• Социология труда, занятости и безработицы
  • Социология труда

    Социология труда — область социологии, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технологических и социальных условий на отношение к труду.

    Социология труда применяется для анализа социальных изменений и поведения в сфере производства, а также на рынке труда и занятости.

    Предмет социологии труда — трудовая деятельность и трудовое поведение в сфере труда и производства.

    Объект социологии трудатрудовой коллектив как вид социальной организации (в том числе персонал банков, компаний и т.д.) и работающее население (преимущественно по найму).

    Методологической базой для социологии труда является теория общественного разделения труда и его развития.

    Главное направление исследований в социологии труда — анализ влияния содержания условий и форм социальной организации труда на отношение к труду и рост его производительности.

    Переход к рыночной экономике в России сформировал качественно новый рынок труда и занятости, изменил трудовую деятельность населения, возможности его трудоустройства, получения квалификации как работающих, так и тех, кто потерял работу и был вынужден заняться трудоустройством.

    В экономике сложилась новая структура рынка труда, который теперь состоит из двух крупных групп — работников наемного труда и работников «ненаемного» труда. Общей единицей количественного измерения в сфере труда и экономической деятельности стала категория «экономически активное население» (рис. 1, табл. 1).

    Рис. 1. Рынок труда в России

    В социологии труда стало целесообразно выделить дополнительные объекты исследования, такие, как работающие (преимущественно по найму и объединенные в трудовые коллективы), занятые в сфере экономики любым видом труда, безработные, и вычленить три частные социологические теории — социологию труда и тесно связанные с ней социологию занятости и социологию безработицы.

    Таблица 1. Экономически активное население и его динамика в 1992-2009 гг., млн человек

    Социология занятости

    Предмет социологии занятостиэкономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда и занятости.

    Объект:

    • экономически активное население (рабочая сила), включенное в любой вид труда, но уже занимающееся поиском нового рабочего места;
    • социальные организации и институты, специализирующиеся на оказании помощи в трудоустройстве (биржи труда, трудовые агентства, рекрутерские фирмы и т.д.).

    Согласно принятому Росстатом определению экономически активного населения, к нему относятся две большие социальные группы: занятых в сфере труда и ставших безработными.

    К занятым в сфере труда, согласно определению Росстата, относятся лица, выполняющие оплачиваемую работу но найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. Занятые в экономике классифицируются по своему статусу на работающих по найму и работающих не но найму. Численность занятых в экономике в 2006 г. составила 69,2 млн человек (для сравнения: в 1980 г. было 73,3 млн; в 1992 г.-72,1 млн).

    В сфере финансов, кредита и страхования занято 1,5 % общего числа занятых в экономике, что в 2 раза больше, чем в 1992 г. (0,7 %). В целом в сфере финансов, кредита, страхования в 2006 г. работали 1057 тыс. человек, средний возраст которых 36,6 года.

    В сфере управления в 1992 г. работали 1362 млн человек, в 2006 г. — 3,6 млн человек, или 4,6 % общего числа занятых в экономике.

    В целом совокупное число работающих в финансово-экономической, административной и социальной сферах составляет 4,02 млн (табл. 2).

    Таблица 2. Структура занятых в экономической, административной и социальной сферах в 1992-2006 гг.

    В 2000-х гг. важными особенностями занятых стати качественные изменения в составе работающих. Это особенно проявляется в тендерной структуре и уровне образования занятых в экономике (табл. 3):

    • сокращается численность женщин, еще сильнее — мужчин;
    • повышается доля имеющих профессиональное образование, прежде всего среди женщин;
    • повышается средний возраст работающих (особенно женщин).

    Иначе говоря, занятое в экономике население стареет, повышая образовательный уровень главным образом за счет женщин.

    Таблица 3. Динамика тендерной, возрастной и образовательной структуры занятых в экономике в 1992-2009 гг.

    При сохранении тендерной асимметрии структуры занятых в экономике сокращается разрыв между тендерными общностями; следует отметить, что образовательный уровень мужчин существенно ниже, чем у женщин.

    Важнейшая особенность современной российской экономики заключается в трансформации института собственности и его переходе от доминирования государственной формы собственности к доминированию частной (табл. 4).

    Таблица 4. Динамика занятости в российской экономике по формам собственности в 1992-2006 гг., млн человек (%)

    Таким образом, современное российское общество — это общество с рыночной экономикой, где доминирующее место занимает занятость в частном секторе (свыше 60 %); в государственном и муниципальном секторе занято меньшинство (около 37 % работающих).

    Важной характеристикой качества рабочей силы и трудовой деятельности является уровень образования занятых в экономике (табл. 5).

    Таблица 5. Уровень образования занятых в российской экономике в 2009 г. в зависимости от тендерной принадлежности, % к итогу

    Занятость различают трех видов:

    • основную — профессиональная трудовая деятельность индивида по основному месту работы, обеспечивающая ее профессиональный и социальный статус, регулярный доход, облагаемый налогом; по основному месту работы находится трудовая книжка наемного работника;
    • вторичную — дополнительный вид трудовой деятельности индивида (независимо от профессии и специализации по основному месту занятости), обеспечивающий дополнительный доход, облагаемый налогом;
    • теневую — новый, сугубо российский социальный феномен на рынке труда и занятости. Суть ее в том, что человек, работающий на каком-либо «энном» (втором, третьем, четвертом) месте работы, обеспечивающей дополнительный доход, получает его от работодателя без уплаты налогов (так называемый скрываемый доход); рынок теневой занятости в России составляет около 30 %.

    Социология безработицы

    Масштабность и глубина социальных последствий безработицы для миллионов работающих и экономически активных людей, сила ее влияния на сознание, поведение, социальную адаптацию населения к новым условиям жизнедеятельности свидетельствуют о необходимости социологического изучения безработицы как социального явления.

    Предмет социологии безработицы — безработица как социальное явление и процесс и ее социальные последствия.

    Объект — индивид со статусом безработного, шире — специфическая социальная группа безработных, а также социальные институты и организации, оказывающие помощь в трудоустройстве безработных.

    Социологические исследования в области безработицы направлены на изучение ее влияния:

    • на трудовые ориентации и ценностные установки работающих и безработных;
    • на смену моделей экономического поведения и социальную активность личности на рынке труда;
    • на степень готовности работников и безработных к переквалификации и смене профессии;
    • на процесс люмпенизации общества и уровень его маргинальности;
    • на стрессоустойчивость личности в изменяющихся социально-экономических условиях;
    • на распространенность девиаций, порождаемых потерей работы;
    • на формирование региональных рынков труда, занятости и профессий.