www.Grandars.ru » География » География России »

Волго-Вятский экономический район

Волго-Вятский экономический район

Район обладает выгодным географическим положением, находится на пересечении Волги и ее притока Оки железнодорожными и автомобильными магистралями. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется машиностроительной продукцией, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью.

Природно-ресурсный потенциал

Волго-Вятский экономический район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные — ель, сосна, пихта. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойные породы, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается.

Среди других европейских районов России Волго-Вятский имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Главным водным источником являются Волга и ее притоки. Значительны запасы подземных вод.

Климат умеренно континентальный с довольно теплым летом и умеренно суровой зимой. Почвы подзолистые, требующие обогащения, к югу от Волги преобладают плодородные почвы — серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства.

На территории района имеются запасы фосфоритов — Волго- Камское месторождение в Кировской области с запасами 2 млрд т (20% общероссийских). Залежи торфа находятся в Кировской области, а также в Нижегородской области и республике Марий Эл.

Экономический район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень.

Население и трудовые ресурсы

Средняя плотность населения — 29,1 человек на 1 км2. Территория района заселена неравномерно, например, в Чувашской Республике она составляет 69.9, а в Кировской области — 11,6 человека на I км2.

Индустриализация района и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, примыкающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также поселки городского типа.

Население района многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производства относится обеспеченность района трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресурсов и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны.

Экономический кризис привел в настоящее время к росту безработицы, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью, но негативные последствия реформирования экономики привели к снижению объемов промышленного производства, показателей жизненного уровня населения, нарушению хозяйственных связей.

Основной отраслью специализации района является машиностроение и металлообработка. На общероссийский рынок район поставляет автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Особенно развито в районе транспортное машиностроение, чему способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы.

В Нижнем Новгороде находится ОАО «ГАЗ» — основное предприятие крупнейшего автомобилестроительного холдинга России «Группа ГАЗ». В деятельности «Группы ГАЗ» выделены 7 направлений, представленных дивизионами компании:

  • дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» — ОАО «ГАЗ»;
  • дивизион «Автобусы» — Павловский автобусный завод (ПАЗ), Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), Голицинский автобусный завод (ГолАЗ), Курганский автобусный завод (КАВЗ), Канашский автоагрегатный завод (КААЗ);
  • дивизион «Грузовые автомобили» — автомобильный завод «Урал» (УралАЗ). Саранский завод автосамосвалов;
  • дивизион «Спецтехника»;
  • дивизион «Силовые агрегаты»;
  • дивизион «Автокомпоненты»;
  • ООО «Технопарк».

В Волю-Вятском регионе развито судостроение, представленное ведущим предприятием страны «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Предприятия судостроения расположены также в городах Нижегородской области.

В 2004 г. создана группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты (МНП)». которая осуществляет управление проектами в области судостроения. В составе группы три взаимосвязанных направления: судостроение — завод «Красное Сормово», проектирование судов — Волго-Каспийское проектно-конструкторское бюро, машиностроение — ООО «Сормовское машиностроение».

Предприятия электротехнической промышленности находятся в столицах республик: в Саранске — завод «Электровыпрямитель», предприятие по производству кабельных изделий; в Чебоксарах — электроап гтратн ы й завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство.

Среди предприятий сельскохозяйственного машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод (ОАО «Промтрактор»).

Машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.

Химическая и нефтехимическая промышленность использует как местное, так и привозное сырье. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, которая имеет тесные экономические связи с автомобилестроением.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная промышленность, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Развитие лесной промышленности имеет большое значение для прилегающих районов, особенно для Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар- Олы, Нововятска. Крупнейшим предприятием целлюлозно-бумажной промышленности является целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), использующий не только древесину хвойных, но и лиственных пород. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.

В топливно-энергетическом балансе региона значительный удельный вес занимают дорогостоящие угли, поступающие из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Основная часть электроэнергии вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. На территории района функционируют две крупных гидроэнергетических станции — Чебоксарская и Нижегородская, входящие в состав Волжско-Камского каскада.

К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят черную металлургию, которая представлена передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде, и малую металлургию крупных машиностроительных предприятий.

Pei ион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия но производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает значительным потенциалом. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофеле- и льноводстве.

Внутрирайонные различия

Производственный профиль Нижегородской области определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ним предприятия других отраслей промышленности.

На территории района сформировались промышленные узлы: Саранско-Рузаевский на базе производства светотехники, приборостроения и машиностроения; Чебоксарский промышленный узел на основе Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами; Волжский промышленный узел на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения (Республика Марий Эл).

Основные проблемы и перспективы развития

Выравнивание уровней экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей является одной из важнейших задач региональной политики.

Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.

Экономический район располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки.

Экономика и хозяйство Волго-Вятского экономического района

Состав района (пять субъектов федерации) — республики: Марий Эл, Мордовия, Чувашская; Нижегородская, Кировская области.

Условия развития хозяйства. Волго-Вятский район имеет небольшую площадь, но граничит с пятью другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет река Волга. Район хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района. Район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь района составляет 50% территории. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях.

Население. Плотность населения сравнительно высокая — 31 чел/км2, но территория заселена крайне неравномерно: от 74 чел/км2 в Чувашии до 13 чел/км2 в Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75%. В областях русские, несомненно, составляют большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60,8% и 47,5%), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67,8%, что является одним из самых высоких показателей в европейской части страны). По всей территории района расселились татары.

Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн человек, или 70% от общей численности. Это несколько ниже среднероссийских показателей. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью населения более 2 млн человек.

Район имеет избыток трудовых ресурсов. Экономический кризис последних лет привел к росту безработицы, она более характерна для малых и средних городов с моноотраслевой структурой хозяйства.

Промышленность. В экономике района определяющими являются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ». Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола. В конце 1980-х годов в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени работает на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают два крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

Лесной комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район — третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в районе, следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хох- ломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и в первую очередь ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается лен- долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт. Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.

Основные проблемы и перспективы развития. Выравнивание уровней экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей является одной из важнейших задач региональной политики.

Стимулирование развития экспортных и импортозаме- няющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.

Экономический район располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки.


Смежные предметы