Экономические законы

Среди экономических законов особое значение имеют законы:

Закон конкуренции

Под конкуренцией понимается соперничество предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, с целью привлечения потребителей именно к своей марке. Конкуренция является одной из важнейших концепций рыночной экономики, обосновывающей закономерности капиталистического способа производства. Цель конкуренции — обеспечить условия для получения максимальной прибыли и достижения экономической эффективности производства.

На разных исторических этапах развития общества закон конкуренции принимал различные формы. В российском обществе частным проявлением закона конкуренции выступал закон социалистического соревнования, характерный для советского периода. Однако было бы ошибкой идеологизировать закон социалистического соревнования, полагая, что он является сугубо советским достоянием. Проблему соревнования как эффективной формы самовыражения личности рассматривали еще социалисты-утописты Т. Мор (1478-1535), Т. Кампа- нелла (1568-1639), Ш. Фурье (1772-1837), К. Сен-Симон (1760-1825). Распространение закона социалистического соревнования в России происходило в начале XX в. Ленин в своей работе «Очередные задачи Советской власти» (1918) сформулировал базовые принципы этого закона: живая сила примера, гласность; новая организация труда, договор как основа развертывания социалистического соревнования. При этом Ленин считал развитие соревнования в экономической сфере неотъемлемым условием развития социалистического общества, возлагая на него функцию экономического механизма развития нового общества. Как показала история, закон социалистического соревнования не смог в полной мере выполнить своих регулятивных функций, поскольку исходил из влияния власти на зависимых от нее индивидов. В законе о социалистическом соревновании заложено противоречие между «желанием индивида проявить себя в трудовой деятельности и стремлением помочь трудовому коллективу. Разрешение этого противоречия ожилалось на личностном уровне». По мнению многих специалистов, замена закона конкуренции законом социалистического соревнования существенно ослабила возможности взаимодействия законов разделения и перемены труда, так как закон разделения труда оказался лишенным естественных стимулов развития, а действие закона перемены труда сузилось и свелось преимущественно к совмещению профессий на производственных (поточных) линиях, освоению смежных профессий, отраслевым видам переобучения.

Сферой действия закона о конкуренции является все общественное производство, тогда как источником саморазвития выступает социальное противоречие между стремлением каждого человека максимально реализовать себя в борьбе за выживание и сопротивлением общественной среды. Интенсивность конкуренции на рынках товаров и услуг в условиях рыночной экономики постоянно возрастает, а виды конкуренции, точнее, конкурентной борьбы усложняются, становятся разнообразнее и принимают все более опосредованный характер. Результаты конкурентной борьбы зависят от субъектов конкуренции, а также конкретных финансово-экономических условий развития общества.

При анализе социальных отношений в сфере экономики и финансов полезно учитывать виды конкуренции: совершенная (или «чистая»), монополистическая, олигополистическая (конкуренция между немногими), чистая монополия. Наиболее тесное взаимодействие законов разделения и перемены труда обеспечивает совершенная конкуренция, предполагающая отсутствие контроля над ценой, эластичный спрос, отсутствие ограничения свободного предпринимательства и развития бизнеса. Есть и такой вид конкуренции, как конкуренция количествами — конкуренция на олигополистическом рынке, когда предприятия варьируют не цены, а объемы производства (количества). Впервые этот вид конкуренции был рассмотрен Антуаном Курно в 1838 г.

В связи с усилением конкуренции на рынках труда и товаров и в то же время высоким уровнем бедности российского населения, введением монетизации социальных льгот усиливается интерес к социологическому анализу «проблемы зайца» — проблемы минимизации потерь общества, связанных со стремлением населения потреблять как можно больше публичных товаров, распределяемых бесплатно. Однако вследствие несовершенной конкуренции на российском рынке товаров и услуг, стремления производителей к быстрому обогащению последним невыгодно увеличивать «публичные товары», которые могут распределяться бесплатно среди бедных и нищих слоев населения.

Итак, с позиций социологического подхода конкуренция — это социальный процесс экономического развития производителей товаров и услуг, сопровождающийся столкновением интересов субъектов конкуренции (социальных организаций, институтов, индивидов), приводящий к возникновению конфликта интересов и поведения конкурирующих сторон и оказывающий прямое или косвенное воздействие на состояние рынка, а также на экономическое поведение производителей и потребителей.

Важными социальными показателями процесса конкуренции являются:

  • конкурентоспособность, проявляющаяся во взаимодействии конкурирующих сторон — субъектов экономической деятельности;
  • добросовестность конкуренции, связанная с нормами этики и культуры конкурирующих субъектов.

Закон разделения труда

Закон разделения труда определяет динамику разделения труда на различные виды в зависимости от критериев — труд умственный и физический; промышленный и аграрный; управленческий и исполнительский и т.д. Этот закон является основой для деления общества на социальные группы, занятые соответствующими видами труда. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» (1893) отмечал: «Хотя разделение труда существует не со вчерашнего дня, но только в конце прошлого века общества начали осознавать этот закон, который до того времени управлял ими почти без их ведома». В современных условиях развития рыночной экономики возрастает роль науки как компонента производства, а разделение труда все сильнее зависит от развития системы образования.

В контексте развития современной концепции «экономики знаний» социологи рассматривают статусность различных видов труда, их совмещение, появление новых профессий и видов трудовой деятельности, расширение сектора третичного образования, которому в рамках российской системы образования соответствуют среднее и высшее профессиональное образование, а также поствузовское образование (аспирантура и докторантура). Поствузовское образование должно сыграть решающую роль в формировании интеллектуального потенциала и развитии новых видов интеллектуального труда.

Дня социологического анализа важной проблемой являются социальные последствия разделения общественного труда, в частности процесс формирования российского среднего класса, интегрирование в его структуру представителей разных социально-профессиональных слоев квалифицированных специалистов.

Закон перемены труда

Закон перемены труда непосредственно связан с законом разделения труда и является «всеобщим законом общественного производства». Этот закон возник в ходе Промышленной революции XVI11-XIX вв., когда усилилась зависимость вида труда от технического прогресса и его внедрения во все виды производства.

Данный закон отражает подвижность функций работника, потребность в смене рода деятельности. Предприятие исходя из запросов производства и интересов работодателя может неоднократно менять персонал, добиваясь формирования качественной рабочей силы. Таким образом, закон проявляется в переходе от одного вида деятельности к другому и предполагает наличие у индивида способности к такому переходу. Перемена труда развивает способности и профессиональные навыки работника. При этом овладение рядом специальностей не просто расширяет диапазон трудовой деятельности человека (наемного работника), но повышает его конкурентоспособность на рынке труда. В конечном счете в законе перемены труда заключено требование замены работников, обладающих ограниченными трудовыми и профессиональными навыками, работниками с высоким уровнем профпригодности для быстроменяющихся запросов технизирующегося производства. Инструментами достижения таких мобильных качеств работающего выступают профессиональное образование, система повышения квалификации и переквалификации. Действие этого закона в полной мере проявляется на рынке труда, в качественной характеристике рабочей силы и связывает рынок труда с рынком образовательных услуг.

В условиях российской рыночной экономики можно выделить три формы функционирования закона перемены труда:

  • изменение вида трудовой деятельности в рамках имеющейся профессии;
  • изменение вида работы;
  • сочетание основного вида трудовой деятельности с другими ее видами.

Изменение структуры российского рынка труда и занятости в свою очередь изменило характер спроса. При общем резком падении в начале 1990-х гг. трудовой мобильности в производственной сфере, сокращении занятости инженерно-технических работников увеличился запрос рынка труда на специалистов финансово-экономического профиля, юристов, менеджеров, работников сферы торговли.

Мировой рынок труда в условиях глобализации порождает необходимость во все возрастающей миграции трудовых ресурсов, адаптации работников к запросам национальных рынков трудовых ресурсов, нуждам работодателей и потребителей. Эти процессы порождают новое явление - флексибилизацию - повышение гибкости работодателей в использовании рабочей силы. Флексибилизация как одна из форм проявления закона перемены труда отражает способность организации адаптировать свое производство к спросу на рынках товаров и услуг с учетом их качества и количества, а также обеспечивать необходимое качество рабочей силы для нужд производства. Социальные аспекты флексибилизации и социальные последствия ее развития представляют непосредственный интерес как предмет социологического анализа.

Закон спроса и предложения

Законы спроса и предложении - фундаментальные экономические законы рыночной экономики. Они отражают действие двух рыночных сил — спроса и предложения. Результатом их взаимодействия является «соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене».