www.Grandars.ru » Социология » Основы социологии »

Основные социологические школы в конце XIX-начале XX в.

Основные социологические школы в конце XIX-начале XX в.

Основные социологические школы в конце XIX-начале XX в.

На рубеже XIX-XX вв. завершился классический теоретический период развития европейской социологии и начался новый этап, который означал становление прикладной социологии, изучение социальных фактов в конкретных ситуациях, т.е. на эмпирическом уровне. Наиболее значимые фигуры в социологии этого периода — Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Знанецкий, В. Парето, П. Сорокин.

Идет бурный процесс институционализации социологии как науки. В 1882 г. в Чикагском университете учреждена кафедра социологии, в 1895 г. образовано Американское социологическое общество, в 1903 г. — Английское социологическое общество; в 1909 г. — Немецкое. В России социологию как предмет начали преподавать в 1901 г. Первая кафедра социологии открыта в 1908 г. в Частном психоневрологическом институте; в 1916 г. создано Русское социологическое общество им. М. Ковалевского.

Австро-германская школа социологии

Австро-германская школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд.

Людвиг Гумплович (1838-1900) опирался на теорию социального конфликта, считая, что объектом социологии являются социальные группы, а предметом — система движений этих групп, которая подчиняется вечным и неизменным законам принуждения и насилия.

Будучи сторонником социал-дарвинизма, Гумплович разделил социальные группы на простые человеческие сообщества с их антропологическими и этническими признаками (род, племя, орда) и сложные многомерные социальные образования (сословия, классы, государства). Извечные межплеменные и межгосударственные конфликты выступают у него в качестве формы социального конфликта. Взаимоотношения всех типов социальных групп определяются ненавистью, насилием и принуждением, обусловливая постоянное их состояние беспощадной борьбы. Короче говоря, закон борьбы за существование Гумплович рассматривает как естественный закон общества. Не желая того, Гумплович фактически признавал право на агрессию, тиранию, эксплуатацию.

Густав Ратценхофер (1842-1904) объяснял социальную жизнь, также основываясь на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Социологию он рассматривал как основу всех социальных наук и практической политики. Ратценхофер в отличие от Гумпловича много размышлял над проблемой регуляции социальных конфликтов, в связи с чем предлагал открытый им закон «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов» в качестве основного закона социологии. Возникающее при этом сотрудничество людей он понимал как главный путь преодоления любых конфликтов.

Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части:

  • общую социологию, которая изучает все формы существования людей;
  • специальную социологию, которая изучает собственно социальную жизнь и в свою очередь подразделяется на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую.

Основными понятиями социологии Теннис считал общину и общество. Община — исторически первичное образование, для которого характерны согласие, обычаи и религия, господство традиционных отношений, стабильность социальных контактов, поддержка. Источником общины выступает некая «сущностная» воля — инстинктивная, унаследованная от предшествующих поколений и проявляющаяся в бессознательных мотивах, нравах и совести. Общество — вторичное образование, для которого характерны договор, общественное мнение, рациональные цели, осознанные контакты, целесообразность, расчет, политика. Источником создания общества выступает «избирательная» воля — рассудочная, рациональная. Анализ развития от общинных форм к общественным, с идеализацией общины, пессимистической оценкой состояния современной ему культуры, который провел Теннис, явился основанием для критики в его адрес.

Теннис оказал значительное влияние на развитие социологии XX в. в Германии. Он был основателем и первым президентом (1909- 1933) Немецкого социологического общества. Он же выдвинул идею аналитического — в противоположность историческому — построения социологии, что свидетельствовало о дальнейшей институционализации социологии как науки.

Георг Зиммель (1858-1918) явился основоположником формальной социологии. Он считал, что предметом социологии выступают «психологический индивид» и различные формы социального взаимодействия людей. Рассматривая историю общества как историю психических явлений, Зиммель сделал предметом своих исследований ряд аспектов и сторон социальной жизни, например, таких, как господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий. Социальные явления он классифицировал по трем группам — социальные процессы, социальные типы и модели развития. Зиммель высказал также немало ценных идей для социологического анализа города, религиозного сознания.

Макс Вебер (1864- 1920) вошел в историю науки как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер считал, что не следует изучать социальную жизнь, руководствуясь интуицией, так как полученный результат не будет общезначимым. Полагая, что задача социологии — устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий, он ввел понятие идеального типа в качестве метода и инструмента социологического познания действительности.

Вебер выдвинул общую концепцию социологии как науки о действительности. Предмет социологии у него — социальное действие, обладающее смыслом. При этом основными понятиями являются поведение — деятельность; действие — поведение как действие, имеющее смысл; социальное действие, когда смысл действия соотносится с поведением другого человека; социальное отношение — устойчивая связь взаимно ориентированных социальных действий.

Говоря о недостаточности описания и объяснения взаимосвязей и отношений, присущих человеческому поведению, Вебер выдвинул проблему понимания исследуемой действительности, трактуя понимание как постижение мотивов человеческой деятельности — внугреннее восприятие и постижение фактов душевной жизни человека, его переживаний.

Поскольку социологию Вебер определял как науку, изучающую главным образом социальное действие, он выделил следующие типы социальных действий:

  • целерациональный, использующий разнообразные средства для достижения цели;
  • ценностно-рациональный — рациональный в использовании средств, но иррациональный сточки зрения цели;
  • аффективный, руководствующийся непосредственно эмоциональными побуждениями;
  • традиционный, побуждаемый усвоенными обычаями и привычными образцами.

Являясь одним из основоположников политической социологии, он разработал учение о типах господства, ввел понятие легитимного господства, т.е. такого, которое признано управляемыми индивидами. Основными параметрами социальной жизни он считал культуру, материальные интересы, власть и ценности.

Веберовские «идеальные типы» легитимной власти таковы:

  • традиционный (патриархальный), основанный на переплетении властных аспектов родовых связей с традицией;
  • харизматический, основанный на человеческом величии, исключительной духовной одаренности (реформаторы, герои, вожди); данный тип власти подразумевает безоговорочное подчинение и поддерживается прежде всего верой в избранность (харизму) властителя;
  • рациональный (как проявление разума), основанный на законности существующего порядка. В новом типе цивилизации (индустриальном) власть неизбежно перейдет к технократам.

Мы ранее отмечали, что Вебер обосновывал концепцию «рациональной бюрократии», считая неотвратимой ее реализацию в XX в. По Веберу, капитализм того времени — это рациональная бюрократия, т.е. рационально организованные экономика, политика, право, наука, техника, этика. Он разрабатывал также теорию «плебисцитной демократии», в которой народ выбирает харизматического лидера, задачей которого становится контроль за деятельностью администрации с целью не допустить бюрократизации управленческого процесса. Используя механизм коллегиальности и разделения властей, можно свести к минимуму господство человека над человеком благодаря рациональному представительству интересов.

Развивая идеи о создании социологии как положительной эмпирической науки об обществе, Вебер основное внимание уделил социологии религии. В работе «Протестантская этика и дух капитализма», а также в серии статей по социологии мировых религий Вебер исследует связь между религиозно-этническими принципами и формами экономической деятельности на огромном материале высокоразвитых форм религиозной жизни. Протестантская этика с ее культом предпринимательства, бережливости, экономии явилась, по Веберу, основой происхождения и функционирования капитализма.

Вернер Зомбарт (1863-1941), один из основоположников теории «организованного капитализма». Согласно Зомбарту, схема развития капитализма такова:

  • ранний (до середины XIII в.) с преобладанием ремесленных форм труда и традиционной (патриархальной) системы ценностей;
  • полный (до 1941 г.), где господствуют экономический рационализм и конкурирующий принцип прибыли;
  • поздний — монополистический капитализм с концентрацией промышленности и ростом правительственной регуляции экономической жизни.

Зомбарт выделял в социологии две дисциплины — философскую и опытную социологию, трактуя последнюю как науку о человеческом общежитии.

Леопольд фон Визе (1876-1969) оказал значительное влияние на развитие социологии, в первую очередь как организатор и систематизатор науки. Социологию он трактовал как эмпирико-аналитическую дисциплину, которая весьма отдалена от

экономических и исторических наук и взаимодействует в основном с науками психобиологическими. Предмет социологии у него — нечто социальное (межчеловеческое), состоящее из «спутанной сети» отношений между людьми в рамках различных форм отношений типа Я — Ты и Я — Мы. Визе выделял такие типы социальных отношений, как ассоциации -объединяющие отношения (приспособления, соответствия, смешения) и диссоциации — разъединяющие, т.е. нарушающие, соревновательные.

Ученый был сторонником формальной школы в социологии и разрабатывал положение о первичной социальной группе как системе взаимосвязанных статусов-ролей. Его классификация социальных структур основана на признаке длительности существования и степени общности:

  • конкретные толпы — видимые и кратковременные;
  • абстрактные толпы — невидимые и неопределенной длительности;
  • группы, характеризующиеся личным участием индивидов и организаций;
  • абстрактная коллективность, в которой индивидуальности уделяется минимальное влияние (государство, церковь и т.п.).

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период. Не без его влияния со второй половины XIX в. в социологии формируется новое психологическое направление, для которого характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений в психических процессах и явлениях индивида и общества, иными словами, сводить социальное к психологическому. При этом происходит постепенный переход от поисков «одного фактора» к многофакторной модели социального поведения. (Международный социологический конгресс в 1897 г. окончательно отказался от теории «однофакторного» развития социальных процессов.)

Отныне в качестве основных предпосылок исследования социальных явлений принимаются воздействия:

  • индивидуальных психических факторов, когда социальные процессы объясняются на основе анализа психики отдельного индивида;
  • групповых психических факторов, когда социальные явления анализируют с позиции групп (род, племя, коллектив);
  • социальных, когда социальные действия интерпретируются как продукт самого общества, т.е. с учетом общественной психологии.

Стремление привлечь внимание к проблеме общественного сознания, попытка рассматривать социальные процессы как процессы социопсихического, индивидуально-группового взаимодействия являются несомненной заслугой психоанализа. Вместе с тем трактовка развития и функционирования общества исключительно с позиций психологического направления привела к сужению предмета социологии: социальное трактовалось чаще всего как форма поведения, взаимодействия и отношений между людьми.

Французская школа социологии

Французская школа социологии рассматриваемого периода представлена такими значительными учеными, как Г. Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм. Заметим, что в конце XIX в. именно во Франции заметно усиливается интерес к изучению явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможным передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу. Интерес к психологии масс особенно усилился после французских революций 1789, 1848 гг.

Габриель Тард (1843-1904) — один из основоположников социальной психологии — считал общество продуктом непосредственного взаимодействия индивидов. Он отвергал идею о существовании самостоятельных духовных сущностей типа «групповое сознание» или «душа толпы», тем самым способствуя постановке и исследованию многих реальных проблем. Выдвинув в центр научного исследования проблему межличностного взаимодействия и его социально-психологических механизмов, он создал концепцию подражания как основного социально-психологического феномена.

Согласно Тарду, закон подражания является основной движущей силой обществе иного прогресса. Он основан на непреодолимом психическом стремлении, предшествующем всем социальным отношениям, получить новое знание, которое возникает вследствие инициативы и оригинальности отдельных людей (творческих личностей). При этом Тард отмечал три типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, обдуманное подражание.

Задача социологии, по Тарду, состоит в изучении субъективного механизма действия этого закона. В частности, он заметил, что противоположение (оппозиция), относящееся к основным социальным процессам, осуществляется в форме социального конфликта, в ходе которого происходит взаимодействие сторонников противоположных социальных изобретений, выступающих как конкурирующие подражатели. Преодоление подобных ситуаций происходит под воздействием приспособления (адаптации), которое выступает как доминирующий момент социального взаимодействия, ведущий к сотрудничеству, взаимному приспособлению.

Тард, разрабатывая общие законы социологии, вместе с тем придавал большое значение эмпирическим методам исследования. Такие методы, как анализ статистики самоубийств, преступлений, железнодорожных перевозок, торговли и т.д., позволяют, по мнению Тарда, найти количественное выражение силы новшества, выяснить благоприятные и неблагоприятные последствия его распространения и в конечном счете контролировать стихийные социальные (подражательные) процессы. В широком применении «числа и меры» к изучению общества Тард видел магистральный путь развития социологии.

Важнейшей сферой, к изучению которой Тард применил свои теоретические положения, было общественное мнение, в котором важную роль играет «психология толпы». Тард не был согласен с утверждением, что XX в. является «веком толпы». По мнению Тарда, он скорее является веком публики. Доказывая это, Тард считал, что существуют два зародыша общества — семья (деревенское общество) и толпа (городское общество) — физическое собрание (объединение) разнородных, незнакомых друг другу' элементов. Характерными чертами толпы являются вера, страсть, эгоизм, коллективное самолюбие, односторонняя иррациональная подражательность. Тард, анализируя их, выделил следующие типы толпы: выжидающая, внимающая, заявляющая о себе, действующая.

В отличие от обычной толпы, психическое единство которой создается в первую очередь благодаря физическому контакт}', публика представляет собой «чисто духовную общность», при которой индивиды физически рассредоточены и в то же время связаны друг с другом духовно. Перед обществом стоит задача постепенной «замены толпы публикой».

Гюстав Лебон (1841-1931) был очень популярен на рубеже ХIХ-ХХ вв. благодаря своим книгам «Психология толп» и «Психология народов и масс». По мнению Лебона, в XX в. европейское общество вступило в новый период своего развития — в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, стало подавляться иррациональным сознанием.

«Толпа», или «масса», — это группа людей, собравшаяся в одном месте, охваченная избыточными чувствами, настроениями, стремлениями, готовая следовать за своим лидером. Рациональная сила не может совладать с разбушевавшейся стихией массового сознания. Лебон считал, что есть толпы двух типов — разнородная (уличные группы, парламентские собрания и т.д.); однородная (секты, касты, классы и т.п.).

Характерными чертами толпы являются: зараженность общей идеей, сознание неодолимости своей силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность бездумно следовать за лидером, догматизм. Деперсонализация и деиндивидуализация человека в толпе выступают формой превращения его в иррациональное существо. В работе «Психология социализма» Лебон исходя из тезиса, что толпа — иррациональная, разрушительная сила, назвал социализм обществом, состоящим из толп не приспособившихся к жизни людей.

Лебон высказал идею неизбежного нарастания неравенства между людьми в процессе развития цивилизации, поскольку все достижения цивилизации являются результатом деятельности элиты общества. Поэтому он считается автором одной из первых концепций массового общества, где высокое искусство непонятно для масс, оно л ишь опускается до них (китч).

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — признанный классик социологии XX в., его концепции легли в основу формирования теоретического фундамента западной социологии, в частности структурного функционализма: он основал так называемую Французскую социологическую школу. Идейно-теоретическими источниками научной и педагогической деятельности Дюркгейма послужили идеи Просвещения, в частности концепции Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, К. Сен-Симона и О. Конта, а также этика философа И. Канта. Основные работы Дюркгейма — «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), большая их часть переведена на русский язык.

Дюркгейм, развивая позитивистские традиции Конта в социологии, руководствовался методами естественных наук, утверждая, что они обеспечивают эмпирическую обоснованность, точность и доказательность теоретических положений. Для того чтобы социология превратилась в самостоятельную науку, она в первую очередь должна уточнить свой особый предмет и свой метод исследования. Этим предметом, считал Дюркгейм, является особая реальность, основу которой составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим фактам действительности и обладающие рядом самостоятельных признаков — объективным, независимым от индивида существованием и способностью оказывать на индивида давление, т.е. выступающие в виде принудительной силы. Именно так регулируется поведение индивида в обществе, которое в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки. Социальные факты — это существующие вне индивидуального сознания «вещи» — образы мыслей, действий и чувствований, способные оказывать внешнее воздействие на людей. Каждый такой социальный факт распространяется путем подражания. При этом стать общим (т.е. приобрести нормативный характер) он может лишь посредством принуждения. Отсюда социальное является обязательным, общим, не сводимым к индивидуальному. Дюрк- гейм выделял следующие социальные факты:

  • морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества — плотность населения (физическая и моральная), под которой Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения индивидов, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.;
  • духовные, нематериальные факты — «коллективные представления», составляющие в совокупности коллективное сознание.

Дюркгейм подчеркивал особый статус социологии в системе человековедческих и общественных дисциплин. Социология не должна быть ни индивидуалистической, ни коммунистической, ни социалистической, ибо эти доктрины стремятся не столько выражать факты, сколько преобразовывать их.

Центральная проблема творчества Дюркгейма — формирование социальной солидарности. По мысли Дюркгейма, основной силой, которая создает общественное целое и способствует его сохранению, является разделение труда — признак высокоразвитого общества, в котором солидарность — естественное следствие разделения производственных ролей, профессиональной специализации людей. Считая, что степень общественной солидарности — основной критерий исторического прогресса, Дюркгейм выделяет следующие типы социальной солидарности:

  • механический (низший тип), преобладающий в иерархических обществах с относительным равенством, ограниченной свободой и почти полным отсутствием возможностей для развития индивидуальных способностей;
  • органический (высший тип), развивающийся в процессе эволюционного совершенствования системы разделения труда.

Переход от низшего типа солидарности к высшему происходит под влиянием борьбы за существование, которая содействует разделению труда, социальной дифференциации и индивидуализации людей.

В теории нормативных и патологических социальных фактов, характеризующих состояние общества, Дюркгейм относил все, что не выходит за рамки установленных обществом правил, к нормативным (нормальным) социальным фактам, а все, что выходит за их границы (например, классовая борьба), — к патологическим социальным фактам, социальной патологии. Он выделил следующие «болезни» общества: аномию, социальное неравенство и неадекватную общественную организацию разделения труда.

Дюркгеймовская аномия — особое состояние в обществе (группе), связанное с относительной ликвидацией нравственных норм, обычаев, традиций и характеризующееся утратой людьми целей и смысла жизни, моральным нигилизмом и цинизмом, гнетущими чувствами душевного беспокойства и безнадежности, моральной опустошенностью и ослаблением социальных связей. Аномия сопровождается безудержными желаниями и страстями, которые воплощаются в отклоняющемся от существующих ценностей и норм поведении. Работа «Самоубийство», считающаяся классическим произведением западной социологии, — образец эмпирического исследования, где Дюркгейм соединил количественные методы сбора и анализа социальных фактов с соответствующими методиками и процедурами. Он доказал, что самоубийство обусловливается в первую очередь определенными экономическими и социальными причинами, а не фатальными решениями отдельных личностей под влиянием каких-то индивидуальных психологических мотивов. Самоубийство — явный пример разрушения социальных связей, это и есть состояние аномии. Изменение числа самоубийств — социологический и статистический факт, который можно объяснить только действием социальных сил, мало зависящих от психического состояния индивида. Дюркгейм выделяет следующие типы самоубийств:

  • эгоистические — результат отчуждения личности от общества, разрыва социальных связей и ощущения одиночества;
  • альтруистические — результат избыточного поглощения личных интересов человека общественными, когда он утрачивает самостоятельность личностного существования;
  • анемические — результат общественных катаклизмов, разрушающих адаптационные возможности индивида;
  • фаталистические, предопределяемые избыточной регламентацией и чрезмерным контролем общества или группы над индивидом.

Разработанные Дюркгеймом положения об обществе как саморегулирующейся системе, об общественном порядке как нормальном состоянии общества, значении институтов воспитания и контроля, принципах функционального подхода к анализу социальных явлений с точки зрения их роли, выполняемой в системе, составили основной теоретический багаж современного структурного функционализма.

Итальянская школа социологии

Социологическая мысль в Италии в конце XIX-начале XX в. была представлена такими учеными, как Ч. Ломброзо, Э. Фер- ри, В. Парето и др.

Вильфредо Парето (1848-1923) стремился разработать принципы построения социологического знания, которые обеспечивали бы его достоверность, надежность и обоснованность. Парето считал, что социология является синтезом таких специальных общественных дисциплин, как право, политэкономия, политическая история, история религий, «цель которого — в изучении человеческого общества, взятого в целом».

Социология — это наука, основанная на эмпирически обоснованном знании об обществе (описание фактов и формулирование законов, выражающих функциональные зависимости между фактами). С именем Парето связана идея математизации социологии. При помощи своего логико-экспериментального метода он хотел открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения обществ, полагая, что социология должна быть такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия. По его мнению, необходимо пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям.

Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов и поэтому подлежат устранению. Все прежние общественные теории, утверждал Парето, в равной степени ложны, ограниченны, деформированы, поскольку ни один социолог до него не руководствовался логико-экспериментальным методом. Как и большинство позитивистов, Парсто требован исключить понятия «абсолютный», «необходимый», поскольку они метафизичны. Понятие «сущность» казалось ему архаичным. Он трактовал научный закон как «единообразие», повторяемость событий, которая имеет вероятностный характер, не содержит момента необходимости и обычно зависит от точки зрения исследователя.

Одной из центральных идей Парето было рассмотрение общества как системы, которая находится в состоянии нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Парето разделял социальные действия на «логические» и «нелогические», а критерий их различения видел в психическом состоянии действующего лица, иррациональной природе человека. В его социологической системе главным звеном выступала эмоциональная сфера человеческой деятельности.

Подчеркивая роль неосознанных элементов в человеческой психике, Парето одним из первых приступил к социологическому анализу механизма манипулирования массовым сознанием. Развивая идею об управлении массами посредством идей, которые подчиняют массы интересам правящих классов (элиты), Парето выдвинул социологическую теорию элит, которая в дальнейшем послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с точки зрения влияния высокостатусных групп.

Американская школа социологии

Американская школа социологии сформировалась несколько позднее, чем европейская, поэтому ее основоположники поначалу следовали за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся страны. Последовавший на рубеже Х1Х-ХХ вв. переход от теоретической социологии к эмпирической в США был обусловлен необходимостью решения конкретных проблем, связанных с индустриализацией, урбанизацией, возникновением мегаполисов, что привело к появлению теорий деструктивного поведения (девиации), «человеческой экологии» и т.д. Тогда из Европы в США прибывала масса эмигрантов, что породило необходимость их адаптации к новой социокультурной среде. Отчасти поэтому тогда американская социология ориентировалась на узкий практицизм — детальное изучение, например, проблемных областей семьи, преступности. Вследствие этого американская социология обрела свой особый стиль. Характерны заголовки социологических работ того времени: «Шайка», «Гетто», «Неприкаянная девушка» и т.п.

Уильям Самнер (1840-1910) является одной из главных фигур в американской социологии. Профессор Йельского университета, он одним из первых представил студентам систематизированный курс лекций по социологии.

По мысли Самнера, общество — это группы людей, живущих с желанием победить в борьбе за самосохранение и выживание. При этом нравы и традиции общества являются первичными факторами развития. «Социальность» и «цивилизованность» группе придает система социальных институтов, которые регулируют жизнь и деятельность общности по реализации своих интересов. Институты выполняют множество функций в социальной системе, а главная из них — закрепление социального опыта, его передача от поколения к поколению и тем самым поддержание общественного равновесия. Самнер выделял следующие социальные институты:

  • самоподдержания общества (индустриальная организация, собственность, война за распределение богатства, удовлетворение голода и половой потребности);
  • брака и семьи (самосохранение через воспроизводство);
  • самоутверждения (мода, этикет, игры);
  • религии (связан с инстинктом страха).

Лестер Франк Уорд (1841 -1913) — один из основателей американской социологии, первый президент Американского социологического общества. Ему принадлежат авторитетные труды в области социологии. Он распространил термин «мелиорация» (улучшение технических и социальных условий ведения сельского хозяйства) на общество, введя термин «социальный мелиоризм» (наука об усовершенствовании и улучшении социального строя), тем самым подчеркивая первичность природного начала в общественной жизни и возможность человеческого сообщества улучшать его. Социальный мелиоризм, считал Уорд, есть некое улучшение социальных условий, когда

человек не просто смягчает существующие страдания, но стремится создать такие условия, при которых страдания были бы невозможны.

В работе «Психические факторы цивилизации» Уорд на основе анализа фактов, побуждающих к действию, попытался представить специфические черты этой деятельности, придающие ей наибольшую эффективность, и создал идеал общества, в котором будут царствовать разум и счастье. Уорд был убежден, что побуждающим началом деятельности человека является стремление к его достижению, т.е. исходил из определяющей роли психологических факторов.

Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) предпринял попытку очертить основополагающие проблемы социологии в своем фундаментальном труде «Основания социологии». Он считал, что социология истолковывает социальные явления посредством психической деятельности, органического приспособления, естественного отбора и сохранения энергии; иными словами, Гиддингс понимал социологию как науку о психических явлениях.

Джордж Мид (1863-1931) стал основателем направления, получившего название «символический интеракционизм». Однако при жизни Мида в самом обществе еще не сложилась потребность в систематическом изучении влияния внутреннего мира личности на ход социального процесса. Тогда социологи в основном занимались изучением механизма адаптации индивида к требованиям, нормам социальной системы, поэтому предложенная Мидом методология казалась «преждевременной». Идеи Мида стали достаточно известны лишь в конце XX в., когда в социологии сложилось понимание того важного факта, что социальное взаимодействие — не процесс одностороннего приспособления, но именно взаимодействие двух относительно автономных систем — личности и общества. С этого момента работы Мида становятся предметом изучения психологов, социологов и философов.

Мид утверждал, что теория символического интеракционизма может быть раскрыта прежде всего через категорию «коммуникация». Обратившись к происхождению термина, ученый обнаружил, что он двузначен: «община», «коммуна» и «передавать», «сообщать». Поэтому Мид трактует коммуникацию, с одной стороны, как общинность жизни индивида, а с другой — как средство, благодаря которому она достигается, т.е. как передачу сообщений, позволяющую совокупности индивидов стать коммуной, общиной. В своих рассуждениях Мид опирался на идею Ч. Дарвина о приспособляемости как универсальном механизме органической жизни. Коммуникация, по мнению Мида, является средством взаимоприспособления индивидов, составляющим механизм самоподдержания и саморазвития общества. Специфику коммуникации Мид усматривал прежде всего в использовании символов — качестве, присущем лишь человеческой коммуникации.

По Миду, каждый из участвующих в акте взаимодействия стремится предугадать альтернативные поведенческие реакции своего партнера по коммуникации и смоделировать собственное поведение. При этом символ (жест и язык) выступает средством общения. В самом акте символического взаимодействия участвуют объекты, уже усвоившие социальный опыт в процессе социализации. Использование символики жеста и языка позволяет обществу существовать в его качественной целостности и человеку в его специфической социальной природе. Особое значение в системе символов принадлежит языку (вербальное общение). Самоконтроль, который присущ личности, яснее всего заявляет о себе именно в языке, «голосовом жесте».

Идея символичности коммуникации в корне изменила сложившиеся представления о механизме социального поведения. Опровергая упрощенную формулу социального поведения «стимул-реакция», которая закрепилась благодаря опытам биопсихологов, Мид рассматривал символическую коммуникацию как опосредующее звено отношения между стимулом и поведенческой реакцией индивида. В коммуникации стимул кодируется, получая культурную интерпретацию и вызывая соответствующий ответ. В акте коммуникации непосредственно определяется значение стимула, т.е. содержание самого процесса символической коммуникации, сторонами которого выступают стимул и реакция, а участниками — либо непосредственно присутствующие индивиды, либо воображаемые индивидом «обобщенные другие». Последние зависят от того уровня развития, которого реально достиг индивид за период социализации. «Обобщенные другие» в раннем детстве — это родители, позже — сверстники, одноклассники, сокурсники и другие носители разнообразных социальных ролей.

Центральное понятие мидовского символического интеракционизма — самость — не врожденное качество, но приобретенное и обогащенное социальным опытом. Самость есть производная от истории общества и биографии конкретного индивида. Поскольку социальная активность требует от индивида соединения качеств субъекта и объекта, то как объект человек несет в себе информацию о прошлом и соотносит с ней свои будущие действия. Любой поведенческий акт человека предполагает своеобразную рефлексию — опережающее отражение последствий поступка и того влияния, которое он способен оказать на мнения «обобщенных других». Поэтому человек выступает объектом для самого себя и для группы своего окружения. В то же время активность предполагает качества субъекта. Двойственность поведения формирует сущность и структуру явления самости. Самость реально выступает одновременно в двух планах (Я и Меня). Выступая в роли Я, человек свободен от рефлексии, но эта свобода относительна, она ограничена временными пределами действия. За его пределами господствует рефлексия, а самость выступает в своем втором лике (Меня). Человек прежде всего вынужден предварительно обдумывать, прогнозировать реакции «обобщенных других» на свое действие. При помощи самости он сохраняет свою индивидуальность и в то же время сближается с «обобщенными другими».

Таким образом, классический период развития социологии был завершен на рубеже XIX-XX вв. Новый этап ознаменовал становление прикладной социологии, изучение социальных фактов на эмпирическом уровне. На Западе формируются национальные школы, наиболее влиятельными из которых считаются австро-германская, французская, итальянская и американская. Наиболее значимые фигуры в социологии этого периода — М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, У. Самнер.


Смежные предметы
Предмет, структура и функции социологии
Этапы развития социологии
Социология XIX - XX века, её развитие
Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни
Развитие социологии как науки об обществе
Возникновение социологии. Предпосылки появления и развития социологии
Классическая социология - М. Вебер, О. Конт
Бюрократия по Веберу. Понятие, теории и виды бюрократииСен-Симон и его социологияСоциология Огюста Конта. Позитивистская социологияСоциология Герберта Спенсера Школы социологии и их основные направления
Марксистская социология
Социология Карла МарксаГеорг Зиммель, его социологияСоциология Э. ДюркгеймаСоциальная солидарностьСоциология М. Вебера. Понимающая социологияСоциальное действие по М. Веберу Основные направления и школы американской социологии
Этапы развития социологии труда в США
Социальная теория Т. Парсонса Современная западная социология
Феноменологическая социология Развитие социологии в России
Социология в России. Особенности становления и развития социологической мысли в России
Отечественная социология в эпоху социализма Российская социология: основные традиции и направления
Русская социология Корни русской духовности. Русская национальная идея, ее истоки и социальный смысл
Социология П. СорокинаСоциология П. ЛавроваНиколай Константинович Михайловский, его социологияНиколай Данилевский, его социологияСоциология Ковалевского Современная социология
Зарубежная социология
Энтони Гидденс, его социологияДжордж Хоманс, его социология. Теория социального обменаНиклас Луман, его социологияПьер Бурдье, его социологияЯкоб Леви Морено, его социологияАлен Турен, его социологияЮрген Хабермас, его социология Основные направления современной социологии
Символический интеракционизмСоциологические конгрессыТеория постиндустриального общества Д. Белла