Рефинансирование банков

Рефинансирование является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики, применяемых центральными банками.

Под рефинансированием понимается предоставление центральным банком коммерческим банкам заимствований, когда они исчерпали свои ресурсы и не имеют возможности пополнить их из других источников (например, на межбанковском кредитном рынке или рынке ценных бумаг) на приемлемых для себя условиях.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные трудности с ликвидностью. Осуществляя рефинансирование банков, Центральный банк выполняет как функцию по реализации денежно-кредитной политики, так и функцию кредитора последней инстанции или банка банков. При этом при выдаче кредитов в качестве кредитора последней инстанции Центральный банк устанавливает процентные ставки, которые могут носить, по сути, штрафной характер и быть выше рыночных.

Кредиты рефинансирования классифицируются в зависимости от:

  • наличия и форм обеспечения (учетные, ломбардные, без обеспечения);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые через аукционы);
  • сроков предоставления (как правило, краткосрочные и среднесрочные);
  • целевого характера (например, целевые, расчетные).

Как правило, в развитых странах рефинансирование центральными банками кредитных организаций осуществляется под обеспечение (под залог ценных бумаг либо путем переучета векселей), однако в периоды финансово-экономических кризисов возможно предоставление и необеспеченных кредитов. Обычно кредиты рефинансирования предоставляются на относительно короткий срок, так как долгосрочные операции нарушили бы принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью.

Банк России с начала до середины 90-х годов XX в. осуществлял рефинансирование коммерческих банков путем предоставления прямых целевых кредитов (без обеспечения) из централизованных ресурсов в целях финансирования отдельных отраслей и регионов (сельского хозяйства, торгово-промышленного комплекса и т.п.).

С 1995-1996 гг. Банк России начал осуществлять рефинансирование коммерческих банков на рыночной основе путем предоставления ломбардных кредитов, в том числе через механизм аукциона.

Ломбардные кредиты предоставляются под залог ценных бумаг, перечень которых определяется центральным банком в Ломбардном списке (в данный список, как правило, включаются государственные ценные бумаги и обязательства первоклассных заемщиков). Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму предоставляемого кредита. При этом при оценке залога применяются поправочные коэффициенты к стоимости ценных бумаг, чтобы избежать потерь в случае снижения их рыночной стоимости.

Механизм предоставления ломбардных кредитов может быть различным: либо по фиксированной ставке, либо по ставкам, определяемым по результатам аукциона. При использовании механизма аукциона отбор заявок, которые будут удовлетворены, осуществляется начиная от заявок с максимальными предложенными ставками к заявкам с более низкими ставками, пока не будет исчерпана сумма кредитных ресурсов, выделенных Центральным банком для данного аукциона. Минимальная ставка заявки, которая включается Центральным банком в группу заявок, подлежащих удовлетворению, называется ставкой отсечения.

Аукционы могут проводиться либо по голландскому способу (когда удовлетворение отобранных заявок осуществляется по ставке отсечения), либо по американскому способу (при котором отобранные заявки удовлетворяются по ставкам, предложенным самими банками).

В целях краткосрочного рефинансирования банков для осуществления ими расчетов и выполнения безотлагательных обязательств и платежей Банк России предоставляет следующие виды кредитов (под залог ценных бумаг из Ломбардного списка, а также векселей и прав требования по кредитным договорам):

  • внутридневные кредиты на срок в рамках одного операционного дня (без процентов),
  • однодневные расчетные кредиты «овернайт» (от англ. overnight — «на ночь») по ставке, равной ставке рефинансирования.

В настоящее время Банком России разработаны и действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на две группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита:

  • кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России;
  • кредитование, обеспеченное нерыночными активами (под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и/или поручительства кредитных организаций).

В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (определен конкретный перечень ценных бумаг — Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями. Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.

Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.

Что касается операций Центрального банка по переучету векселей для коммерческих банков, то в условиях России оно осложнено тем, что сопряжено с высокими кредитными рисками. Значительная часть российских предприятий находится в сложной финансовой ситуации, некоторые имеют значительные задолженности. Проведение Банком России операций по переучету коммерческих векселей, выданных российскими предприятиями, с одной стороны, могло бы спровоцировать банки принять на себя чрезмерные риски при учете (покупке) таких векселей, а с другой — могло бы привести к финансовым потерям самого Банка России, связанным с возможным неисполнением предприятиями своих обязательств по погашению задолженностей по векселям. Именно поэтому основным механизмом передачи дополнительной ликвидности банкам в России остается предоставление кредитов.

В условиях стабильной экономической ситуации в странах с развитой рыночной экономикой значение операций рефинансирования постепенно снижается с развитием денежных и финансовых рынков, применением инструментов более «тонкой настройки». Однако в условиях финансово-экономических кризисов, сопровождающихся угрожающими кризисами ликвидности банков и потерей ими платежеспособности, происходит усиление роли этих инструментов денежно-кредитного регулирования.

Банк России в условиях финансово-экономического кризиса расширил возможности рефинансирования для кредитных организаций путем увеличения объемов и сроков предоставления ломбардных кредитов (до максимально возможного срока, разрешенного Банку России в соответствии с законодательством, — 1 год), расширения списка активов, принимаемых в качестве обеспечения (в том числе нерыночных), предоставления кредитов без обеспечения (введенных в действие с октября 2008 г.).

Целью Банка России на ближайшую перспективу является создание единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты на срок до одного года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в рамках указанного единого механизма рефинансирования банки — потенциальные заемщики будут заключать с Банком России «рамочные» соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов Банка России под залог (блокировку) указанного имущества. В «единый пул обеспечения» предполагается включать такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также, возможно, иные виды имущества.

Депозитные операции

Депозитные операции, проводимые центральными банками, являются в определенном смысле операциями, обратными рефинансированию, и представляют собой операции по привлечению (изъятию с рынка, абсорбированию) избыточных (свободных) ликвидных ресурсов коммерческих банков в их добровольные депозиты на счетах в Центральном банке. Эти операции позволяют банкам получать доход от свободных резервов, а Центральному банку — влиять на размер денежного предложения. При этом процентная ставка по этим операциям устанавливается Центральным банком (как и ставка рефинансирования). Она также может носить штрафной характер, т.е. в данном случае соответствовать самому низкому уровню процентных ставок по депозитам денежного рынка. Во взаимоувязке со ставками рефинансирования это позволяет Центральному банку избежать роли брокера (посредника) финансового рынка.

Банк России в целях регулирования ликвидности банковской системы проводит депозитные операции с кредитными организациями в рублях по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях: «том-нексг», «спот-некст», «до востребования», «1 неделя», «спот-неделя»1, также по процентным ставкам, определенным на аукционной основе: со сроками привлечения средств в депозиты на «4 недели» и «3 месяца».

Введение депозитов «том» и «спот» с датой привлечения депозита (датой валютирования соответственно на один или два дня позже даты заключения сделки) позволило Банку России более точно прогнозировать ликвидность банковского сектора и предоставлять банкам-контрагентам более широкий выбор депозитных операций с различными датами валютирования. Увеличивая сроки по депозитным операциям, Банк России использует этот инструмент для регулирования ликвидности не только в краткосрочном, но и в среднесрочном периоде. В этих целях введен и депозит на условии «до востребования» с предварительным уведомлением об изъятии средств.


Смежные предметы