www.Grandars.ru » География » Экономическая география »

Экономическое районирование

Районирование

Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным ячейкам (таксонам) — зонам, районам разного ранга, промышленным центрам, узлам, пунктам. Территориальными единицами могут считаться: экономические районы, административные территории, ТПК.

Деление территории на регионы принято называть районированием.

Районирование проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. является целевым или проблемно-ориентированным. Очевидно, что для одной территории может быть построено множество видов районирования.

К основным видам районирования в современных условиях можно отнести:

  • административно-территориальное деление;
  • общее экономическое районирование;
  • проблемное экономическое районирование.

Административно-территориальное деление

Россия является федеративным государством, объединяющим 83 субъекта Федерации, которые распределены на 8 федеральных округов.

Общее экономическое районирование

Процесс выделения экономических районов в соответствие с территориальным разделением труда принято называть экономическим районированием. Территориальные единицы, выделенные на основе экономического районирования достаточно разнообразны.

Территория России разделена на 11 основных экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности и территориальному разделению труда. Вне экономических районов находится Калининградская область. Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками.

Каждый из этих районов выполняет определенные функции в обшей системе территориального разделения труда внутри страны.

Экономические районы — это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.

Экономический район не является конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее по районам группируется большой массив статистической информации, ведется экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития.

Научно обоснованное экономическое районирование, осуществляемое для нужд территориального управления с учетом огромного разнообразия условий и ресурсов всех регионов, оказывает существенное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждой значительной по размерам страны.

Экономические районы являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление РФ на макроэкономические зоны Запад и Восток или Европейскую, включающую Урал, и Восточную, включающую территории Сибири и Дальнего Востока.

В состав крупных экономических зон входят промышленные районы — территории с однородными природными условиями и ресурсами, развитием производственных сил, материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктурой.

Промышленные агломерации — территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов, научных учреждений, высокой плотностью населения.

Промышленный узел — группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главный признак — территориальное разделение труда, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленные центры — предприятия могут не иметь технологических связей, например областные центры.

Проблемное экономическое районирование

Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными районами (регионами).

Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в типологии субъектов Федерации по уровню развития выделяют традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые, программно развивающиеся. Особое значение имеют приграничные районы, конфликтные районы, районы Севера.

На основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», принятой на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 г. Министерством регионального развития, разработана Типология регионов Российской Федерации. В Типологии все субъекты РФ объединены в семь групп (типов) по уровню развития, степени включенности в процессы глобализации, урбанизации и неоиндустриализации.

Регионы «Локомотивы» (мировые города и центры федерального значения) характеризуются высоким социально-экономических!, научно-техническим, кадровым потенциалом. Эти регионы осуществляют существенный вклад в прирост ВВП страны. Сформированная стратегическая инициатива позволяет стать центром развития для соседних территорий.

Группа «Опорных регионов», в состав которой входят группы сырьевых и старопромышленных регионов. Регионы первой группы являются сырьевыми зонами России или экспортно-ориентированными территориями. Старопромышленные регионы характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т.п.).

Депрессивные регионы характеризуются значительным экономическим спадом в основных отраслях в течение последних 10 лет. На территории депрессивных регионов отмечается низкий уровень жизни населения, дефицит трудовых ресурсов. Депрессивные регионы делятся на фоновые и кризисные.

Отдельно выделяются Особые регионы (спецтерритории), для которых характерна сложная политическая ситуация и экономическая стагнация.

Важным условием благополучия России, ее безопасности и устойчивого развития является рациональное территориальное устройство. Страна нуждается в прочной пространственной конструкции, обеспечивающей нормальное существование и благоприятную среду жизнедеятельности людей, функционирование территориальных социально-экономических систем. Территориальную структуру (синоним территориального устройства) и ее опорный каркас — совокупность центров и соединяющих их магистралей — можно определить как экономико-географический механизм целостности страны. Рационализация территориальной структуры увеличивает заключающийся в ней потенциал скрепления частей страны в единое целое, формирует единые пространства: экономическое, культурное, научное. Неразвитая территориальная структура способствует развитию центробежных сил, ведущих к разрыву целостности, т.е. к сепаратизму и распаду страны.

Территориальная организация и районирование экономики России

История развития территориального управления в России характеризуется активным использованием методов экономического районирования. Повышение управляемости территории крупнейшею государства мира остается актуальной проблемой современности, которая осложняется природной, демографической, социально-экономической дифференциацией отдельных ее территорий.

Точки зрения на понятие «район» различны. В разных определениях можно выделить общие признаки: район — инструмент территориального анализа, учетно-статистическая единица, территория для планирования и управления. Процесс районирования отличается постановкой цели. Целей районирования может быть много, каждой может соответствовать свой подход и особая сетка или система районов. Выбор методов районирования (картографический, статистический, математический, комплексный и др.) зависит главным образом от целей, объема и качества информации.

Основные необходимые признаки района, по нашему мнению, наиболее полно выделены Э.Б. Алаевым:

  • экономический район — часть страны, по своим природным, экономическим, социальным и другим особенностям составляющая общность, единство и выполняющая определенную функцию в экономическом развитии;
  • районирование территории — необходимая мера для проведения региональной политики и регионального планирования;
  • каждый район должен располагать административным аппаратом, связанным с центральными органами управления;
  • деление страны на административные территориальные единицы может использоваться как основа районирования и совершенствования регионального планирования.

В различные исторические периоды в России разрабатывались схемы районирования территории (табл. 1), которые существенно отличались по критериям выделения районов и по вводимым границам. Анализ многочисленных источников позволяет утверждать, что использование методологии районирования — основа для совершенствования территориального управления экономикой.

Таблица 1. Основные этапы развития теории и практики районирования

Временные границы

Теория и практика районирования

1708-1917

От реформы Петра I до Октябрьской революции: административное районирование, развитие теории экономического районирования

1917-1920

Переходный период в административном районировании, застой в развитии теории экономического районирования

1920-1931

Революционное развитие теории и практики районирования под воздействием нэповской реформы в России, разработка и реализация плана Г0ЭЛРО; введение схемы деления страны на экономические районы: 1920 г. — 8 районов; 1921 г. — 21 район: развитие планового (программного) районирования в форме реализации целевых комплексных программ

1931-1957

Эволюционное развитие теории и практики районирования, становление централизованной системы управления экономикой России, введение сетки 13 экономических районов, из них 9 на территории России (в соответствии с этой сеткой экономических районов правительством в четвертой, пятой и шестой пятилетках составлялся и утверждался народнохозяйственный план как по отраслям народного хозяйства, так и по экономическим районам и союзным республикам)

1957-1964

Революционные изменения (прогрессивные или регрессивные), принципиально новое деление территории на экономические районы (в 1957 г. вся территория страны была поделена на 105 ед; они получили название «административный экономический район» (АЭР); в каждом районе был создан специальный орган управления экономикой — Совет народного хозяйства — СНХ)

1964-1991

Эволюционное развитие теории и практики экономического районирования. окончательное утверждение сетки основных экономических районов (существующей по настоящее время) — деление территории СССР на 19 экономических районов, из них 11 на территории России

1991-2000

Революционные изменения; приоритет территориального управления; возникновение ассоциаций экономического взаимодействия регионов, плановое районирование в виде реализации программ социально-экономического развития регионов в рамках ассоциаций; развитие теории и практики различных видов районирования

2000 г. н.в.

Образование федеральных округов

В соответствии с доминирующим признаком (критерием), лежащим в основе районирования, выделяют различные его типы (табл. 2).

Таблица 2. Районирование территории России (теория и практика)

Типы районирования (критерии выделения районов)

Краткая характеристика

Административное (административно-территориальное деление государства)

Использование для регионального управления системы административно-территориального деления. В пользу данного типа районирования приводятся два аргумента: существующие организационные структуры управления; сбор и обобщение статистической информации в соответствии с официальным делением государства

Экономическое (территориальное разделение труда)

Создание новых территориальных единиц — экономических районов (без отмены прежней системы территориального деления) для совершенствования управления

Плановое или программное (разработка и реализация программ развития совокупности административных единиц)

Объединение административных единиц путем комбинации в таксономические звенья. Необходимые условия: присутствие регионального полюса развития, развитый экономический потенциал одной из отраслей экономики национального значения, географическая общность территории

Потенциальное (региональные различия экономического и социального развития)

Районирование на основе анализа потенциалов развития отдельных локализованных территорий

Уникальное (разработка и реализация программ развития административной единицы)

Выделение индивидуальных территориальных ячеек, связанных с осуществлением особой программы (проектные районы, возникающие вокруг крупных новостроек, и проблемные районы, характеризующиеся крайне низким уровнем развития)

Экономическое микрорайонирование (разработка и реализация программ развития первичных таксонов)

Детальное низовое экономическое районирование, выделение первичных экономических районов. Эти районы можно охарактеризовать как наименьшую территориальную ячейку, для которой есть объективная потребность составлять программу развития или учитывать в качестве звена в программе развития крупного района

К возможным видам районирования относятся: административное, экономическое, плановое, потенциальное, уникальное, микрорайонирование.

Современное экономическое районирование включает четыре основных звена (таксономические единицы): Федеральные округа: основные (крупные) экономические районы; районы среднего звена — края, области, республики (субъекты Федерации): низовые районы — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы, муниципальные образования. В качестве особых экономических районов выступают ассоциации экономического взаимодействия регионов — субъектов Федерации.


Смежные предметы