

Развитые страны характеризуются двумя главными особенностями — относительно равномерным распределением доходов и относительно равномерным хозяйственным освоением территории. Для них свойственна социальная ориентированность экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.). Большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП) и внедрение се достижений в производство определяют высокий интеллектуальный уровень труда. Гуманизация экономики развитых стран означает высокий процент расходов на медицину, образование, культуру. Значительны расходы и на охрану окружающей среды (3-4% ВНП), что подтверждает высокий уровень экологизации экономики.

В промышленно развитых странах происходит падение роли «нижних этажей» индустрии (традиционно добывающие отрасли) и одновременно наращивание производства в «верхних этажах» за счет развития отраслей высоких технологий. Передача «низкоквалифицированных» производств в развивающиеся страны и сохранение у себя только верхней части производственного комплекса — это не что иное, как своего рода инструмент конкурентной борьбы со странами с низким уровнем заработной платы, с импортом дешевых изделий из стран «новой индустриализации». Развитые государства — экспортеры не только промышленной продукции, но и капитала.

По роли в мировой политике и экономике эти страны условно можно подразделить на три группы.

Первую образует семерка главных стран: США, Япония, Германия, Франция. Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется не только размерами территории и численностью населения, но и важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли. К числу этих стран, безусловно, можно отнести и Россию и говорить уже о «большой восьмерке».

Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размеру европейские государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экономических и политических взаимоотношениях между странами первой группы. Отдельные страны рассматриваемой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике.

В третью группу входят страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развивающиеся страны

Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки — развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрно-минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем этим странам присущи свои особенности.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государства и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы страны. Используя эти критерии, можно выделить пять фупп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу составляют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ и др.). Их характерные признаки: высокий доход надушу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение. Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства. Так, доходы от продажи нефти в Кувейте составляют 95% доходной части бюджета, а в Саудовской Аравии — 80%. На каждого гражданина Кувейта в 2005 г. приходилось 7000 нефтедолларов. Для сравнения: в США на каждого гражданина приходится в среднем 90 нефтедолларов, а в России — 11,3.

Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП надушу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию — страны с огромными территориями и населением, природно- ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления надушу населения (ВВП надушу населения — около 300-500 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

В последнюю, пятую группу входят наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Одни из них не имеют выхода к морю, а другие — слабо связаны с внешним миром. В этой группе стран чрезвычайно низкий доход надушу населения (например, в Эфиопии — 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Страны с переходной экономикой

С начала 1990-х годов к этой группе относят страны Восточной Европы и бывшего СССР. Они обладают значительным экономическим потенциалом и последние 10-15 лет заняты переходом (трансформацией) от авторитарных политических режимов к плюрализму, многопартийности и демократии, от централизованно управляемой экономики к рыночному ведению хозяйства.

Немало общего прослеживается в путях исторического и социально-экономического развития этих стран, особенно во второй половине XX в. После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. В большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х годов превысила 10%. Однако административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, огромные военные расходы привели к замедлению темпов экономического роста и роста производительности груда.

Следствием этого были отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что такая нерыночная модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР, оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному поворочу в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

Группа стран с переходной экономикой состоит из 27 государств и производит около 23% мирового ВВП. Все эти страны развиваются по пути догоняющего развития и с разным успехом осуществляют либо заканчивают переход к рыночной экономике. Часть стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Литва, Латвия, Эстония) практически достигли уровня развитых стран с рыночной экономикой, вступили в Европейский союз, ввели единую европейскую валюту евро. Другие страны ЦВЕ, такие как Болгария и Румыния, хотя и вступили в ЕС, по своим экономическим показателям еще далеки от развитых индустриальных стран. Бывшие республики Югославии находятся на разных этапах перехода в силу сложившихся военных событий и гражданских волнений на протяжении последних 15 лет.

В республиках СНГ переход осуществляется также с разной скоростью. Более всего отстают Туркмения, Таджикистан, Узбекистан. А Казахстан и Украина, наоборот, проводят постепенно экономические реформы. В то же время нельзя не отмстить решающую роль политических влияний на ход экономических реформ в постсоветских странах. Волна так называемых цветных революций, прошедших на Украине, в Грузии, Киргизии в связи с борьбой национальных элит за власть, резко ухудшила экономическое положение этих стран, замедлила ход экономических реформ, несмотря на активную помощь западных заинтересованных сторон.

Таким образом, в странах с переходной экономикой осуществляются системные реформы, составляющими которых являются: ли- берализация хозяйственной жизни (снижение роли государства в экономике); институциональная трансформация (появление и развитие частной собственности, институтов частной собственности, институтов конкуренции); структурная трансформация (перелив финансовых и других ресурсов в те отрасли, которые в условиях конкуренции на внутреннем и внешних рынках приносят наибольшую прибыль); реформирование законодательства и социальной сферы.

Начало реформ пришлось на 1990-е годы и в большинстве переходных экономик привело к финансовым кризисам и экономическим спадам. В большинстве стран СНГ объем ВВП на протяжении 10 лет (с 1990 по 1999 г.) сократился примерно на 40%. Наибольший спад — до 60% — наблюдался в странах с межрегиональными конфликтами и гражданскими волнениями: Молдавии, Таджикистане, Армении. В странах ЦВЕ падение экономики продолжалось не более двух-четырех лет, ВВП сократился примерно на 15-20%.

С начала XXI в. практически во всех странах с переходной экономикой темпы экономического роста заметно выросли и составили 6-8% в год, что превосходит темпы роста ВВП в развитых индустриальных странах. В ходе трансформации социально-экономической системы страны СНГ заложили фундамент рыночной экономики новой политической системы. При этом сохраняются существенные различия в экономическом положении отдельных стран. Экономики этих стран стали значительно более открытыми, увеличилась доля внешней торговли в ВВП этих стран, выросли иностранные инвестиции на их территории, однако при общем росте объема внешнеэкономических связей объем взаимной торговли стран СНГ сократился.

В конце первого десятилетия XXI в. можно констатировать фактическое завершение перехода постсоциалистических стран ЦВЕ, за исключением Белоруссии и Туркмении, от однопартийной системы и плановой экономики к многопартийной демократии и рыночной экономике. Таким образом, парадигма переходного периода практически реализована.

Однако процессы глобализации мирохозяйственных связей, получившие импульс для своего развития в конце XX в., сушест- венно изменили подход к определению места национальной экономики в мировом хозяйстве. Не социалистические или капиталистические страны, не развитые индустриальные или развивающиеся страны, а центр и периферия мирового хозяйства — так стоит вопрос в начале XXI в.

Место России в мировой экономике и международных экономических отношениях

Экономика России — неотъемленная часть мировой экономики, а ее внешнеэкономические связи составляют звено международных экономических отношений.

Особенность участия России в мировом хозяйстве состоит в том, что до 1992 г. се экономическое развитие осуществлялось в рамках единой централизованной плановой экономики Советского Союза, единого народно-хозяйственного комплекса с высокой степенью интеграции и единым управлением.

Экономика СССР длительное время развивалась изолированно от мирового хозяйства, на принципах автаркии; внешние экономические связи, особенно в 30-50-е годы, были минимальными и не соответствовали значительному экономическому потенциалу страны. С 60-х годов участие СССР в мировой экономике расширяется — первоначально главным образом в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и на основе связей с рядом развивающихся государств, а затем и с развитыми государствами Западной Европы и Японией.

Вплоть до середины 80-х годов включение СССР в мирохозяйственные отношения строилось в значительной степени на идеологической основе, на базе противоборства двух социально-экономических систем и военного противостояния двух сверхдержав (СССР и США) и двух военных блоков (Варшавского Договора и Организации Североатлантического договора — НАТО).

Изоляция экономики СССР от мирового хозяйства имела целый ряд негативных последствий. Главное из них — техническое и технологическое отставание. Научно-техничсская революция, которая привела к коренной перестройке экономики развитых стран и мировой экономики в целом в 70-80-е годы, как бы обошла стороной экономику СССР (за исключением некоторых отраслей военно-промышленного комплекса) и его партнеров по СЭВ. Между тем экстенсивные факторы и преимущества централизованного планирования, сыгравшие свою положительную роль на определенных этапах экономического развития, были исчерпаны, нарастали кризисные явления, рост экономики замедлился или даже прекратился.

Одна из целей перестройки, объявленной в середине 80-х годов, состояла во включении СССР в систему мирохозяйственных связей, что должно было способствовать ускорению экономического развития и преодолению технико-технологической отсталости.

С 1992 г. Россия (Российская Федерация) выступает самостоятельным субъектом мировой экономики и международных экономических отношений. Мировое сообщество признало Российскую Федерацию правопреемником и продолжателем распавшегося СССР. Она заняла место СССР в международных организациях, включая ООН и Совет Безопасности, признала все международные договоры и соглашения, подписанные СССР, и взяла на себя установленные ими права и обязанности. Россия унаследовала статус великой державы, в том числе с военной точки зрения, включая обладание ядерным оружием.

Расширилось участие России в международных экономических организациях, поскольку она вступила в ведущие международные финансовые организации — Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и ряд других. Установлены связи России с интеграционными межгосударственными объединениями, в том числе Европейским союзом, она стала полноценным членом «большой восьмерки», завершается процесс для вступления во Всемирную торговую организацию.

В то же время по важнейшим экономическим показателям место России в мировой экономике значительно ниже, чем обеспечивает ее потенциал.


Смежные предметы
Деньги - сущность, функции и виды
Валовый национальный продукт
Макроэкономическое равновесие
Совокупный спрос и совокупное предложение. Классическая и кейнсианская модель макроэкономического равновесия AD - AS
Мультипликативный эффект
Мультипликатор. Предельная склонность к потреблению и сбережению
Парадокс бережливости Экономическое развитие страны и показатели уровня развития
Экономический рост
Типы и факторы экономического роста
Модели и теории экономического роста
Структурные изменения и кризисы в экономике
Новая экономика и её основные черты
Экономический цикл
Теории экономических циклов
Фазы экономического цикла
Антициклическая политика государства
Безработица
Экономические функции государства