www.Grandars.ru » Социология » Основы социологии »

Виды и средства социальной коммуникации

Типы социальной коммуникации

Виды и средства социальной коммуникации

Существует несколько типов социальной коммуникации: межличностная, публичная, массовая; особым типом социальной коммуникации является невербальная коммуникация ритуальных действий.

Человеческая коммуникация может осуществляться между единицами различной величины и сложности.

Индивид должен овладеть искусством межличностной коммуникации, научиться коммуникации с самим собой — интраличностной коммуникации и саморефлексии. Он должен быть способен не только думать и чувствовать, но также думать и чувствовать о собственных мыслях и чувствах.

Группы можно определить как ряд индивидов, между которыми существует взаимная коммуникация. Если структура групповой коммуникации формализована и четко иерархически выстроена, то такую группу называют формальной организацией.

На уровне общества коммуникация осуществляется в рамках принятых законов общения, более или менее формализованных правил, конвенций, нравов и привычек, а также в рамках национального языка и традиций.

Государства вступают в коммуникацию со своими гражданами обычно формализованным образом: с помощью объявлений, актов парламента, указов правительства и т.д. В пределах своих территориальных границ государства обладают также монополией на грубую форму коммуникации — организованное физическое насилие.

Таким образом, коммуникация может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и тип организации социальных групп.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты коммуникации, наличие каналов, по которым коммуникация может реализоваться, правил ее осуществления.

Коммуникация как процесс представляет собой разновидность социального действия, направленного на общение людей друг с другом и обмен информацией. Коммуникативное действие отличается от других типов социальных действий тем, что оно ориентировано на действующие в обществе нормы коммуникации. В социологии существуют два подхода к коммуникативному действию:

  • рационально-технологический, рассматривающий коммуникацию как простую совокупность средств и методов передачи информации, которыми располагает общество;
  • феноменолого-понимающий, представленный концепциями А. Шюца и Ю. Хабермаса и фокусирующий внимание на взаимном понимании субъектов коммуникации как цели и основе всего процесса.

По содержанию коммуникации классифицируются следующим образом:

  • новационные — сообщающие новые сведения;
  • ориентационные — помогающие ориентироваться в жизни, ценностях и информации;
  • стимуляционные — актуализирующие мотивации.

В 1920-х гг. изучение социальной коммуникации выделилось в отдельную дисциплину.

Символический интеракционизм проявил наибольший интерес к проблемам социальной коммуникации. В частности, Дж. Мид пытался объяснить механизм интеракции, выявляя специфику человеческой коммуникации в сравнении с коммуникацией в животном мире.

Анализируя язык жестов, он выяснил, что жест одного из участников коммуникации понятен другому участнику, если он понимает его как начало конкретного действия. Например, когда собака оскаливает зубы, другая собака понимает это как сигнал к нападению и в свою очередь оскаливается или убегает. Таким образом, начальный жест — это знак, символизирующий целиком все действие, которое может за ним последовать.

Условием такого опережающего понимания является способность второго партнера к такой же реакции. Именно благодаря ей у него возможны конкретные ожидания в отношении поведения другого. Действие ориентируется на эти поведенческие ожидания, а способность обоих партнеров к сходным реакциям определяет возможность взаимопонимания и взаимодействия.

Эти поведенческие ожидания Мид называет ролевыми ожиданиями. Прикидка на себя роли другого позволяет предвидеть его поведение в той или иной ситуации. Такое предвидение как внутренний акт сознания предполагает, что сознание само расщепляется на Я и Другого. Это означает способность поставить себя на место другого и, наоборот, взглянуть глазами другого на самого себя. «Вступая в коммуникацию с другими людьми, я от каждого из них получаю какое-то представление о себе самом, каким видит меня каждый из них. Из таких представлений у меня складывается единый образ себя самого».

Таким образом, основа социальной коммуникации — в способности, ставя себя на место другого, предвидеть его ролевое поведение и соответствующим образом ориентировать свое. Коммуникативные навыки развиваются из врожденных биопсихических задатков в игре. Ребенок, играя с воображаемыми партнерами, одновременно разыгрывает несколько ролей, попеременно ставя себя на место то одного из них, то другого, то самого себя. Следующей стадией является групповая игра с реальными партнерами, в которой оттачиваются навыки предвидения поведения других.

Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как инструмент социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходят в первичных группах, в которых индивиды связаны непосредственными отношениями. Человек приобретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации осуществляются обмен представлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в человеке — это его непреодолимое стремление к общению с другими и продукт этого общения. В коммуникации пересекается индивидуальное и социальное, она представляет собой средоточие интеракции. Это объясняется тем, что в ходе коммуникации вырабатываются и шлифуются представления людей друг о друге и об обществе, в котором они живут. Такие представления составляют «социальное сознание» индивида, связывающее его с обществом.

Можно сказать, что в символическом интеракционизме коммуникация выступает как бы матрицей социальной жизни. Другие подходы к феномену социальной коммуникации более конкретны и направлены на изучение ее исторической динамики.

В 1960 г. канадский ученый М. Мак-Лухан выдвинул тезис, согласно которому современное общество находится на пути от «культуры печатного слова» к «визуальной культуре». Это означает, что среди молодежи предпочтительными каналами коммуникации все более становятся телевидение, звукозапись, а в дальнейшем — компьютер и Интернет. В конце XX в. центр исследовательского интереса к коммуникации сместился в сторону индустрии массовой коммуникации, ее воздействия на аудиторию, влияния информационных технологий, динамики вербальной, невербальной и экстрасенсорной коммуникации, особенностей индивидуального восприятия различных видов коммуникации и т.д.

Средства социальной коммуникации

Под массовой коммуникацией понимается совокупность современных технических средств, позволяющих социальному актору обращаться к максимально многочисленной аудитории. Если представить все виды коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидов — членов различных социальных структур.

Рис. 12.1. Свободное время и досуг молодежи и поколения «отцов» (40-60 лет), 2007 г.,% 1- «дети»; 2- «отцы»

Основные средства массовой коммуникации — это пресса, телевидение, радио, реклама, Интернет. Телевидение занимает лидирующие позиции в ряду средств массовой коммуникации, и его влияние растете каждым годом. Результаты исследования, проведенного Институтом социологии РАН, явно демонстрируют приоритет телевидения в системе способов проведения свободного времени у представителей разных поколений (рис. 12.1).

С начала 1930-х гг. массовая коммуникация стала рассматриваться как социальная проблема, а до этого рубежа единственной ролью прессы считалось снабжение общества информацией. Вследствие стремительного развития кинематографа, а затем телевидения резко возрос интерес к средствам массовой коммуникации и возможностям их использования в таких сферах, как политическая пропаганда и образование. Эти возможности вызывают в интеллектуальной среде опасения, что чрезмерное влияние средств массовой коммуникации на население может повлечь за собой вредные культурные и социальные последствия. В США подобное беспокойство и опасение привело к созданию в 1960-е гг. особой отрасли социальной науки, изучающей масс-медиа. Заметим, что исследование масс-медиа сопряжено с рядом трудностей, главная из которых состоит в том, чтобы отделить научный подход к ним от публицистического. Это свидетельствует о двойственности понятия «массы», которое теперь чаще используется в нормативном смысле (массы легко поддаются обману и манипуляции), чем просто в количественном (массы — многочисленные группы людей). Поэтому социальные науки стремятся абстрагироваться от второго смысла понятия «массы».

В 1960 г. Т. Парсонс и У. Уайт предложили описывать масс-медиа как механизм, образующий как бы мост между теми, кто передает информацию, и массовой публикой. С такой точки зрения содержание масс-медиа определяется не только волей передающих сообщение, но представляет собой результат взаимной адаптации спроса и предложения.

Аудиторию масс-медиа социологи классифицируют на возрастные, половые, профессиональные группы и по уровню материальной обеспеченности. Потребление информации масс-медиа очень различается в таких группах. Например, телевидение представляет собой «семейный» вид масс-медиа, радио слушают преимущественно женщины и те, кто за рулем, в кино ходит в основном молодежь, ежедневные газеты читают главным образом мужчины, «толстые» журналы — те социальные группы, которым они специально предназначаются: мужчины — журналы для мужчин, женщины — женские журналы и журналы мод и т.д.

Относительно природы интереса, который аудитория испытывает к масс-медиа, существует широкий диапазон мнений — от того, что массы некритически поглощают любое предложенное им содержание и вообще зачарованы масс-медиа, и до того, что массовый читатель избирателен, интеллектуально выше уровня подачи информации в масс-медиа и относится к ним иронически или равнодушно. Реальное различие отношения к масс-медиа определяется культурным уровнем аудитории, ее представлениями о масс-медиа и источнике предлагаемой ими информации, а также, возможно, типом содержания. Но в целом симпатии, неприязнь, ожидания публики в отношении средств массовой информации стабильны.

Классические американские исследования в области содержания информации масс-медиа ставили своей целью определение различий и соответствий между миром, описываемым масс-медиа, и реальным миром аудитории. В целом анализ содержания сообщений масс-медиа показывает соответствие сообщений моральным, культурным, социальным стереотипам общества. Например, герои многих сериалов и телефильмов, как правило, принадлежат к наиболее социально престижным этническим и социопрофессиональным группам; некоторые типы содержаний исключают тревожащие темы, такие, как смерть, болезнь, старость, социально-экономические проблемы и т.д.

Понятие «массовая культура» часто используется для обозначения совокупности наиболее характерных содержаний сообщений масс-медиа. Масс-медиа и массовая культура рассматриваются не только как выражение современного общества, но и как его символ. Поэтому в наши дни социальная критика часто сводится к критике масс-медиа: на них возлагается ответственность за разрыв традиционных связей, создание псевдокультуры, за различные формы «манипуляции сознанием», «отчуждения» или «подавления». Такая критика всегда вписана в контекст социальных теорий, на которые опирается. Однако трудно объяснить, почему социальный контроль, выраженный через масс-медиа, в большей степени является отчуждающим или репрессивным фактором, чем такой контроль, осуществленный по традиционным каналам.

Исследования культурного измерения массовой коммуникации свидетельствуют о сложности отношений между сообщением и другими элементами процесса коммуникации. Согласно Дж. Клапперу, средства массовой коммуникации не оказывают прямого причинно-следственного воздействия на общество, но действуют на него через опосредующие элементы. Иными словами, обычно невозможно установить прямую причинно-следственную связь между содержанием сообщений, исходящих от масс-медиа, и явлениями социального порядка. Действительно, степень слияния масс-медиа с социокультурным комплексом такова, что здесь невозможно отделить причину от следствия. Исследователи отмечают только тенденцию масс-медиа к сохранению социального статус-кво.

История массовой коммуникации начинается фазой роста и сейчас переходит в фазу огромной социальной значимости. Такое направление развития вызывает серьезную обеспокоенность растущей концентрацией масс-медиа в руках небольшой группы людей, а также глобализацией и коммерциализацией средств массовой информации. Подлинная проблема заключается в том, следует ли массовая коммуникация в целом коммерческой логике капитализма или се скорее следует рассматривать как составную часть социокультурной сферы.

Реклама как одно из средств масс-медиа оказывает огромное воздействие на сознание и поведение людей и в условиях формирования новыхетилей жизни и методов их легитимации стала особым фактором общественной коммуникации, выступая инструментом манипуляции массовым сознанием.

Реклама носит коммуникативный характер; это «платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через СМИ и другие виды связи, агитирующее в пользу товара, марки, фирмы», или другими словами, неперсонифицированная передача информации, обычно оплачиваемая, обычно имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях.

Различают рекламу коммерческую и социальную, «...коммерческая реклама преследует достаточно банальные и очевидные цели — побуждение к повышению покупательской активности, информирование о выходе нового товара на рынок, изменение отношения потребителей к той или иной услуге или товару... основное предназначение социальной рекламы состоит в привлечении внимания широкой общественности к тому или иному явлению общественной жизни, причем, как правило, проблемному».

Социальная реклама акцентирует внимание на конкретных общественных проблемах, вызванных нравственными, психологическими или иными причинами: например, низкий уровень рождаемости, отсутствие внимания к престарелым, недостаточная забота об окружающей среде и т.д. Соответственно задача социальной рекламы заключается в том, чтобы актуализировать в обществе наболевшие и жизненно важные проблемы, а также вызвать к ним интерес в тех кругах и у тех общественно-политических сил, которые могут реально воздействовать на изменение ситуации, так как принимают участие в принятии важных экономических, политических и социальных решений.

Очевидно, что эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора оценивается совершенно иначе, нежели коммерческой рекламы, и связана с такими показателями, как степень узнаваемости в обществе того или иного социального феномена, проблемы, динамика изменений общественного мнения по отношению к социально значимым проблемам. Социальная реклама призвана также изменить отношение общества к определенным проблемам. Например, задача социальной рекламы Вооруженных Сил в России заключается в том, чтобы изменить отношение молодых людей и общества в целом к военной службе, которое, как известно, негативно.

Контроль над средствами массовой информации в большинстве стран имеет олигополистический характер: отдельные крупные держатели акций контролируют различные издания и телеканалы. Хотя некоторые издания и каналы принадлежат государству и считаются общественными, но основная тенденция связана с концентрацией контроля в руках узкого круга лиц.


Смежные предметы
Предмет, структура и функции социологии
Социология коммуникаций
Социальное взаимодействие, его формы и виды
Система социальных взаимодействий людей в обществе
Социальная коммуникация. Коммуникативный процесс
Виды и средства социальной коммуникации
Массовая коммуникация в социологии
Неформальная коммуникация
Слухи в социологии. Динамика и результаты слухов
Социальные действия и их виды, субъекты и структура
Социальные взаимодействия и социальные отношения
Понятие и признаки социального действия. Механизм и типы социальных действий
Социальные связи и человек в системе социальных связей
Понятие и виды социальных связей. Формы и типы социальных связей
Массовое сознание. Формы массового поведения
Массовое сознание и массовые действия
Общественное мнение и его функции
Формирование общественного мнения