Безопасность при автобусных путешествиях

Безопасность при автобусных путешествиях

Автобусы, без всякого сомнения, — один из важнейших видов транспорта для туристов. Более того, в условиях сезонных осложнений с железнодорожными билетами автотранспорт становится своеобразной палочкой-выручалочкой для пассажиров.

Безопасности автобусных туров уделяется особое внимание. Устанавливаются общие для всех требования безопасности.

Техническое состояние технических средств и документация для осуществления пассажирских перевозок четко регламентируются нормами, инструкциями и правилами, в том числе и международными (если совершаются международные перевозки). Водитель обязан иметь международные водительские права, технический паспорт на автомашину, страховку, разрешительные документы для пересечения границы и транзита, лицензии на право осуществления пассажирских перевозок.

Для автобусов, совершающих международные рейсы, нормы безопасности устанавливаются международными правилами. Автобусы должны иметь три раздельные тормозные системы и систему антиблокировки колес. На горных дорогах полагаются ремни безопасности для каждого кресла пассажира. Особые требования предъявляются к прочности стекол, наличию аварийных люков для экстренного аварийного выхода пассажиров. В автобусах на доступных местах должны быть предупредительные надписи и специальный молоток для разбивания стекол во время аварии для обеспечения выхода пассажиров. Повышенные требования установлены к состоянию шин по износу. Водитель должен быть отгорожен от пассажирского салона перегородкой. Каждая машина оснащается аптечкой, огнетушителем. На пограничных контрольных пунктах автобус могут проверить на «трясучке», но чаще всего ограничиваются визуальным осмотром на предмет протечек масла или топлива. Контролируется и не допускается установка нештатных топливных баков, контролируется содержание различных полостей, в том числе и в салоне, где недобросовестные туристы прячут контрабанду.

По западноевропейским требованиям, автобусы должны быть оснащены тахографами для контроля скорости движения и продолжительности безостановочной езды. По правилам эксплуатации грузовых машин и пассажирских автобусов через определенное время водитель должен отдохнуть на стоянке. Тахограф скрупулезно регистрирует график и скорость движения, временные промежутки между остановками, а полицейские дорожные службы осуществляют надлежащий контроль и наказывают нарушителей на значительные суммы.

На дальних рейсах автобус обычно обслуживают два водителя. Сопровождающий регулярно извещает но телефону направляющую фирму о ходе движения и коллизиях, связанных с поломками машины или чрезвычайными обстоятельствами. Водитель должен иметь надлежащее количество денег (лучше всего в виде кредитной карты) для возможного ремонта. На западных дорогах это не проблема, на трассах имеются специальные телефоны, аварийная служба приезжает достаточно оперативно и либо оказывает техническую помощь на месте, либо транспортирует автобус в ближайшую мастерскую. При достаточно налаженных отношениях с партнерами автобусная фирма имеет договоренности об обслуживании технических средств по намеченному маршруту движения и в случае серьезной поломки высылает автобус на подмену аварийного. На автозаправочной станции туристы должны выйти из автобуса.

В числе услуг, приобретаемых по туристической путевке, предусматривается дополнительное страхование при автобусных перевозках, в том числе и схемы коллективного страхования.

Немаловажной угрозой безопасности туристов и сохранности транспортного средства являются терроризм и бандитизм. Автобус с пассажирами представляет собой удобный объект для грабителей в силу особенности перемещения: транспортное средство движется без охраны, особенно вне населенных пунктов.

Автобусы захватывают, чтобы взять пассажиров в заложники для достижения различных целей: получить выкуп, обеспечить беспрепятственный выезд за границу для преступников, ради политических требований.

Поскольку туристы обычно везут с собой деньги и веши, типичны кражи багажа пассажиров из багажных отсеков автобусов при погрузке или выгрузке, на стоянках.

В некоторых странах и туристских центрах, например в Египте, Израиле, Бразилии, практикуется обязательное сопровождение туристских автобусов вооруженной охраной.

Отряды специального назначения по борьбе с терроризмом обязательно отрабатывают приемы освобождения пассажиров автобуса с учетом максимально возможной безопасности для людей. Для пассажиров пишут специальные инструкции по поведению в случае захвата автобуса террористами.

Иногда пассажиры своим поведением сами создают угрозу безопасности своей жизни и жизни других пассажиров, поэтому разрабатываются специальные памятки о правилах поведения туристов во время путешествия, с которыми им дают ознакомиться перед поездкой.

Туристам, путешествующим в автобусе, запрещено:

  • курить в салоне автобуса;
  • разговаривать с водителем во время движения автобуса;
  • высовываться из окна при движении автобуса;
  • выбрасывать мусор и выливать воду из окна;
  • перемещаться по салону автобуса во время его движения по трассе;
  • самовольно покидать автобус.

Смежные предметы