www.Grandars.ru » Социология » Основы социологии »

Социальная солидарность

Теория социальной солидарности Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — крупнейший французский социолог классического периода развития социологии. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он предпринял попытку показать, что такое социальная реальность как таковая. Основная идея работы заключалась в том, что общество становится обществом, когда само себя структурирует. Согласно Дюркгейму, из простой совокупности индивидов общество возникает благодаря существованию социальной солидарности — взаимодействию индивидуальных сознаний.

Социальная солидарность — это то, что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое. Для ранних обществ характерна механическая социальная солидарность, основанная на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими социальных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», а разделение труда примитивно и незначительно.

В развитых («организованных») обществах разделение труда является сложным и высокодифференцированным, различия между индивидами велики и из-за различия социальных функций индивиды остро ощущают необходимость совместного существования. Люди зависят друг от друга именно в силу имеющихся между ними различий. Подобно органам в организме, в дифференцированном обществе все индивиды связаны воедино. Такой тип солидарности Дюркгейм называет органическим. Он не считает, что эти два типа социальной солидарности на практике взаимно исключают друг друга. Напротив, они всегда сосуществуют, все дело в том, какой тип солидарности превалирует в конкретном обществе. Если в первобытных, архаических обществах господствует механическая солидарность, то в современных индустриальных — органическая.

Продуктом социальной солидарности становится специфический тип сознания — коллективное сознание, которое не сводится к простой сумме индивидуальных. Его содержание составляют коллективные представления, воспринимаемые индивидуальным сознанием как внешние и подавляющие его индивидуальность обстоятельства. Такие обстоятельства, окружающие индивидов и определяющие их жизнь независимо от их воли, Дюркгейм называет социальными фактами. Согласно Дюркгейму, именно социальные факты составляют собственную реальность общества, они же являются предметом социологии. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Они обладают реальностью особого рода и выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами социальных фактов могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образцы семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.

По Дюркгейму, объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей; это система, формируемая объединением индивидов и приобретающая свойства реальности, обладающей специфическими характеристиками. В своей книге «Самоубийство» («Suicide») (1897) Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль, которую играют социальные факты в поведении людей. Эта работа стала образцом эмпирического социологического исследования.

В вышедшем в 1895 г. труде «Метод социологии» он назвал овеществление социальных фактов основным требованием объективного научного рассмотрения. Социальные факты следует рассматривать как веши, которые, подобно вешам в природе, следует понимать объективно и эмпирически, т.е. исключить личные оценочные суждения «извне».

В своем последнем крупном произведении «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм высказал мнение, что анализ простейших и примитивнейших социальных типов может дать представление об основополагающих признаках более сложных обществ. На основании исследований тотемизма у австралийских племен Дюркгейм пытался сделать общие выводы о связи между структурой общества и религией, стараясь доказать, что религия является продуктом общества, поэтому каждый тип общества развивает собственную форму религии, вследствие чего в религии и через нее люди почитают свое собственное общество.


Смежные предметы
Предмет, структура и функции социологии
Этапы развития социологии
Социология XIX - XX века, её развитие
Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни
Развитие социологии как науки об обществе
Возникновение социологии. Предпосылки появления и развития социологии
Классическая социология - М. Вебер, О. Конт
Бюрократия по Веберу. Понятие, теории и виды бюрократииСен-Симон и его социологияСоциология Огюста Конта. Позитивистская социологияСоциология Герберта Спенсера Школы социологии и их основные направления
Марксистская социология
Социология Карла МарксаГеорг Зиммель, его социологияСоциология Э. ДюркгеймаСоциальная солидарностьСоциология М. Вебера. Понимающая социологияСоциальное действие по М. Веберу Основные направления и школы американской социологии
Этапы развития социологии труда в США
Социальная теория Т. Парсонса Современная западная социология
Феноменологическая социология Развитие социологии в России
Социология в России. Особенности становления и развития социологической мысли в России
Отечественная социология в эпоху социализма Российская социология: основные традиции и направления
Русская социология Корни русской духовности. Русская национальная идея, ее истоки и социальный смысл
Социология П. СорокинаСоциология П. ЛавроваНиколай Константинович Михайловский, его социологияНиколай Данилевский, его социологияСоциология Ковалевского Современная социология
Зарубежная социология
Энтони Гидденс, его социологияДжордж Хоманс, его социология. Теория социального обменаНиклас Луман, его социологияПьер Бурдье, его социологияЯкоб Леви Морено, его социологияАлен Турен, его социологияЮрген Хабермас, его социология Основные направления современной социологии
Символический интеракционизмСоциологические конгрессыТеория постиндустриального общества Д. Белла