Цели и направления кредитно-денежной политики государства. Роль Центрального банка в ее осуществлении

Денежно-кредитная политика является одним из главных звеньев экономической политики государства и представляет собой систему целей, методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, разработанных Центральным банком совместное Правительством, для обеспечения необходимых условий в денежно-кредитной сфере в целях развития национальной экономики. Денежно-кредитная сфера оказывает серьезное воздействие на текущее состояние и перспективы развития экономики, воспроизводственный процесс и темпы экономического роста, инвестиционную активность и эффективность производства, занятость и уровень жизни населения, внешнеэкономические связи.

Цели денежно-кредитной политики

Механизм влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен. Поэтому центральные банки в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают три группы показателей: конечные цели, определяющиеся глобальными макроэкономическими показателями; промежуточные (операционные) цели или ориентиры, а также методы и инструменты, представляющие собой совокупность мер по достижению поставленных целей.

Конечные цели денежно-кредитной политики непосредственно связаны с задачами экономической политики в целом и представляют собой поддержание стабильности цен, стоимости национальной валюты на внутреннем и внешних рынках, сдерживание инфляционных процессов.

Типы (направления) денежно-кредитной политики

С точки зрения целей выделяются два основных типа (направления) денежно-кредитной политики: денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение денежной массы в обращении. Это так называемая политика дорогих денег, которая обычно проводится в периоды высокой инфляции.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением денежно-кредитной эмиссии, т.е. увеличением денежной массы в обращении. Это так называемая политика дешевых денег, она проводится обычно в периоды экономического спада в целях обеспечения условий для расширения кредитования предприятий, стимулирования инвестиционной активности. Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов, и ограничить инфляционные процессы.

Таким образом, особую сложность для органов денежно-кредитного регулирования представляют собой ситуации, когда спад производства сопровождается интенсивными инфляционными процессами. Такая ситуация, получившая в экономической литературе название стагфляции (от «стагнация» плюс «инфляция»), требует от регулирующих органов выбора системы взаимосвязанных инструментов денежно-кредитного, финансового и других направлений экономического регулирования и четкого взаимодействия в проведении экономической политики во всех ее аспектах.

Разработка «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики»

Проводником официальной денежно-кредитной политики выступает Центральный банк как ключевое звено финансово-кредитной системы государства. В соответствии с законодательством Банк России ежегодно разрабатывает «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», которые содержат анализ текущего состояния и сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития российской экономики на предстоящий год и последующие два года, целевые ориентиры, показатели денежной программы, а также варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры.

Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики предварительно представляется Президенту РФ и Правительству РФ, а затем направляется Банком России (не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) в Государственную Думу.

Не позднее 1 декабря доработанный документ повторно представляется на рассмотрение в Государственную Думу, которая выносит соответствующее решение не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий период. Тем самым достигается увязка целей и инструментов проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

Таргетирование по инфляции

Главной целью денежно-кредитной политики России сегодня остается последовательное снижение уровня инфляции, одним из важнейших показателей которого является Индекс потребительских цен1. Эта мера способна улучшить ожидания экономических агентов, уменьшить макроэкономические риски, расширить внутренний кредит и увеличить концентрацию капиталов, необходимых для модернизации основных фондов страны.

Учитывая опыт наиболее развитых стран, Банк России постепенно переходит от политики денежного таргетирования (от англ. target — цель) к политике инфляционного таргетирования, т.е. от установления жестких показателей по темпам прироста денежной массы к целевым ориентирам роста цен, соответствующего проектируемому уровню увеличения ВВП. В настоящее время Банк России рассматривает темпы роста денежной массы в качестве расчетного ориентира, т.е. не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.

Вместе с тем в отдельные периоды весьма активно продолжало использоваться и валютное таргетирование. Несмо тря на переход в 1998 г. Банка России на плавающий валютный курс рубля по отношению к доллару США, валютные ориентиры все же могут использоваться, хотя и в более мягкой форме, например, определение среднего курса за год и установление курса на каждый день валютных торгов. Учитывая огромную роль, которую играет Банк России на валютном рынке страны, и степень влияния на него, использование валютного курса в качестве одного из ориентиров является оправданным и объективным решением. Однако при тарге- тировании сразу по двум показателям (инфляции и валютному курсу) Центральный банк может столкнуться с проблемой «конфликта целей», поэтому все же необходимо в любом случае выстраивать приоритетность целей.

Базовая инфляция

В последние годы в документах Банка России основным приоритетом провозглашено обеспечение контрольных показателей по инфляции, при этом задача для Центрального банка осложняется тем, что он в силу своих полномочий может контролировать лишь денежные (монетарные) факторы инфляции. Между тем, как известно, инфляция представляет собой многофакторное явление, и среди этих факторов значительную роль играют немонетарные факторы: структурные (связанные со структурой экономики, степенью ее открытости и зависимости от внешних факторов), рыночные (соотношение спроса и предложения на отдельных товарных рынках), монополистическое ценообразование и др.

Центральный банк не контролирует повышения цен монополий и не может препятствовать адаптации цен к реальному изменению предложения товаров в чрезвычайной (шоковой) ситуации, в частности к колебаниям внешней конъюнктуры. Поэтому его роль фактически сводится к сдерживанию остаточной, или базовой, инфляции. В наиболее обшем виде базовая инфляция определяет долгосрочный инфляционный тренд.

С 2002 г. Банк России при принятии решений в области денежно-кредитной политики ориентируется не только на общий уровень инфляции, но также на уровень базовой инфляции, которая оценивается как инфляция с исключением влияния структурных факторов (изменения регулируемых цен и тарифов на платные услуги населению) и цен на плодоовощную продукцию. Иначе говоря, при подсчете индекса потребительских цен исключаются потребительские товары и услуги, цены на которые регулируются в основном на федеральном и региональном уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных факторов. Базовая инфляция, таким образом, представляет собой ту часть инфляции, которая непосредственно зависит от денежно- кредитной политики и политики валютного курса.

Переход на реальное таргетирование по инфляции происходит постепенно. При этом важно взаимодействие с правительством, потому что инфляционный рост индекса потребительских цен во многом зависит, с одной стороны, от деятельности Министерства финансов в области бюджетирования, с другой — от работы Минэкономразвития по контролю за тарифами естественных монополий.

Количественные показатели денежного обращения

Контроль за влиянием монетарных факторов инфляции предполагает прежде всего измерение количества денег в обращении, что является важным аспектом деятельности Центрального банка. Используемые Банком России показатели (агрегаты, построенные по принципу убывающей ликвидности активов) в целом соответствуют общепринятым в мире, учитывая, однако, специфику денежного обращения в стране.

В своих денежных обзорах Банк России использует понятия «Деньги», соответствующий агрегату M1, «Денежная масса (национальное определение)» - агрегату М2. Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое использование иностранной валюты не только для оплаты внешнеэкономических контрактов, но и в целях сохранности сбережений населения, сокращения потерь доходов от инфляции. В связи с этим к числу важнейших индикаторов состояния денежно-кредитной сферы относится также показатель широких денег - «Широкая денежная масса», включающий в себя банковские депозиты в иностранной валюте.

Применяется также понятие «Квазиденьги», обозначающее ликвидные депозиты банковской системы, которые непосредственно не используются как средство платежа, однако могут легко и без риска серьезных финансовых потерь конвертироваться в наличность или чековые счета. Обычно они имеют скорость обращения меньшую, чем «деньги». В России к ним относятся срочные депозиты в валюте Российской Федерации и всс депозиты в иностранной валюте.

В современной экономической литературе используется также понятие «Денежные суррогаты» (заменители официальных денежных знаков), которые циркулируют в экономике в случае, когда спрос на деньги значительно превышает предложение (денежную массу). К суррогатам относят наличную иностранную валюту, расчеты бартером, карточки, купоны, дебиторскую задолженность, другие обязательства и инструменты денежного рынка. Обращение значительной массы денежных суррогатов наносит ощутимый вред экономике, так как плохо поддается регулированию и контролю, что снижает эффективность денежно-кредитной и налоговой политики государства.

Оценка количества денег, необходимых для нормального функционирования экономики, представляет собой одну из наиболее сложных проблем. Рамки, в пределах которых должна удерживаться денежная масса, необходимая для обслуживания экономики, зависят от ряда факторов (уровня деловой активности хозяйствующих субъектов, динамики цен, скорости обращения денег, спроса на иностранную валюту, состояния платежей и расчетов и т.п.) и определяются на основе функции спроса на деньги.

При этом особенность регулирования денежной массы в обращении состоит втом, что из всех агрегатов Центральный банк имеет возможность непосредственно контролировать и определять лишь объем агрегата МО (наличные деньги) путем эмиссии и прямых решений. Для воздействия на остальные агрегаты денежной массы Центральный банк использует сшс один показатель — денежную базу — и применяет сложную систему инструментов денежно-кредитной политики.

Денежная база

В России понятие денежной базы не отличается от общепринятого в мире и рассматривается в широком и узком смысле. В узком смысле денежная база включает в себя наличные деньги, выпущенные Центральным банком в обращение (исключая остатки средств в кассах кредитных организаций) и обязательные резервы коммерческих банков, находящиеся на счетах в Центральном банке. В широком смысле денежная база включает в себя, помимо перечисленного, и другие средства коммерческих банков, находящиеся на счетах в Центральном банке (на корреспондентских и депозитных счетах) и иные обязательства Центрального банка перед кредитными организациями в валюте Российской Федерации (включая вложения кредитных организаций в облигации Банка России по рыночной стоимости). Этот показатель характеризует денежно-кредитные обязательства Банка России в национальной валюте, которые обеспечивают рост денежной массы.

Денежная база не является денежным агрегатом, она представляет собой основу для формирования денежных агрегатов и поэтому называется также деньгами «повышенной эффективности». Регулируя количественный уровень денежной базы. Центральный банк воздействует на всю денежную массу, на предложение денег. Степень такого воздействия измеряется с помощью денежного мультипликатора, который рассчитывается как отношение предложения денег (в России — М2) к денежной базе. Денежный мультипликатор показывает, как изменится предложение денег при увеличении денежной базы на 1 единицу.

Ликвидность банковского сектора

В целях проведения денежно-кредитной политики Центральный банк должен оценить состояние ликвидности банковского сектора, т.е. количество наиболее ликвидных активов, которые имеются в распоряжении кредитных организаций. Избыток ликвидности в банковском секторе и в целом в экономике стимулирует инфляционные процессы, а ее нехватка чревата появлением в обращении значительного количества денежных суррогатов, а также может спровоцировать кризис ликвидности в банковской системе, при котором ряд банков окажется не в состоянии своевременно выполнить свои обязательства перед вкладчиками.

Таким образом, регулирование банковской ликвидности становится важной задачей Центрального банка. Для этого центральные банки осуществляют мониторинг ликвидности и на основе полученных данных делают выводы о необходимости влияния на уровень ликвидности, определяют операции, которые следует провести с этой целью.

Поскольку деньги в современной экономике в большинстве своем имеют характер кредитных денег, т.е. денежная масса создается в основном в процессе кредитно-денежной деятельности банков, регулирование объема и структуры денежного оборота осуществляется Центральным банком путем воздействия на условия кре- дитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих методов и инструментов.

Политика валютного курса (курсовая политика)

Чрезмерные рыночные колебания курса национальной валюты оказывают негативное воздействие на денежную и финансовую систему страны, внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, платежный баланс. В целях предотвращения этих негативных последствий для экономики Центральный банк проводит валютную политику (политику регулирования валютного курса, или курсовую политику), которая является важным звеном денежно-кредитной политики.

В странах, экономика которых в значительной степени зависит от внешнеэкономических факторов, в странах с переходной экономикой, характеризующейся высокими темпами инфляции и недостаточно развитыми финансовыми рынками, целевым ориентиром при проведении денежно-кредитной политики может являться номинальный обменный курс (количественное соотношение национальной валюты к иностранной, складывающееся на внутреннем валютном рынке), который служит ориентиром инфляции. В этом случае прогнозы темпов инфляции в значительной степени основываются на динамике обменного курса. Такой метод применим для стран, зависимых от страны-доминанты (т.е. страны, к валюте которой привязан курс национальной валюты).

Рассматриваемый вариант денежно-кредитной политики имеет свои достоинства. Номинальный курс — показатель, понятный широким слоям населения. Недостатки такого способа выбора цели (через номинальный курс) также очевидны. Страна, находящаяся в зависимости от страны-доминанты, имеет ограниченные возможности по регулированию национальной экономики. Длительная ориентация в валютной политике на номинальный обменный курс по отношению к доллару чревата для страны долларизацией экономики, т.е. ситуацией, когда доллар постепенно вытесняет национальную валюту из денежной системы и начинает выполнять все основные функции денег в экономике (меры стоимости, средства обращения, платежа, накопления).

Режим управляемого плавания валютного курса

Банк России активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования денежной массы и уровня инфляции. С середины 1998 г. Банк России использует режим управляемого плавания валютного курса. В посткризисные годы (после 1998 г.) курсовая политика была направлена, во-первых, на сглаживание резких, экономически неоправданных колебаний обменного курса и обеспечение его реального укрепления путем поддержания более низких темпов номинальной девальвации рубля по сравнению с темпами инфляции; во-вторых, на накопление международных ре- зервовдо уровня, необходимого для обслуживания и погашения государственного внешнего долга.

Для решения задачи сглаживания колебаний курса Банк России проводит валютные интервенции (конверсионные операции, т.е. операции по покупке/продаже валюты на внутреннем валютном рынке). С 2005 г. в целях совершенствования механизмов реализации курсовой политики в условиях режима управляемого плавающего валютного курса Банк России перешел к использованию в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют «номинального бивалютного индекса», который рассчитывается как геометрическое средневзвешенное курсов основных иностранных валют (доллара и евро) к рублю. Начальное соотношение валют в корзине было определено как 9 : 1 (т.е. корзина на 90% зависела от курса доллара США и на 10% — от евро); в дальнейшем по мере адаптации внутреннего валютного рынка происходило постепенное увеличение удельного веса евро. Текущая структура бивалютной корзины (с февраля 2007 г.) составляет 0,55/0,45. Бивалютный индекс имеет простой алгоритм расчета и понятен рынку, что делает операционную цель транспарентной.

Учитывая высокую долю евро и доллара в корзине эффективного курса, бивалютный индекс достаточно репрезентативен, чтобы отражать влияние валютного рынка на внешнюю торговлю. Переход к использованию бивалютного операционного ориентира направлен на снижение внутридневной волатильности (внутридневных колебаний) курса рубля к значимым для российской экономики иностранным валютам.

В условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Банк России проводил масштабные корректировки границ допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины: расширив границы колебаний и введя плавающий операционный внутридневной коридор допустимых значений стоимости бивалютной корзины.

Реальный эффективный курс рубля

Таким образом, современный подход денежных властей к курсооб- разованию состоит в том, что для проведения ежедневных операций на валютном рынке операционным инструментом выступит валютная корзина, а в среднесрочной перспективе основным ориентиром валютной политики является реальный эффективный валютный курс рубля, концепция которого построена на теории паритета покупательной способности.

Реальный эффективный курс рубля — это интегральный показатель стоимости национальной валюты, отражающий конкурентоспособность национальных товаров на различных рынках. Укрепление реального курса сопровождается расширением возможностей для технологического обновления структуры национального производства благодаря снижению затрат по закупкам импортного технологического оборудования, а также способствует увеличению доходов бюджета, которые в значительной части являются рублевыми. Вместе с тем укрепление реального курса национальной валюты приводит к снижению рентабельности экспортных производств и конкурентоспособности импортозамещающих производств, стимулирует потребительский импорт. Снижение реального курса национальной валюты оказывает обратное влияние на экономику.

В настоящее время при сложившейся финансовой ситуации и ситуации на мировом рынке нефти ЦБ РФ при проведении своей денежно-кредитной и курсовой политики старается обеспечить достижение двух целей: снизить инфляцию и не допустить резкого укрепления реального курса рубля, которое может привести к ухудшению условий для развития реального сектора экономики и к снижению темпов экономического роста. Найти оптимальный баланс Банку России при достижении этих двух противоречивых целей чрезвычайно сложно.

Денежная программа

С 2003 г. в «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год» впервые была включена денежная программа, являющаяся важным условием проведения денежно-кредитной политики. Денежная программа представляет собой агрегированный статистический инструмент денежно-кредитной политики, позволяющий на макроэкономическом уровне увязать динамику возможного развития денежно-кредитной сферы на определенный период с прогнозируемыми тенденциями развития бюджетной сферы, внешнеэкономического и реального секторов экономики в целях достижения запланированных темпов инфляции, если последняя является первостепенной целью денежно-кредитной политики.

Денежная программа, во-первых, представляет собой план развития денежной сферы страны, а, во-вторых, способствует мобилизации совместных усилий Центрального банка и Правительства РФ для выполнения задач по дальнейшему развитию экономики.

Показатели денежной программы включают в себя денежную базу, чистые международные резервы (валовые международные резервные активы Банка России и Правительства РФ за минусом международных резервных обязательств) и чистые внутренние активы (включающие чистый кредит Правительству, банкам и другие активы).

После определения Банком России совместно с Правительством РФ целей денежно-кредитной политики и денежной программы подбирается соответствующий инструментарий для реализации поставленных целей.


Смежные предметы