www.Grandars.ru » Экономическая теория »

Экономический выбор

Важнейшая задача и цель развития любой экономической системы - удовлетворение потребностей общества.

Потребность - нужда в чем-либо или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом.

Экономические потребности

Потребности могут быть физиологическими (потребность в продуктах питания, тепле, безопасности), социальными (потребность в общении, уважении) и пр. Экономисты изучают экономические потребности человека, которые также можно классифицировать по ряду критериев. Например, различают первичные и вторичные потребности. К первым относятся потребности, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (потребность в еде, одежде, жилье). Ко вторым относят все остальные потребности (потребность в образовании, досуге).

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает может быть названа законом возвышения потребностей.

Экономические блага

Блага - это средства, используемые человеком, группой людей и обществом в целом для удовлетворения собственных потребностей.

Неэкономические блага имеются в неограниченных масштабах (воздух, вода), каждый человек потребляет их столько, сколько считает нужным.

Экономические блага создаются в относительно ограниченных объемах - это природные и людские ресурсы, а также ресурсы, созданные человеческим трудом для дальнейшего использования в производстве новых товаров и услуг.

Виды экономических благ:

1. по принадлежности:

  • частные (платность и возможность разделения на части; принадлежат отдельным лицам или организациям, которые осуществляют индивидуальное пользование);
  • общественные (с понятием общественных благ связана «проблема безбилетника» - их невозможно запретить использовать тем, кто не платит за них, поэтому они бесплатны для общества; характерная черта - отсутствие конкуренции между потребителями общественного блага), например уличное освещение, бесплатное медицинское обслуживание, оборона государства, среднее общее образование и т.д.;

2. по материальной / нематериальной форме:

  • товар - экономическое благо, имеющее материальную форму, создаваемое для дальнейшей продажи;
  • услуга - нематериальное экономическое благо, которое имеет вид полезного действия, производимого для удовлетворения потребности человека.

Товар обладает:

  • потребительской стоимостью (полезен и используется для удовлетворения потребностей людей);
  • меновой стоимостью (возможен обмен товара на товар или товара на денежную сумму).

Ресурсы производства

Ценности, которыми обладает данное общество и которые используются для производства материальных и нематериальных благ, называются ресурсами производства. Иными словами, это потенциал, которым обладает данное общество и который использует.

Исходя из функционального назначения, все ресурсы подразделяются на четыре основные группы:

Природные ресурсы нам дарит природа. Они в свою очередь делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые, восстанавливаемые и невосстанавливаемые.

Материальные ресурсы - к ним относятся средства производства, созданные трудом человека.

Трудовые ресурсы включают в себя население страны трудоспособного возраста.

Финансовые ресурсы - к ним относятся реально выделенные денежные средства на организацию производства.

В прошлом столетии люди обратили внимание на то, что ресурсы, которых было много, стали истощаться. По мнению ученых, в мире в ближайшие 100 лет возникнет серьезная проблема по потреблению основных энергоресурсов: нефти, газа, угля. Уже сегодня существуют серьезные проблемы с производством меди, алюминия, цинка, никеля, золота, серебра и других технически важных металлов. Подобная ситуация поставила перед производителями задачу экономно и эффективно использовать ограниченно имеющиеся ресурсы.

Смотрите также по теме «Экономический выбор»