www.Grandars.ru » Бухгалтерский учет » Основы бухгалтерского учета »

Пользователи бухгалтерской отчетности

Пользователи бухгалтерской финансовой отчетности

Уровень развития рыночных отношений и финансового рынка является одним из основных факторов, влияющих на информативность отчетности.

Российская экономическая система все еще находится в стадии формирования, что приводит к тому, что потребности основных пользователей отчетности не проработаны.

Пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:

1. Внутренние пользователи, такие как администрация организации, руководители подразделений, служащие, менеджеры, имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации (данные управленческого и финансового учета) и несут ответственность за принимаемые решения.

2. Внешние пользователи функционируют вне организации, и их следует разбивать на следующие подгруппы:

  • с прямым финансовым интересом;
  • с косвенным финансовым интересом;
  • без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом - участники (собственники) организации, настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы (в том числе поставщики), а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют вероятность и сроки их возврата. Прямой интерес проявляется в заинтересованности пользователя результатами деятельности организации. Предмет анализа этой подгруппы — финансовое положение фирмы, результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, страховыми компаниями, профсоюзами и т.д. К этой подгруппе также можно отнести заказчиков, интересующихся информацией о перспективах функционирования предприятия. Косвенный интерес связан с заинтересованностью в существовании организации и продолжении ее деятельности в будущем.

Пользователи без финансового интереса (органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы, биржи). Пользователи этой подгруппы проявляют интерес к отчетной информации с целью:

  • проверки законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы);
  • получения статистической информации для пополнения данных макроуровня путем обобщения показателей отчетности отдельных организаций (федеральная служба государственной статистики). Каждый из пользователей финансовой отчетности имеет свои
  • информационные потребности.

Руководство организации для принятия стратегических и тактических управленческих решений повседневно использует информацию о деятельности экономического субъекта.

Работники организации, как пользователи финансовой отчетности, заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, систему премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, другие социальные льготы, возможности дальнейшего трудоустройства.

Собственникам организации (полным товарищам, акционерам, пайщикам и т.д.) учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения дохода.

Инвесторы, вкладывающие свой капитал, желают получить представление об уровне дивидендных выплат, о риске, связанном с инвестициями, и о доходе на них и, варьируя содержимым своих портфелей ценных бумаг, стараются минимизировать этот риск.

Кредиторов интересует информация об условиях кредитования фирмы, позволяющая им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему в перспективе.

Заимодавцев интересует информация, будут ли выплачены причитающиеся проценты в срок.

Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в коммерческих связях. Поставщиков волнует, будут ли своевременно и полно осуществляться расчеты, выполняться контрактные обязательства. Покупателей интересует информация о стабильности компании.

Налоговые и финансовые органы имеют право получать не только отчетную. но и всю другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов.

Правительственные органы наделены правами получения дополнительной информации. Они заинтересованы в распределении ресурсов. Им также требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, распределять национальный доход.

Таблица 1. Пользователи бухгалтерской отчетности, их интересы и цель анализа финансовой отчетности

Группа пользователей финансовой информации

Потребность в информации, позволяющей определить:

Направления анализа финансовой отчетности

Собственники

Уровень доходности капитала и финансовой устойчивости; направления разработки финансовой стратегии компании

Рентабельность, структура капитала; выявление денежных доходов; возможности мобилизации внутренних ресурсов; направления снижения себестоимости продукции; оптимальное распределение и использование прибыли; определение потребности в оборотных средствах; рациональное использование капитала предприятия

Работники и их представители

Стабильность и прибыльность работодателя; способность организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест

Степень участия в распределении прибыли, заработанной организацией

Поставщики и подрядчики

Будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы

Платежеспособность

Кредиторы и заимодавцы

Будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации кредиты и займы и выплачены соответствующие проценты

Ликвидность, платежеспособность, способность организации генерировать положительный денежный поток

Налоговые органы

Поступление налоговых платежей в федеральный и местные бюджеты

Анализ показателей, формирующих налоговую базу организации

Инвесторы и их представители

Текущую и будущую стоимость организации;

рискованность и доходность предполагаемых или осуществленных инвестиций; возможность и целесообразность распоряжаться инвестициями; способность организации выплачивать дивиденды

Риски на вложенный капитал; эффективность ведения текущей, финансовой, инвестиционной и прочей деятельности, посредством определения суммы денежных потоков, генерируемых предприятием в прогнозном и продленном периоде с учетом всех его активов и за вычетом обязательств

Менеджеры

Значения ключевых финансовых показателей, установленных руководством компании для каждого уровня управления

Анализ факторов, повлиявших на формирование достигнутого уровня ключевых финансовых показателей

Покупатели и заказчики

Возможности продолжения деятельности организации

Платеже- и конкурентоспособность

Общественность в целом

Роль и вклад организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях

Анализ социальных показателей отчетности

Можно выделить также такого пользователя отчетной информации, как общественность. Общественность может включать наемных работников, клиентов, нал о го плательщиков, участников пенсионных схем, которые приобрели ценные бумаги компании, и прочих, заинтересованных в публикуемой информации лиц (финансовые аналитики, журналисты, конкуренты). Можно утверждать, что общественность в целом имеет право на получение информации о деятельности организаций, существующих в рамках экономической системы. Ее интересует благосостояние компании и диапазон сферы деятельности, что необходимо для оценки возможного вклада компании в развитие общества. В некоторых случаях информация предоставляется напрямую членам профсоюзов, если предполагается расширение или сокращение штата, и т.п. Прочие заинтересованные лица и организации, непосредственно или опосредованно участвующие в капитале организации, ожидают, что деятельность продолжится, и они получат доход.

Состав, содержание и форма формирования информации, предоставляемой пользователям, зависят от модели учетной системы. Наиболее известной следует считать классификацию, включающую:

Англо-американо-голландскую модель (учетная система отличается максимальной степенью раскрытия информации, прежде всего для инвесторов и кредиторов; учетные стандарты разрабатываются при активном участии профессиональных организаций);

Континентальную модель (большая часть стран Европы. Япония, с определенной долей условности и Россия; наличие законодательного регулирования бухгалтерского учета; отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственного регулирования);

Южноамериканскую модель (ориентация учетной системы на высокий уровень инфляции; финансовая система нацелена на государственные потребности, прежде всего налоговые, и строго регламентирована).

Рекомендуемые формы отчетности не способны полностью удовлетворить информационные потребности всего спектра пользователей.


Смежные предметы