Богатство народа по Адаму Смиту

Богатство по Смиту

Богатство — годичный труд народа, который создает фонд продуктов для существования и удобства жизни

Богатство — не деньги и не специфический продукт какой-либо отрасли. Источник богатства не следует искать только во внешней торговле или сельскохозяйственном производстве

Богатство — продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессий

Сущность богатства — годовой труд нации, направляемый на потребление

В основе роста богатства — разделение труда

Продукты труда создаются как товары — для обмена

В основе пропорций обмена лежат затраты труда. Не индивидуального. а общественно необходимого;

Пропорции обмена определяются трудовыми затратами — в соответствии с законом стоимости

Кто является создателем богатства?

Трудовая теория стоимости. Источники богатства

Каковы источники роста богатства в соответствии с взглядами А. Смита, Д. Рикардо? Адам Смит считал, что источник богатства не следует искать во внешней торговле (меркантилисты) или сельскохозяйственном производстве (физиократы). Богатство — продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессий.

Источником богатства, создателем всех ценностей служит труд. Посредством труда первоначально различные блага (продукты питания, одежда, материал для жилища) были отвоеваны у природы и преобразованы для нужд человека. «Труд был первой ценой, первоначальным платежным средством, каким было заплачено за все веши. Не золотом и серебром, а именно трудом изначально были куплены все на свете богатства».

Итак, по концепции классиков, истинный создатель богатства — «годовой труд каждой нации», направляемый для потребления. По современной терминологии, это — валовой внутренний продукт (ВВП). Терминология изменилась, и в настоящее время под национальным богатством понимают уже не годовой продукт нации, как во времена Смита, а накопленный и синтезированный труд за многие годы, богатство нации как результат материализованного труда нескольких поколений.

Смит проводит различие между теми видами труда, которые воплощаются в материальных вещах, и теми, которые подобно труду домашнего слуги представляют собой услугу, а услуги «исчезают в самый момент их оказания». Если груд полезен, это еше не означает, что он производителен.

По Смиту, производителен труд в материальном производстве, т.е. труд рабочих и фермеров, строителей и каменщиков. Их труд создает стоимость, умножает богатство. А труд чиновников и офицеров, администраторов и ученых, писателей и музыкантов, юристов и священников стоимости не создает. Их труд полезен, нужен обществу, но не производителен.

«Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре... который продолжал бы существовать и по прекращении труда...»

Предпосылка роста богатства — разделение труда. Оно способствует применению более совершенных машин и механизмов, более эффективных приемов, облегчающих труд, делающих его более результативным.

Знаменитый пример Смита с работой булавочной мануфактуры упоминается во многих учебниках. Если каждый, работая в одиночку, выполняет все операции, то за день работы он способен произвести 20 булавок. Если же в мастерской занято 10 рабочих, каждый из которых специализируется на одной операции, то вместе они произведут 48 000 булавок. В результате мануфактурной организации труда его производительность возрастает в 240 раз.

Обмен товара на товар эквивалентен затраченному труду. Результат обмена взаимовыгоден. Пропорции обмена определяются общественно необходимыми затратами труда (согласно закону стоимости).

В числе других факторов умножения богатства Смит выделяет рост населения, увеличение доли населения, участвующего в производстве, переход от мануфактуры к фабрике, свободу конкуренции, отмену таможенных барьеров.

Вклад А. Смита в экономическую науку

Первое. О мотивах и стимулах хозяйственной деятельности, об основополагающих принципах рыночного механизма. В отличие от физиократов, которые считали, что экономический строй — это система, которую должен открыть творческий ум, а властитель утвердить, Смит исходит из того, что ни изобретать, ни создавать хозяйственный строй нет необходимости. Такой строй существует.

Ученый распознает и описывает его механизм, составные элементы и отношения. В основе хозяйственного механизма находится и действует «экономический человек». В погоне за собственной выгодой он направляется «невидимой рукой» к достижению такого результата, который и не входил в его намерения. Преследуя собственный интерес, человек способствует общей выгоде.

Второе. Свободе экономической деятельности индивидумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит выступает прот ив излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритредерства, против протекционизма.

Третье. Теории стоимости и цены разработаны как исходные категории в общей теоретической системе экономической науки. Основной труд Смита отличают многоплановость рассматриваемых проблем, их систематизация, с одной стороны, реализм, практическая значимость многих положений — с другой.


Смежные предметы
История экономических учений
История экономических учений
Основные направления экономической теории и мысли
Экономические учения Древнего мира и в период средневековья
Экономическая мысль античностиЭкономическая мысль Древнего мира и Средневековья Экономические учения в России
Отечественная экономическая мысльРусская правда Ярослава МудрогоЭкономисты России и их теоретические разработки Современная экономическая теория
Меркантилизм. Ранний и поздний меркантилизм
Политика меркантилизмаШкола меркантилизма. Развитие экономической теории меркантилизма Физиократы - экономическая теория и представители физиократов
Франсуа Кенэ, его учениеЭкономическая таблица Ф. КенэТюрго, Анн Робер Жак - его экономическое учениеПредставители классической школыПолитическая экономия. Экономическая классическая школаКлассическая экономическая теорияБогатство народа по СмитуАдам Смит - экономическая теория и принципы учения А. СмитаДавид Рикардо - теории и экономическое учение Д. РикардоЖан Сэй - теории и учение СэяУильям Петти - экономические теории и учение У. Петти Неоклассическое направление
Неокейнсианское направлениеМодель Харрода - Домара Неолиберализм, его школы и основные идеи
Неолиберальное направлениеМонетаризм Институциональное направление
Этапы развития экономической теории