Социальная ответственность и этика бизнеса

В работах по менеджменту часто употребляются понятия «социальная ответственность предприятий» и «этика бизнеса».

Социальная ответственность — подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации.

Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными.

  1. Организация максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования.
  2. Организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.

Общественность ожидает от современных организаций не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.

Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного населения, устраняют необходимость государственного регулирования и могут быть использованы в собственных интересах предприятий. В обществе, благополучном с социальной точки зрения, улучшаются условия для деятельности бизнеса. Предприятия, имеющие привлекательный образ у потребителей, могут увеличить прибыль за счет увеличения объема продаж. С другой стороны, расходы на социальные нужды переносятся на потребителей в виде повышения цен.

Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Например, действия руководителей, нарушающих закон, следует считать неэтичными. Неэтичными следует считать также действия, когда бизнесмен находится в квазиправовом пространстве и получает возможность нарушать закон, формально находясь под защитой других законов.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться работники.

Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. Некоторые организации создают специальные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня.

Этика руководителя — система норм нравственного поведения руководителя, основанная на понимании и учете психологии работников, воспитании личности, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.


Смежные предметы