Культура, ее структура

Прежде чем приступить к рассмотрению концепций современного естествознания, следует определить его место в жизни общества. Философия (Философия — наука о наиболее общих закономерностях в жизни природы и общества) подразделяет жизнь общества на две части — общественное бытие Б и общественное сознание С. Общественное бытие развивает общественное сознание, в свою очередь на него опираясь.

Здесь целесообразно отметить, что способ, которым определяются общественное бытие и общественное сознание, кажется несколько странным. Действительно, он отличается от того, которым вы пользовались в школе, например, изучая математику.

В большинстве случаев для того, чтобы определить новое понятие, указывается его родовая принадлежность, а затем перечисляются видовые отличия. Например, в определении: “Графит — твердый углерод, который имеет слоистую кристаллическую структуру” — родовая принадлежность определяется словами “твердый углерод”, а видовое отличие заключается в слоистой структуре кристалла.

Такой способ удобен, но требует, чтобы род, к которому относится определяемое понятие, был уже определен. Очевидно, что для наиболее общих понятий указать родовую принадлежность невозможно. Их определяют, указывая присущие им свойства. Наиболее общие понятия, не имеющие родовой принадлежности, называют категориями. Общественное бытие и общественное сознание могут служить примером философских категорий.

Сознание может быть подразделено на индивидуальное и общественное.
  • Индивидуальное сознание — это сознание отдельного живого существа.
  • Общественное сознание развивается сообществом мыслящих существ.

Наука является частью общественного сознания.

Совокупность общественного бытия и общественного сознания определяет уровень развития культуры. Термин “культура” происходит от латинского слова culture — развитие, возделывание, образование, почитание. Энциклопедический словарь определяет культуру как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Обратите особое внимание на то, что культура выражается как в духовных (произведения литературы и искусства, научные теории и т. п.), так и в чисто материальных проявлениях: зданиях, орудиях труда, одежде, домашней утвари.

Современную культуру принято подразделять на гуманитарную и естественнонаучную. Гуманитарная культура претендует на разработки в области общественного сознания. Естественнонаучная культура в основном занимается вопросами общественного бытия. Она включает в себя прежде всего технику, сельское хозяйство и всю совокупность естественных наук.

Конечно, такое деление является условным. Возьмем, к примеру, современную психиатрию. Следует ли отнести ее к чисто гуманитарной психологии или же к вполне естественнонаучной биологии? Вряд ли возможно дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. Мир един. Подразделяем его мы в своем сознании. А к какой отрасли культуры относится экономика? Подумайте об этом на досуге.

Для второй половины XX столетия характерно постепенное сближение гуманитарной и естественнонаучной культуры. В основном за счет развития компьютерных технологий гуманитарные дисциплины начали приобретать черты естественнонаучных. Так, например, сегодня уже никого не удивляет словосочетание “математическая лингвистика”.

Практически все, что необходимо для жизни, мы получаем из производственной области общественного бытия. Для того чтобы что-то произвести, необходимо сырье или полуфабрикаты, орудия производства и труд производителя. Производительный труд является отнюдь не однородным. Он включает в себя как физические, так и интеллектуальные усилия. Таким образом, уже на этом уровне производственный процесс относится и к области общественного бытия, и к области общественного сознания. Особенно ярко это проявляется на сегодняшний день, когда интеллектуальная составляющая производительного труда является очень высокой.


Смежные предметы