www.Grandars.ru » Социология » Основы социологии »

Социология в XIX-XX вв.

Социология конца XIX — начала XX в.

Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.

Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателем позитивистского направления в науке. Его главные сочинения: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Одним из значимых достижений Конта является то, что он осуществил классификацию наук и их методов. И в этой «всеобщей классификации наук» социология поставлена на самую вершину пирамиды как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе (Приложение, схема 1). Конт выделил четыре метода социологии, с помощью которых будет собираться информация о социальных явлениях: наблюдение. эксперимент. сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение он считал главным методом, требующим точности, надежности использования математических замеров изменения социальных объектов.

Социологию Конт делит на два раздела: социальную статику, призванную изучать строение общества, его структурные элементы, и социальную динамику, раскрывающую законы развития социума.

По мнению Конта. подлинным социологическим элементом является семья, выступающая посредником между индивидом и обществом. А для поддержания порядка и прогресса в обществе (один из основных лозунгов учения Конта) необходима солидарность, которая подразумевает:

  • осознание обществом самого себя как единого целого;
  • дисциплину и ответственность;
  • профессиональное управление во всех сферах;
  • сотрудничество всех социальных групп.

Социальный прогресс ученый понимал как развитие по восходящей линии, где первичными факторами прогресса выступают духовное и умственное развитие человека, а вторичными — климат, раса, продолжительность жизни.

Используя метод исторического сравнения, Конт сформулировал основной закон общественного развития - закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий. В историческом развитии выделено три этапа (Приложение, схема 2).

Первая, теологическая, стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в., когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение. Вторая, метафизическая, стадия включает период с XIV до XVIII в., на протяжении которого люди воспринимали все вокруг себя, в том числе и общество, скорее как естественное явление, чем сверхъестественное. Третья, позитивная, стадия берет начало в XIX в. и связана с расцветом науки, культуры, промышленности, развитием общественной жизни. В этот период обществу требовалась новая идеология, выполняющая интегрирующую роль. Так появляется научная позитивная философия — социология.

Наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие подходы в объяснении процессов, происходящих в обществе. Одной их них была биологическая концепция Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский ученый, которого считают основателем органической школы в социологии, или органицизма. Его главное социологическое произведение — трехтомный труд «Основания социологии». Суть органической теории Спенсера состоит в том, что он рассматривай общество по аналогии с биологическим организмом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т.д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Экономическая жизнь в обществе, но мнению ученого, подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т.д. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции. Изменения в структуре общества не могут происходить без изменения его функций. Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции», основными элементами которого являются переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация).

Закон социального развития рассматривался Спенсером как закон выживания наиболее приспособленных индивидов, где селекция должна осуществляться через экономическую конкуренцию. Такая позиция ученого, согласно которой от наименее приспособленных индивидов в обществе полезно избавляться, получила название «социальный дарвинизм».

Спенсер также ввел в оборот понятия «военное общество» и «индустриальное общество». Военные общества имеют единые системы веры, а кооперация между индивидами происходит посредством насилия и принуждения, в результате чего индивиды существуют для государства. Индустриальные общества, напротив, характеризуются многообразием веры и добровольной кооперацией индивидов, здесь государство существует для людей.

Спенсер выделил и описал главные разновидности социальных институтов как важнейших подсистем общества, обеспечивающих его существование. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций его элементов. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего впоследствии широкое распространение в социологии.

В этот же период возникло материалистическое направление в социологии, связанное с именами Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). В основе этого учения лежит диалектико- материалистическое понимание исторического процесса. Главными произведениями классиков являются: «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Капитал», «Критика политической экономии» и др. Определяющее влияние на общественную жизнь, по мнению Маркса и Энгельса, оказывает способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. В общественной жизни люди неизбежно вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения. - производственные. Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру общества — реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и соответствующие ему определенные формы общественного сознания. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот — их общественное бытие определяет их сознание.

Основатели материалистической концепции ввели в науку понимание формационного развития общества, создали типологию обществ. классифицируя их по общественно-экономическим формациям, где главным критерием выступал тип господствующих в нем производственных отношений. Согласно теории марксизма развитие общества представляет собой поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытно-общинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Маркс и Энгельс разработали также концепцию социального конфликта, рассматривая его в качестве источника общественного прогресса. Показав положительную роль социального конфликта в жизни общества, они заложили основы конфликтологического направления в социологии.

В рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между эксплуататорскими классами. При этом класс, являющийся собственником средств производства (буржуазия), подчиняет класс, не имеющий собственности (пролетариат), а взаимное отрицание классовых интересов разрешается с помощью революции. По Марксу, социальная революция является двигателем человеческой истории.

Отмечая вклад марксистской теории в развитие социологической мысли, нельзя не указать и на ее слабые стороны. Одним из серьезных недостатков марксизма, по мнению большинства социологов, следует считать присущий ему экономический детерминизм, при котором игнорировалась роль культурных и духовных факторов в жизни общества. Также к существенным недостаткам относят преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе. Вместе с тем многие рациональные, ценные идеи Маркса и Энгельса были взяты на вооружение такими крупными социологами, как Э. Дюркгейм и М. Вебер. В целом же марксизм оказал существенное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы, автор таких фундаментальных трудов, как: «Оразделении общественного труда», «Правила социологического метода». «Самоубийство: социологический аспект». Дюркгейма называют пионером практической социологии. Большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества, вопросов социального порядка и социальной дезинтеграции. Дюркгейм считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, образующие социальную реальность. Под социальными фактами он понимал привычки, обычаи, традиции, правила поведения. И поскольку социальные факты не зависят от человека, то социальная реальность существует объективно. По мнению ученого, социальные факты следует рассматривать как «веши», подобно вещам в природе. Его методологии присущи две особенности: I) натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм - утверждение специфичности социальной реальности (Приложение, схема 3).

Центральной темой научного творчества Дюркгейма стала проблема социальной солидарности, которая сплачивает и объединяет людей, выступает как высшая моральная ценность. Ученый выделил два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность, по его мнению, присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности, господстве коллективного сознания. Органическая солидарность свойственна сложным. развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее коллективное сознание сменяется новым коллективным сознанием, которое становится более светским, рационалистическим. Переход от механической солидарности к органической. согласно Дюркгейму, есть общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда.

Важным направлением в творчестве Дюркгейма было исследование им социального феномена самоубийства. В работе «Самоубийство» автор на основании фактического материала приходит к выводу, что основным мотивом самоубийства следует считать социальный фактор, а не психопатические, расовые и космические причины, как утверждалось в тот период. Дюркгейм впервые ввел в научный оборот термин «аномия» (беззаконие), с помощью которого он обозначил такое состояние общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не утвердились. Такие явления характерны для переходных, кризисных периодов общественного развития и сопровождаются возрастанием социальной дезорганизации. Эта теория и в наши дни не потеряла своей ценности и актуальности.

Заслуга Дюркгейма состоит в том, что он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал общую теорию и методологию социологическою исследования, а также конкретные методы, правила и процедуры их проведения.

Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий социолог, сыгравший существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Социология», «Философия денег», «Философия культуры». В истории социологии Зиммель известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитившей многие существующие положения современной теоретической социологии. Он внес большой вклад в изучение ряда важных отраслей социологии — социальных конфликтов, феномена моды, городского образа жизни и др. Зиммель считается основоположником так называемой формальной социологии, в которой ведущую роль играют «формы социации». В работе «Философия денег» ученый провел глубокий анализ влияния денежных отношений и разделения труда на социальную реальность, человеческую культуру и отчуждение труда. Категория денег послужила Г. Зиммелю тем увеличительным стеклом, благодаря которому удалось лучше рассмотреть скрытые механизмы социальной жизни, общественный труд в его нормальных и патологических формах.

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Его основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др.

Свою социологию Вебер назвал «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «объяснить» их социальные действия. Именно социальные действия он выделял в качестве предмета социологии. Социальные действия выражаются в поступках людей, ориентированных на достижение тех или иных осознанных или неосознанных действий. Используя свое понятие «идеальный тип», Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия (Приложение, схема 4):

  • целерационалыюе — направлено на достижение определенного результата (например, экономическое поведение предпринимателя);
  • ценностно-рациональное - ориентировано на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом (капитан, до конца стоящий на мостике тонущего корабля);
  • традиционное - диктуется устоявшимися привычками, обычаями. верованиями;
  • аффективное - обусловлено эмоциональным состоянием, сильным чувством.

Из всех перечисленных типов только первые два. по Веберу, являются социальными, или рациональными (осознанными), поскольку третье действие человек выполняет автоматически, согласно традициям, а четвертое — бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Вебер также отмечал, что степень распространения того или иного типа социального действия предопределяет характер и уровень развития самого общества. Так. для индустриальных, высокоорганизованных обществ характерны ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия, а для архаичных, примитивных обществ — традиционные и аффективные действия.

Используя свою концепцию социального действия, Вебер попытался систематизировать многообразие форм политического господства и выделил три типа легитимного (признанного) господства:

  • легальное — основано на целерациональном действии, предполагает подчинение рационально обоснованным правилам, законам, а не личности:
  • традиционное - базируется на традиционном действии, обусловлено приверженностью традициям, обычаям, «привычкой к определенному поведению»;
  • харизматическое - основано на вере в неординарные, исключительные способности носителя власти (от греч. charisma — благодать, божественный дар) и связано с аффективными действиями.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий и в целом всех сторон жизни. Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности находит в правовом государстве, которое функционирует на основе целерациональных и ценностно-рациональных взаимодействий управляющих и управляемых.

Согласно теории рациональной бюрократии Вебера, чем сложнее общество и производственные процессы, тем большая необходимость возникает в особом классе бюрократии, основным занятием которого становится профессиональное управление. По Веберу, идеальный управленец (бюрократ) должен отвечать следующим характеристикам:

  • как можно меньше в своей деятельности руководствоваться
  • эмоциями, а больше рациональными соображениями;
  • равно (обезличенно) относиться ко всем, кто контактирует с
  • ним в процессе выполнения управленческих решений:
  • четко выполнять требования формальных правил, инструкций;
  • на работе воспринимать себя как функцию, «деталь» управленческого механизма.

Всемирную известность получила веберовская работа «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он показывает, как этические принципы протестантизма (бережливость, честность, трудолюбие) способствуют возникновению капитализма. Изучая мировые религии, Вебер пришел к выводу о том. что между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением людей существует определенная взаимосвязь, когда религиозно-этические воззрения оказывают влияние на характер и мотивы хозяйственной деятельности.

Вебер также заложил основы современной теории социальной стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности (теория марксизма), но и политический (властьЛ а также статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, которая благодаря этому становится многомерной.

Макс Вебер может быть назван Леонардо да Винчи социологии. Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

В XIX в. стало складываться психологическое направление в социологии. Наиболее яркими представителями психологической школы в социологии были Г. Тард, Г. Лебон и Ф. Тённис. Заслуга этих ученых состоит в том, что они создали социально-психологическую концепцию социологии и попытались объяснить роль субъективного фактора в истории.

Габриель Тард (1843-1904) — французский социолог, разработал теорию подражания, согласно которой элементарным социальным отношением является передача или попытка передачи верований и желаний. Его основные труды: «Законы подражания», «Социальные законы», «Личность и толпа». По мнению Тарда, социальное - это просто коллективное психическое. Интересную трактовку дает ученый понятиям «толпа» и «публика». Толпа — это совокупность людей с преимущественно физическим контактом между собой, а публика — совокупность, объединяемая духовными контактами.

Густав Лебон (1841 -1931) — французский социолог, обратил внимание на феномен толпы, когда разумное критическое начало, воплощенное в личности. подавляется иррациональным сознанием. Современную ему эпоху он определил как эру «толпы». Всемирную известность ему принесла книга «Психология толп» (именно «толп», а не «масс» — как в русском переводе). Актуальность появления этого труда он обосновывает так: «Знание психологии толп составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного чиновника — не для того, чтобы управлять, так как это уже невозможно, а чтобы не дать им слишком много воли над собой». Лебон ввел в научный оборот понятия «заражение», «внушение», «подражание» как механизмы влияния толпы и на толпу.

Фердинанд Теннис (1855-1936) — немецкий социолог, считал общественные отношения волевыми и противопоставлял общность с ее инстинктами обществу, в котором господствует разум. Теннис придавал первостепенное значение понятию «воля», которое определяет сущность и направление человеческого поведения. Так как он фактически отождествляет волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действиям осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением которого является разум.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, создавший теорию психоанализа. Свои психологические представления он перенес и в социологию. По мнению Фрейда, социальное поведение человека обусловлено бессознательными сексуальными импульсами (либидо) и взаимодействием побудительных порывов, которые вызваны этими импульсами и заложены в человеческом сознании через передачу норм поведения.

Фрейд считал, что природа общества определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой индивидов с существующими общественными отношениями. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, а также несексуальные чувства (любовь, дружба, имеющие, в конечном счете, тоже сексуальную природу), интересы (трудовые, социальные) и являются движущей силой общества.

Социологи этого направления, как и все представители субъективного подхода в социологии, на первое место ставят проблему человека. его мотивов поведения и уже исходя из его социальных связей строят социально-ролевую структуру общества, определяют движущие силы и тенденции его развития и т.д. [7, с. 37).

Географическое направление в социологии XIX в. представлено Г. Боклем (1821-1862) и Ф. Рапщелем (1844-1904). Географический детерминизм связан с попытками доказать, что ведущим фактором социальных изменений является географическая среда. Фридрих Ратцель — немецкий географ и этнограф, считается признанным патриархом направления географического детерминизма в науке и основателем политической географии конца XIX — начала XX в. Его основные труды: «Антропогеография», «Народонаселение», «Земля и жизнь». Изучая влияние природно-климатических условий на развитие народов и культур в различных географических зонах, он разработал географическую карту культурной жизни человечества, показав картину расселения народов и распространения культур. Главная заслуга Ратцеля состояла в том, что он предпринял попытку связать между собой политику и географию, что впоследствии было использовано геополитиками (Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом).

Таким образом, в XIX — начале XX в. были заложены основы социологии, определились ее главные направления, концепции и методологические принципы. Вместе с тем теории конца XIX в. сумели подготовить почву для формирования и развития эмпирической социологии, а первая половина XX в. ознаменовалась становлением основ теоретической социологии. Об этом речь пойдет далее.

Социология в XX в.

В XX в. на фоне разрушительных кризисов, мировых войн, глобальных катастроф интерес к социальной теории в Европе несколько ослабевает, но в США социология получает как бы второе дыхание, предложив обществу практическое применение своих идей. Изучение того, что происходит в обществе на самом деле, анализ социальных фактов в конкретной ситуации — эта практическая ориентация способствовала интенсивному развитию эмпирической социологии.

С помошью методики и техники исследований, которые становятся социологической «субдисциплиной» (выделяются в самостоятельное методологическое направление), собираются, измеряются, обобщаются признаки и показатели отдельных элементов и частных сторон изучаемых социальных явлений. Особое развитие получили метод опроса на основе репрезентативной выборки, контент-анализ средств массовой информации, исследования-зондажи.

В 1930-х гг. в Советском Союзе социология была объявлена «вредной» буржуазной наукой, социологические службы и кафедры были закрыты вплоть до 1960-х гг., тогда как американский институт Гэллапа начал проведение общенациональных опросов с целью изучения общественного мнения. Социологические исследования в основном носили прикладной характер и ставили своей целью анализ конкретных ситуаций и разработку практических рекомендаций для сферы социального управления. Полезность социологических исследований стала понятной не только организаторам науки, но и государственным служащим и бизнесменам. Отныне консультации социологов становятся нормой при принятии многих управленческих решений.

В частности, мировой экономический кризис 1930-х гг. заставил искать новые механизмы регуляции социальной жизни и социология оказалась весьма востребованной. Спонтанное саморегулирование рыночных механизмов американской экономики было дополнено государственным регулированием, планированием, инвестированием, масштабными социальным программами, мерами социальной защиты населения. Потребности в механизмах коррекции стихии рынка, предпринимательского поведения и подчинения их общественным интересам обусловили ориентацию социологии на комплексное исследование проблем США.

Диапазон прикладных исследований постепенно расширялся. Правительственные органы, деловые круги, политические партии стали постоянным социальным заказчиком прикладных исследований, а социологи соответственно начали изучать общественное мнение, рекламу, средства массовой информации, выборы, социальную напряженность, культуру, досуг и т.д.

Многие исследователи пришли к выводу, что необходимо изучить самого человека; это позволит точно оценить, чего хотят люди при определенных условиях; просчитать и описать альтернативы их деятельности, указать последствия каждой из них и разработать такую административную или инженерную технику, которая сможет обеспечить изменение социальных установок наиболее рациональным (эффективным и экономичным) способом. Социальный контроль, диагноз и регулирование процессов, происходящих в обществе, — таковы направления исследований социологов в тот период, надолго определившие служебно-управленческий характер эмпирической социологии в целом.

Социологи были твердо убеждены, что поведение человека складывается под определяющим воздействием общения; общение, понятое как взаимодействие, — единственный способ связи субъектов, который определяет их внутренний мир. Эта теоретическая и методологическая ориентация социологии суживала представление о сущности человека и его духовности. Вместе с тем она сводила социологические данные к более простым формам выражения, упрощающим их анализ, что отвечало интересам заказчика. Дело в том, что становление США как сильнейшей индустриальной страны проходило в условиях урбанизации, миграции и большой социальной мобильности населения.

Появление и распространение технических средств (телефон, телеграф, радио, кино), развитие рекламы, моды, музыкальной культуры, массовых спортивных зрелищ (теннис, хоккей, баскетбол, футбол) способствовали не только общению, но и сотрудничеству. Взаимную помощь многие стали рассматривать как более важный для прогрессивной эволюции элемент, чем конкуренцию. В центре внимания эмпирической социологии оказались отношения человека к человеку как диалогическое общение «Я и Ты», «Я и Другие» (коммуникация), которое рассматривалось как первичное универсальное условие человеческого существования. В целом общество стало пониматься как результат общения совместно действующих индивидов, где взаимопонимание является жизненной необходимостью.

Положение несколько изменилось во второй половине XX в., когда человеческое общество испытало последствия двух глобальных по масштабам явлений — Второй мировой войны и научно-технической революции, что вызвало потребность в теории стабильности, равновесия. Социология как наука, обращенная к проблемам функционирования, стала изучать условия, при которых достигается общественный консенсус.

Доказав свою полезность в процессах политической и социально-экономической стабилизации общества, социология к середине XX в. окончательно завоевала свое место в кругу академических, университетских дисциплин, социологи стали лидерами во многих областях образовательной деятельности. Специалисты из смежных областей знания — политической науки, экономики и психологии, этики — начали обращаться к социологическим данным и методам для подкрепления или опровержения своих выводов.

На мировой социологической арене наступило время лидерства американской школы. Заокеанская социология, установив прочные связи с математикой, статистикой, стала более доказательной и претендовала на системное знание общества. Технический прогресс — компьютеризация, математизация методов измерения и анализа — способствовал обогащению представлений о зависимостях «переменных», расширению понятийного аппарата. Под ее влиянием произошел поворот к построению прогностических моделей процессов социальных изменений. Усиление влияния американской культуры привело теоретическую западноевропейскую социологию к эмпиризму. На основе взаимодействия и взаимного обогащения произошла интернационализация социологии.

В последнее время стала заметна тенденция к возвращению на мировую авансцену теоретической социологии; можно сказать, что возродилась академическая социология, разрабатывающая фундаментальные проблемы. Синтез социологических теоретических и эмпирических подходов с элементами социальной философии сформировал такие течения, как функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис), символический интеракционизм последователей Дж. Мида, инструментализм (Дж. Дьюи). Таким образом, к середине XX в. завершилось оформление как академической социологии (фундаментальной с ее интересом к макросоциологи чес ким проблемам), так и прикладной (практической с интересом к микросоциологическим проблемам) с множеством направлений, школ.

Во второй половине XXв. в развитии социологии выделяются два периода — индустриальный и постиндустриальный.

Социология индустриального развития обеспечивалась такими доктринами, как «плюралистическая демократия», «де- идеологизация», «конвергенция», «единое индустриальное общество», «общество благоденствия», «массовое общество».

Проблема «феномена массы» конкретизируется в вопросах дсстратификации, деиндивидуализации, лидерства, популизма, конформизма, отклоняющегося поведения, манипулирования «человеком массы», массовой культуры. Американские классики Р. Миллс, С. Липсет, Д. Белл, Р. Мертон разрабатывали новый позитивный (демократический) вариант концепции «массового общества», связанный с ростом средних классов, общества благополучия и согласия, социальной мобильности. Институты данного общества способствуют социальному единству населения, уменьшению разрыва между массой и элитой. Политика теперь понимается не как отношения классов, а как технология управления, искусство достижения компромиссов между различными социальными группами, что обеспечивает устойчивость социума. Использование средств массового общения приводит «массовое поведение» в соответствие с конституционными нормами и процедурами.

В последней трети XX в. сформировалась социология постиндустриального развития, отмеченная поворотом к новой системе социально-экономических и политических координат, соизмеримых с миром человека. Переход от традиционной социологии к нетрадиционной призван создать новые метатеорию и инструментарий, позволяющие улавливать все сложности социального развития.

Нетрадиционная социология формируется в условиях, когда ход социального взаимодействия спонтанно складывается на микроуровне из действий отдельных, «рядовых» индивидов. Повседневность становится приоритетом в исследованиях «нетрадиционалистов». Их объекты — малый и средний бизнес, профессиональные группы, местная община. Главный тезис сторонников этого направления: западное общество формируется не по идеальной модели, а с учетом индивидуальности людей, свободно создающих свой внешний и внутренний мир.

Для последних десятилетий XX в. и первого десятилетия XXI в. характерны отказ от национально-государственной замкнутости, стремление к международному сотрудничеству с общим рынком, свободным перемещением товаров, людей, информации, идей, культуры. Социологи создают прогностические модели общества будущего (например, исследование Гудзоновского института «Грядущие 200 лет для США»), разрабатывают оптимистические сценарии постиндустриального развития (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Турен).

Так, Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1980) выделяет три типа цивилизаций:

  • доиндустриальную сельскохозяйственную (до 1750 г.), которая основана на простом разделении труда, кастовой структуре общества, авторитарной власти и децентрализованной экономике;
  • индустриальную промышленную (до наших дней), которая дала человеку массу материальных благ, но при этом человек утратил индивидуальность и свободу, оторвался от природы;
  • постиндустриальную (компьютерно-информационную), рождение которой происходит в наши дни. Основной движущей силой на пути к постиндустриальному обществу выступает информатизация (компьютеризация). По сути это социачьно-технологи- ческая революция (поскольку информация — это власть), которая ведет к дальнейшему общественному прогрессу.

Компьютеризация социологических исследований усилила организационно-технологическую функцию социологии, превратила ее в самостоятельную отрасль научно-практической деятельности. В соответствии с этим главными направлениями деятельности исследовательских центров являются:

  • научно-организационный менеджмент;
  • ориентация на социального заказчика (государственные и деловые круги);
  • ориентация на практический результат и рынок.

Это обусловливает потребность в совершенствовании подготовки кадров профессионалов, в массовом издании социологической литературы, в организационной самостоятельности.

Таким образом, в XX в. социология получает свое дальнейшее развитие. В США социологическое знание приобретает ярко выраженную практическую ориентацию: совершенствуется методология эмпирических исследований, социологические данные начинают использоваться при принятии экономических и политических решений. К середине XX в. социология завоевывает прочное место в кругу академических дисциплин. Во второй половине XX в. в центре социологических исследований находится феномен «массового общества», а в последней трети века формируется социология постиндустриального развития, сконцентрированная на описании особенностей нового информационного общества. Социологи активно разрабатывают новые идеи, создают новые направления и школы. На Западе в XXI в. социология становится весьма популярной наукой.


Смежные предметы
Предмет, структура и функции социологии
Этапы развития социологии
Социология XIX - XX века, её развитие
Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни
Развитие социологии как науки об обществе
Возникновение социологии. Предпосылки появления и развития социологии
Классическая социология - М. Вебер, О. Конт
Бюрократия по Веберу. Понятие, теории и виды бюрократииСен-Симон и его социологияСоциология Огюста Конта. Позитивистская социологияСоциология Герберта Спенсера Школы социологии и их основные направления
Марксистская социология
Социология Карла МарксаГеорг Зиммель, его социологияСоциология Э. ДюркгеймаСоциальная солидарностьСоциология М. Вебера. Понимающая социологияСоциальное действие по М. Веберу Основные направления и школы американской социологии
Этапы развития социологии труда в США
Социальная теория Т. Парсонса Современная западная социология
Феноменологическая социология Развитие социологии в России
Социология в России. Особенности становления и развития социологической мысли в России
Отечественная социология в эпоху социализма Российская социология: основные традиции и направления
Русская социология Корни русской духовности. Русская национальная идея, ее истоки и социальный смысл
Социология П. СорокинаСоциология П. ЛавроваНиколай Константинович Михайловский, его социологияНиколай Данилевский, его социологияСоциология Ковалевского Современная социология
Зарубежная социология
Энтони Гидденс, его социологияДжордж Хоманс, его социология. Теория социального обменаНиклас Луман, его социологияПьер Бурдье, его социологияЯкоб Леви Морено, его социологияАлен Турен, его социологияЮрген Хабермас, его социология Основные направления современной социологии
Символический интеракционизмСоциологические конгрессыТеория постиндустриального общества Д. Белла