Рынок банковских услуг

Рынок банковских услуг (банковский рынок) — очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Данное обстоятельство предопределяет множественность критериев разграничения структурных элементов рыночной системы. Поэтому правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.

Основными критериями для структурирования банковского рынка являются:

  • объект купли-продажи (товар);
  • целевые группы потребителей;
  • пространственный признак.

Рассмотрим названные основные подходы к структурированию банковского рынка по отдельности.

Банковский рынок как система отраслей

Наиболее распространенным является структурирование банковскою рынка по товарному (продуктовому) признаку, т.е. по видам оказываемых услуг. В товарной структуре банковского рынка можно выделить:

  • рынок кредитных услуг;
  • рынок инвестиционных услуг;
  • рынок расчетно-кассовых услуг;
  • рынок трастовых услуг;
  • рынок консультационных услуг;
  • прочие рынки.

Однако на этом деление банковского рынка но товарному признаку не заканчивается. Каждый из перечисленных рынков, в свою очередь, складывается из рынков отдельных услуг, или банковских отраслей.

Каким же образом выглядит отраслевой состав банковского рынка? В рамках каждого из шести выделенных рынков сбыта банковских услуг можно выделить ряд отраслей.

Банковские рынки сбыта и банковские отрасли

Банковские рынки сбыта

Банковские отрасли

Банковские подотрасли

Рынок [[Кредитные услуги/кредитных услуг]]

Кредитование

  • Коммерческое кредитование
  • Потребительское кредитование

Косвенное кредитование

Рынок инвестиционных услуг

Сберегательное дело

  • Вклады до востребования
  • Сберегательные вклады

Инвестиционное посредничество

  • Срочные депозиты
  • Инвестиционное посредничество на фондовом рынке
  • Инвестиционное посредничество на рынке драгоценных металлов и художественных ценностей
  • Инвестиционное посредничество на рынке недвижимости
  • Дилинговый бизнес

Рынок расчетно- кассовых услуг

Расчетно-кассовое обслуживание

Выпуск и обслуживание пластиковых карт

  • Кредитные карты
  • Дебетовые карты
  • Дисконтные карты

Валютное обслуживание

Рынок трастовых услуг

Доверительное управление

  • Доверительное управление имуществом
  • Управленческое обслуживание

Агентское обслуживание

  • Эмиссионное посредничество
  • Депозитарное и трансфер-агентское обслуживание

Рынок консультационных услуг

Консультационное и информационное обслуживание

  • Аудиторское обслуживание
  • Правовое консультирование
  • Управленческое и финансовое консультирование
  • Информационное обслуживание
  • Образовательное обслуживание

Прочие рынки

Хранение, охрана и транспортировка ценностей

Страхование

Рекламное дело

Нотариальное обслуживание

Разработка банковских технологий

Каждая из выделенных отраслей и подотраслей будет характеризоваться своим, специфическим составом конкурентов, потребителей и поставщиков. Соответственно для каждой отрасли банк должен разрабатывать самостоятельную конкурентную стратегию.

Сегментация банковского рынка по группам клиентов

Следующим критерием структурирования банковского рынка являются группы потребителей банковских услуг (фактических и потенциальных банковских клиентов).

В основе сегментации банковского рынка по группам клиентов могут лежать самые разнообразные признаки: правовые, экономические, географические, демографические, поведенческие и др.

Сегментация рынка в зависимости от юридического статуса клиентов предполагает выделение рынков банковских услуг для предприятий (юридических лиц) и населения (физических лиц). В американской практике эти два рынка получили название соответственно оптового и розничного банковского рынков.

Эта классификация, в свою очередь, может быть детализирована. Например, многие западноевропейские кредитные институты выделяют такие группы клиентов:

Расчленение этих рынков на более мелкие сегменты в значительной степени зависит от конкретных целей, преследуемых банковским учреждением.

В частности, плодотворной может быть сегментация рынка частных клиентов по демографическому (возрастному) признаку:

  • молодежь (16-22 года);
  • молодые люди, недавно образовавшие семью (25-30 лет);
  • семьи «со стажем» (25-45 лет);
  • лица «зрелого возраста» (40-55 лет);
  • лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет).

В таблице приводятся характерные черты каждой из этих групп, влияющие на спрос их представителей на банковские услуги.

Сегментация банковского рынка населения по возрастному признаку (на примере стран Запада)

Группа клиентов

Характерные черты

Молодежь (16-22 года)

Студенты; лица, впервые нанимающиеся на работу; более взрослые люди, готовящиеся вступить в брак

Молодые люди, недавно образовавшие семью (25-30 лет)

Люди, впервые покупающие дом и потребительские товары длительного пользования

Семьи «со стажем» (25-45 лет)

Люди со сложившейся карьерой, но ограниченной свободой финансовых действий. Первоочередные цели — улучшение жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи. предоставление образования детям

Лица «зрелого возраста» (40- 55 дет)

У людей этой категории наблюдается рост дохода но мере снижения финансовых обязательств. Важная цель — планирование пенсионного обеспечения

Лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет)

Люди имеют накопленный капитал и стремятся обеспечить его сохранность и настоящий устойчивый доход

Сегментацию рынка предприятий (деловых фирм) можно провести по признаку их размера (используя для этого критерий объема продаж, численности работающих и т.д.). В Великобритании, например, предприятия делятся по величине оборота на три группы:

  • мелкие фирмы (до 0,5 млн ф. ст.);
  • средние фирмы (0,5-4,9 млн ф. ст.);
  • крупные фирмы (5 и более млн ф. ст.).

Другим важным признаком сегментации является характер предпринимательской деятельности фирмы (промышленность, сельское хозяйство, торговля, сфера услуг и т.д.).

Сегментация банковского рынка предприятий по величине торгового оборота и сферам деятельности (на примере стран Запада)

Группа клиентов

Характерные черты

Мелкие фирмы

  • Семейные предприятия с ограниченными финансовыми возможностями. Отсутствие административного аппарата, минимум планирования.
  • Сфера деятельности территориально ограничена. Коммерческий успех связан с политикой 1-2 ключевых лиц. Финансовая экспертиза ограничена советами банка или дипломированных бухгалтеров

Средние фирмы:

  • сфера услуг
  • розничная торговля
  • обрабатывающая промышленность
  • Большое число работников. Потребность в долгосрочных источниках финансирования для расширения операций
  • Большое число работников. Большой объем бухгалтерской и счетной работы, а также операций с наличными деньгами
  • Проблемы финансирования. Потребность в помещениях

Крупные фирмы:

  • сфера услуг и розничная торговля
  • обрабатывающая промышленность
  • сельское хозяйство
  • Ориентация на экспансию и захват рынков. Наличие широкой сети филиалов с обширным персоналом но реализации и административному контролю
  • Большая потребность в капиталовложениях в здания и оборудование. Стремление вводить новые продукты, что порождает необходимость в научно- исследовательских работах. Постоянное стремление к завоеванию новых рынков, особенно за границей
  • Высокий уровень специализации производства. Сезонные проблемы с наличностью, относительно низкая отдача капитала

Пространственная структура банковского рынка

Еше один критерий структурирования банковского рынка, который имеет смысл рассмотреть — пространственный. По этому признаку можно выделить такие сектора:

  • локальный (местный) банковский рынок. Такой рынок может складываться в пределах города, села, региона);
  • национальный (внутренний) банковский рынок. Он складывается в рамках отдельной страны;
  • международный банковский рынок. Здесь можно выделить как бы два подуровня: мировой рынок и рынок межстрановых объединений (например, ЕС).

Следует отметить, что пространственная структура банковского рынка может не совпадать с административно-территориальным делением территории тех или иных стран (поэтому мы и называем ее не территориальной или географической, а именно пространственной). В некоторых странах (причем не обязательно небольших по территории и населению) локальные рынки могут по существу отсутствовать или иметь весьма размытые границы, в то время как в других странах банковская конкуренция по большей части протекает на локальных рынках. Это зависит от уровня развития экономики конкретной страны, степени экономической интеграции ее регионов, возможностей различных групп банковских клиентов и многих других факторов.

Дело в том, что границы рынка определяются исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар (в данном случае — банковскую услугу) на соответствующих территориях и отсутствия этой возможности за их пределами. Высокий уровень развития современных средств телекоммуникации на Западе предоставляет банковским клиентам (прежде всего фирмам) возможность пользоваться услугами финансовых институтов, отделенных от них порой тысячами километров. Потребность в этом может возникать в результате интеграционных процессов в экономике страны, пример тому — Западная Европа.

Россия же, напротив, являет собой пример страны с ярко выраженным локальным характером банковских рынков. Причинами этого являются слабое развитие телекоммуникаций, сепаратистские тенденции в регионах, а также тот факт, что наша страна находится только на начальном этапе формирования рыночной экономики и адекватной ей банковской системы.


Смежные предметы