www.Grandars.ru » Социология » Культурология »

Северное возрождение

Северное возрождение

Северное возрождение

Возрождение, существовавшее вне Италии, обычно называется Северным. Его представляют такие страны, как Нидерланды, Германия, Франция. Англия, Испания.

Северное Возрождение в Нидерландах

В то же время относительно искусства Нидерландов ситуация остается неясной. С одной стороны, нидерландские художники первыми начали пользоваться масляными красками, а за ними последовали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Нидерландах творили такие известные мастера. как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, П. Брейгель.

С другой стороны, их творчество далеко не все считают возрожденческим. Такого мнения, в частности, придерживается нидерландский ученый Й. Хейзинг, относя их творчество к позднему Средневековью.

Возрождение в Германии

В Германии наиболее известным художником Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471-1528), творчество которого развивалось под сильным влиянием итальянского искусства. Страсть к живописи проявилась у Дюрера очень рано — в 13 лет он написал первый свой автопортрет. Более поздний «Автопортрет» (1500) становится настоящей удачей и приносит ему широкую известность. В нем проявились основные черты искусства Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а также идеализация и возвышение человека.

К числу высоких достижений художника относится картина «Адам и Ева», на которой обнаженные тела прародителей человечества вылеплены с редким великолепием, наделены естественными пропорциями и движениями.

Последним живописным произведением Дюрера является полотно «Четыре апостола», состоящее из двух панно, на каждом из которых изображены по два апостола: палевом — Иоанн и Петр, на правом — Павел и Марк. Каждый наделен яркими индивидуальными пси ход оги чес к и м и чертам и.

Помимо живописи, Дюрер известен прекрасными гравюрами на дереве и меди. Одной из первых значительных гравюр на дереве является серия «Апокалипсис», состоящая из 15 работ. Наиболее удачными среди них представляются гравюры «Четыре всадника» и «Битва архангела Михаила с драконом». На первой изображены четыре апокалиптических всадника, воплощающих конец света. На второй показана страшная битва предводителя небесного войска архангела Михаила с ужасным драконом, воплощающим сатану и дьявола.

Самыми знаменитыми дюреровскими гравюрами на меди являются «Рыцарь. Дьявол и Смерть», «Святой Иероним» и «Меланхолия». На первой представлен едущий на коне мрачный и суровый рыцарь, которого сопровождают смерть и дьявол. Смысл этой гравюры до сих пор остается загадкой и вызывает споры. На гравюре «Меланхолия» изображена погрузившаяся в глубокую задумчивость крылатая женщина, вокруг которой разбросаны различные предметы и инструменты. В глубине картины видно каменное здание, на стене которого висят песочные часы, весы, колокол и начертан магический квадрат. Парящая в небе летучая мышь несет ленту с надписью: «Меланхолия». Смысл этой гравюры, возможно, заключен в известной библейской формуле: «Умножая знания — умножаем скорбь свою».

Французское Возрождение

Искусство французского Возрождения представляет прежде всего Франсуа Рабле (1494-1553). Он был не только великим писателем- гуманистом, но и монахом, ботаником, врачом. О его энциклопедической образованности ходили легенды. Он всю жизнь, что называется, «играл с огнем», но все-таки избежал костра инквизиции.

Главным творением Рабле стал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», состоящий из пяти частей, последняя из которых вышла в свет уже после смерти писателя. Роман покоится на фольклорной основе, он написан сочным, народным языком с явным вызовом хорошему вкусу, насыщен пословицами и поговорками. В нем много буйного вымысла. фантастики и фантастических приключений. В известной мере его можно назвать утопическим.

Главными темами романа являются воспитание, война и жизнь обитателей Телемского монастыря.

Касаясь первой темы, Рабле весьма критически показывает средневековую школу, которая покоится на принуждении, зубрежке и наказаниях и где главными фигурами выступают схоласты и богословы. Всему этому он противопоставляет педагогику, основанную на идеалах гуманизма, согласно которым школа должна быть «домом радости». Такая школа опирается на увлеченность и интерес, она гармонически сочетает удовольствие, радость и наслаждение.

Рассматривая тему войны, Рабле выходит на размышления о политическом устройстве общества и в связи с этим сопоставляет правление двух типов королей. Один из них является варваром, грубым деспотом и тираном. Второй, напротив, представлен добрым, ласковым и по-отечески заботливым королем. Разумеется, он вызывает симпатии у Рабле, хотя не во всем соответствует его идеалу просвещенного монарха.

При описании уклада жизни в воображаемом Телемском аббатстве Рабле в полной мере раскрывает свое понимание общественных идеалов и ценностей. Известно, что монастырская жизнь подчинена жесткому уставу, который по своей строгости мало в чем уступает армейскому. В этом смысле Телем представляет собой совершенно новый тип монастыря. Его контингент составляют здоровые мужчины и женщины, ни в чем не являющиеся ущербными, не признающие принципов христианского аскетизма, включая обет целомудрия, бедности и послушания.

В этом монастыре нет церкви. Его обитателям предоставлена полная свобода без всяких ограничений. Весь устав сведен к одному призыву: «Делай, что хочешь — твори добро!» Обитатели такого монастыря наслаждаются всей полнотой жизни, где нет никакого принуждения, где торжествуют принципы гуманизма. Проповедуемая Рабле религия близка к протестантизму, хотя он отвергает и его. и тем более католицизм.

Помимо главных тем в романе затрагивается множество других. В частности, много места в нем уделено проблеме брака, отношениям между мужчиной и женщиной, роли женщины в жизни общества и т.д. В целом роман является настоящей энциклопедией по культуре французского Возрождения.

Северное Возрождение в Англии

Главной фигурой английского Возрождения является Уильям Шекспир (1564-1616). Он был великим драматургом и поэтом, крупнейшим мыслителем и гуманистом Позднего Возрождения.

В творчестве Шекспира условно можно выделить три периода. Первый приходится на 90-е гг. XVI в. В это время драматург пишет несколько пьес-хроник - «Генрих VI», «Генрих IV» и «Генрих V», «Ричард III» и «Ричард II». В них он размышляет о прошлом Англии, рассматривает различные типы власти и общественного устройства, моделирует образ идеального монарха, выражая сомнения в том, что такой образ может быть воплощен в действительность.

Помимо хроник Шекспир создает также десять великолепных комедий, наиболее популярными из которых являются «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». На это же время приходятся его прекрасные сонеты.

Хотя в этот период Шекспир пишет первую свою трагедию — «Ромео и Джульетта», в его творчестве явно преобладают оптимистические. жизнерадостные мотивы, вера в возможность утверждения идеалов гуманизма. Особенно ярко это проявилось в его комедиях, где много юмора, веселья, смешных ситуаций, озорства. Главной темой комедий является любовь, а среди героев и персонажей явно преобладают положительные, в полной мере достойные радости, счастья и наслаждения.

Второй период охватывает первое десятилетие XVII в. В эти годы творчество Шекспира достигает наивысшего расцвета. Именно в это время он создает гениальные трагедии — «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особого выделения среди них заслуживает трагедия «Гамлет», которую можно назвать лучшей трагедией всех времен и народов, непревзойденной вершиной мирового искусства.

В этом произведении Шекспир — в полном соответствии с духом Возрождения — устами Гамлета всячески возвышает и возвеличивает человека, заявляя, что человек — «чудо природы», «краса вселенной, венец всего живого», что он подобен Богу. Именно таким человеком был Гамлет — принц датский, воплощавший собой яркую, всесторонне развитую личность. Он учился в университете, увлекайся философией, наукой и искусством, с жаром отстаивал идеалы и ценности гуманизма. В то же время Шекспир, а вместе с ним и Гамлет, ясно понимает, что время ярких, великих личностей прошло, что на смену им идет эпоха посредственных прагматиков.

Третий период творчества Шекспира охватывает последние шесть лет его жизни. В это время он создает еще одну хронику — «Генрих VIII», а также четыре пьесы, близкие по жанру к трагикомедии. Мужественно пережив крах идеалов гуманизма, он сохраняет свой оптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.

Испанское Возрождение

Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес (1547-1616), автор знаменитого «Дон Кихота Ламанчского». Его судьба сложилась невероятно трудной, полной страданий и несчастий. Будучи на военной службе и участвуя в сражении, Сервантес получает серьезные ранения, вследствие чего его левая рука была паратизована. Затем он попадает в турецкий плен, где проводит пять лет. После ухода с военной службы его преследуют финансовые неудачи — он дважды сидел в долговой тюрьме. В конце жизни Сервантес уходит в монахи. Но даже после смерти судьба не становится к нему благосклонней. Место его могилы неизвестно. Не сохранилось ни одного его портрета.

Помимо «Дон Кихота» Сервантес является автором еше одного рыцарского романа — «Странствование Персилеса и Сихизмунда», незаконченного пасторатьного романа «Галатея», нескольких пьес и поэтических произведений, сборника «Назидательные новеллы». Однако мировую славу ему принес «Дон Кихот», который он начал писать, находясь в тюрьме. Этот роман стал величайшим шедевром мирового искусства.

Роман состоит из двух частей. Первая представляет собой пародию на рыцарский роман. В ней повествуется о том, как обедневший дворянин Алонсо Кихано, начитавшись рыцарских романов, сходит с ума, объявляет себя рыцарем Дон Кихотом Ламанчским и отправляется в странствие, чтобы бороться со злом. В качестве своего оруженосца он берет знакомого крестьянина Санчо Пансу. Повествование содержит много юмора, смешных и забавных сцен.

Во второй масти романа значительно усиливаются трагические мотивы. Теперь речь идет не столько о неудачах и безумствах Дон Кихота, сколько о крахе высоких идеалов и ценностей гуманизма. Они все больше входят в противоречие с меняющейся действительностью. Их носитель — Дон Кихот — становится уже не комическим, но трагическим героем.

Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции — тенденции от культуры к цивилизации.


Смежные предметы
Эволюция культуры
Периоды развития культуры. Этапы эволюции культуры
Происхождение культуры. Теории и концепции культурогенеза
Античные представления о культуре. Средние века о культуре
Модели динамики культурыКультурная динамика Культура первобытного общества
Культура Древнего Египта. Среднее и Новое царство
Культура Древнего Двуречья. Культура Шумера
Культура Древней Индии
Культура Древнего Китая
Культура Древней Японии
Культура и цивилизация майя, ацтеков и инков
Культура мезоамерики. Цивилизация древних ольмековКультура Майя. Цивилизация древних МайяКультура ацтеков. Цивилизация древних ацтековКультура инков. Цивилизация древних инков Культура Древней Греции. Периоды Древнегреческой культуры
Культура Древнего Рима. Древнеримская цивилизация
Византийская культура, её особенности, традиции и влияние
Средневековая культура Западной Европы
Культура Возрождения. Реформация и гуманизм эпохи Возрождения
Эпоха ренессанса
Искусство эпохи возрождения. Художники и живопись итальянского возрождения
Жизнь и творчество Леонардо да ВинчиТворчество РафаэляЖизнь и биография Микеланджело. Творчество и скульптуры Буонарроти МикеланджелоРаннее ВозрождениеВысокое ВозрождениеПозднее Возрождение Северное возрождение
Искусство Северного Возрождения
Культура Нового времени
Наука Нового времени. Развитие науки в XVII веке
Искусство Нового времени. Эпоха барокко, классицизма и реализма в искусстве 17 века
Культура эпохи Просвещения XVIII в.
Культура Московской Руси
Русская культура и русский национальный характер в истории веков
Русская культура XVI века. Русская живопись, литература и архитектура 16 векаРусская культура XVII века. Русская архитектура, живопись и литература 17 векаРусская культура XVIII в. Русская архитектура, литература и живопись 18 векаРусская культура XIX в. Русская наука, литература и живопись 19 века. Золотой век русской культурыРусская культура XX в. Серебряный век русской культуры Русский авангард. Конструктивизм, кубофутуризм и супрематизм
Культура постмодернизма
Постмодернизм в философии Постмодернизм в искусстве
Культура будущего