www.Grandars.ru » Социология » Основы социологии »

Социально-этнические общности

Социальная общность людей

Социально-этнические общности

Наиболее крупными социальными группами являются социальные общности. Термин «социальная общность» был введен в научный оборот немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855- 1936).

В современной социологии под социальной общностью понимают реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, характеризующуюся относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

В данном определении следует обратить внимание на ряд моментов:

  • это реально существующее социальное образование, основные параметры которого могут быть эмпирически зафиксированы и проверены;
  • это не арифметическая сумма индивидов, а целостное системное образование с присущими ему системными свойствами;
  • это субъект социального взаимодействия, содержащий в себе источник самодвижения и саморазвития.

Термин «социальная общность» в литературе употребляется в двух значениях. При широком подходе он рассматривается в качестве синонима социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы.

Социальные общности отличаются огромным многообразием конкретно-исторических и ситуативно обусловленных видов и форм. Поэтому для классификации социальных общностей необходимо выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные (город, деревня, поселок); этнические (племя, народность, нация); демографические (пол, возраст); социокультурные и иные общности.

Социальная идентификация субъекта с различными общностями может производиться через систему таких стратификационных показателей, как условия его жизнедеятельности, опосредованные политическими, экономическими и социальными особенностями, общие интересы и ценности взаимодействующих индивидов; принадлежность к определенным социальным институтам или исторически сложившимся территориальным образованиям и т.д.

Следует отметить, что внутри общества как динамично развивающейся системы постоянно происходят сложные процессы социальной интеграции (объединения) и дифференциации (разделения). При этом процессы интеграции способствуют укреплению социальных связей между экономической, политической и духовной сферами жизнедеятельности людей и позволяют воспроизводить социальные отношения общности как целостной системы. Процессы же дифференциации являются следствием разделения и специализации труда, появления новых ценностей и норм, отношения к различным формам собственности и т.д.

Ян Щепаньский предлагает выделить два больших класса общностей: естественные - существующие в реальности (территориальные. этнические) и номинальные (общность российских предпринимателей). Данные общности он делит на фиксированные в социальной системе (классы, профессиональные группы) и нефиксированные (например, движения зеленых).

Таким образом, социальные общности формируются и развиваются на основе взаимодействия или социальных связей. Они образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим многообразием.

Социально-этнические общности

Среди социальных общностей видное место в общественной жизни занимают этнические общности — этносы.

Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной жизнедеятельности людей. Но впоследствии, когда этнос уже сформировался, этот признак может утратить свое первостепенное значение и даже отсутствовать. Например. еврейский этнос в условиях диаспоры (расселения) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, поскольку иногда (например, американский этнос) складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общность языка явилась результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сформировавшейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. В его формировании существенную роль играет знание истории своего народа, а также обычаи, традиции, фольклор, передаваемые из поколения в поколение и образующие специфическую этническую субкультуру.

Виды социально-этнических общностей

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.

Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя имело свою территорию и большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.

Людей объединяют в племя также общие религиозные верования — фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта. зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-эко- номической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство. Дальнейшее развитие племени постепенно приводило к образованию народности.

Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родо-племенной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве.

В отличие от племенной организации народности свойственны более высокий уровень развития экономики, сложившийся определенный экономический уклад, наличие фольклорной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

Процесс создания нации как наиболее развитой формы этноса происходит на этапе окончательного становления государственности. широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, формирования обшей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания.

Нация — исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Говоря об этносе, обычно связывают его с более конкретным понятием «этничность», включающим некие общие отличительные характеристики, присущие этническим группам. Для определения сущности этничности используют три наиболее значимых подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.

Представители примордиалистского подхода объясняют различие этнических групп исходя из биологической природы (природное направление) и истории человеческого общества (историко-эволюционное направление). Сам термин «примордиальный (первозданный) тип человеческой общности» ввел в этносоциологию американский социолог Э. Шилз. Наиболее известным отечественным представителем этого подхода является Л.Н. Гумилев, который понимал этнос как ландшафтно-энергетический феномен. По его мнению, основные черты того или иного этноса определяются, во-первых, характером того ландшафта, который является для него почвенным, а во-вторых, специфической частотой колебаний биохимического поля, сообщающих каждой группе определенный уровень энергии. Сторонники историко-эволюционного направления в понимании этноса признают не только и не столько биологическое родство «крови», сколько социокультурные и территориальные критерии единства («почвы»).

Согласно инструменталистскому подходу происхождение этносов объясняется необходимостью нахождения эффективного средства (инструмента), которое бы способствовало объединению и укреплению внутригрупповой солидарности. Таким универсальным объединяющим началом выступают этнические узы, скрепляющие людей на уровне самосознания и обладающие высоким мобилизационным потенциалом.

С точки зрения представителей конструктивистского подхода. этническая идентичность и соответствующие эмоциональные переживания выступают как продукт социального конструирования в контексте культуры. Так, один из крупнейших представителей конструктивизма Ф. Барту считает, что группа сама творит собственную этпичность. очерчивая свои этнические границы на основе «культурного знания», т.е. совокупности норм и представлений о «своем» и «чужом», зафиксированных в образах и символах культуры. Под этнической идентичностью понимают сознание индивидом своей принадлежности к этнической группе. Таким образом, в имеющихся в зарубежной и отечественной этносоциологии подходах в понимании этноса единства мнений нет, но каждый из них содержит ценные представления и идеи.

Процесс формирования этноса получил название этногенеза. В науке выделяют два основных подхода к изучению этносов:

  • естественно-биологический (Л.H. Гумилев);
  • социокультурный (П. Сорокин).

Основными позициями Л.П. Гумилева в отношении этногенеза являются следующие:

  • этнос является не социальным явлением, а результатом географического развития:
  • этногенезу свойственны четыре фазы: 1) подъем; 2) расцвет; 3) упадок; 4) гибель;
  • история этноса состоит из истории самого этноса плюс история ландшафта;
  • источником этногенеза является пассионарность - способность и стремление наиболее талантливых людей (пассионариев) к изменению этнического окружения, привычной обстановки, к достижению новых целей.

П. Сорокин придерживался других взглядов на нацию:

  • нация — сложное и разнородное тело, распадающееся на ряд социальных элементов, что вызвано их совокупным действием;
  • переустройство Европы: 1) на основе национальной гегемонии одного народа невозможно; 2) возможно при образовании федерации различных национальных государств на основе равенства нрав всех входящих в нее личностей и народов.

Из трех указанных разновидностей этноса социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, поскольку именно этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе на территории нашей страны и нашей республики.

В условиях современного радикального преобразования российского общества одной из важнейших проблем его социально-политического развития является этносоциальная стратификация. Наибольшую актуальность данная проблема приобретает в полиэтнических сообществах, каковым является Россия. Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, связанное с их доходом, образованием, престижем , объемом властных полномочии, статусом и местом в общей иерархии этнических общностей.

Этнической стратификации присущи следующие особенности:

  • границы страты более различимы и степень мобильности между
  • ними минимальна;
  • этноцентризм;
  • конкуренция между группами;
  • различный доступ к власти у различных этнических групп.

Любая этническая культура включает набор представлений о других народах и их представителях. Это так называемые этнические стереотипысовокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям. Типичными примерами этнических стереотипов могут служить представления о том, что все немцы — пунктуальны, французы — галантны, англичане — чопорны.

Разновидностью этнического стереотипа является этнический предрассудок. Впервые определение предрассудка дал средневековый мыслитель Фома Аквинский: «Дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований». Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии.

Этноцентризм, по мнению американского социолога У. Саммера. — такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Однозначно ответить на вопрос, положительное это явление или отрицательное, сложно. Считается, что группы с ярко выраженным проявлением этноцетризма более жизнеспособны, чем те, которые полностью толерантны к другим культурам. Этноцентризм способствует сплочению группы и появлению национального самосознания. Однако возможны и крайние формы проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других народов. Вместе с тем убежденность людей в том, что их культура самая лучшая в мире и поэтому нет никакой необходимости что-то в ней совершенствовать, изменять, может значительно замедлить развитие этой культуры.

Этнической дискриминацией называется ограничение прав и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности. Политика дискриминации, как правило, проводится этнической доминирующей группой по отношению к этническим меньшинствам в мульти- этнических государствах.

На современном этапе этносоциальная стратификация, как показывает общественное развитие в национальных регионах страны, является важнейшим фактором межэтнического общения в трансформирующемся обществе, а в условиях возрождения этничности в России обладает сильным конфликтогенным потенциалом. На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и иных проблем.

Способность многонационального общества предвидеть и разрешить цивилизованными способами межнациональные конфликты — важнейший показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства.


Смежные предметы
Предмет, структура и функции социологии
Социальные группы и организации
Социальные группы и организации
Социальные организации, их типы и виды
Понятие, структура и принципы социальной организации
Формы социальных организацийУправление социальной организацией Цели и элементы социальных организаций
Связь социальных институтов и социальных организаций
Понятие и виды социальных групп. Признаки основных социальных групп
Социальная группа людей
Большие социальные группы, их виды и психология
Малая социальная группа
Первичные и вторичные социальные группы
Характеристика и особенности социальных групп. Поведение в социальных группах
Социальные группы и социальные общности
Социальная общность - понятие, признаки и виды
Формы и типы социальных общностей
Этнические общности - признаки и виды социально-этнических общностейНациональные общностиТерриториальная общность - признаки и виды социально-территориальных общностей