www.Grandars.ru » Социология » Основы социологии »

Русская социология

Русская социология

Русская общественность середины XIX в. жадно впитывала прогрессивные идеи. Интерес к учению О. Конта стал особенно заметен после реформ 1860-х гг. Популяризаторами конто веко го позитивизма выступали представители различных направлений, их объединяло критическое отношение к действительности и желание использовать «подлинно научное» (позитивное) знание, основанное на методах естественных наук. Среди них особенно выделялись Е. В. Де-Роберти, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Д.И. Писарев, К.Д. Кавелин. Термин «социология» к концу XIX в. прочно вошел в научный обиход академиков и университетских профессоров, хотя проблематика и методология новой науки были чрезвычайно пестры и не всегда определенны. Однако русское общество уже осознало общественно-политическое значение новой науки. Постепенно русская социология стала оформляться как самостоятельная научная отрасль, хотя ввиду тогдашних российских условий она была явно политизирована.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) и Николай Константинович Михайловский (1842-1904), основоположники «субъективной школы», были противниками самодержавия. Они придавали первостепенное значение субъективному фактору, воплощенному в личности (отсюда и название школы), усматривая сущность истории в постоянной борьбе личности за свою индивидуальность. «Знать сущность вещей нам невозможно и заботиться о ней бесполезно, — писал Лавров. — Волей-неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку... Факты истории остаются, а понимание изменяет их смысл». Так, общественный прогресс они объясняли угнетением народа, который заслуживает лучшей участи. Помочь в освобождении оттворимого зла ему сможет лишь интеллигенция.

Подобные идеи оказали заметное воздействие на народничество и анархизм — общественные движения, чрезвычайно распространенные в пореформенной России (П.Н. Ткачев, В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев).

В нашей литературе имена Михайловского и Лаврова наиболее часто связываются с их трудами 1860-1870-х гг., где утверждалось, что основой общественных наук в будущем станет психология. Соответственно считается, что именно они заложили основания для появления психологического направления в русской социальной мысли.

Развитие этого направления явилось не только результатом культурно-духовного влияния западноевропейского позитивизма, разновидностью которого в целом принято считать российскую психологическую школу. Социально-экономические условия самой страны и ее духовное бытие, включая освободительные идеи, определили своеобразие русской социальной науки. Одной из предпосылок возникновения психологической школы был кризис учений об обществе, в основании которых лежали биологические, природные принципы. Постепенно последние начали рассматриваться как зависимые от социальных условий.

Евгений Валентинович Де-Роберти (де Робертиде Кастро де ла Серда) (1843-1915) представлял психологическое направление в так называемом «социальном психологизме». Он написал ряд работ по социологии, в том числе «Социология», «Новая постановка основных вопросов социологии» и др.

Мировоззрение Де-Роберти за время его деятельности претерпело значительную эволюцию, и можно выделить два периода: 1860-1880-е гг., когда происходило становление позитивистских взглядов Де-Роберти на основе идей О. Конта, и с 1890-х гг. — переход на позиции субъективного идеализма, когда в работах Де-Роберти социальные изменения стали отождествляться исключительно с психологическими процессами.

Де-Роберти считал индивидуальную психологию продуктом, с одной стороны, биологических причин и факторов, а с другой — социальных. Биология и социология в связи с этим должны стать, по мнению Де-Роберти, основой социальных наук, направленных на изучение различных сторон психологического взаимодействия индивидов, проявляющихся в науке, искусстве и практической деятельности. Науку и знание он рассматривал как факторы, зависимые от внутренних качеств людей, их коллективного опыта, а достигнутый уровень научного знания определял содержание и характер философии, религии, которые в свою очередь влияли на содержание и направление искусства. Сфера производственной деятельности человека рассматривалась Де-Роберти как зависимая от перечисленных факторов. Таким образом, практика, труд, оказывались производными от науки, религии, философии и искусства. На основе изучения отношений между наукой, философией, религией, искусством и практической деятельностью Де-Роберти определил проблему социальных факторов, ставшую одной из центральных в социологических спорах рассматриваемого периода, тем стержнем, вокруг которого и с помощью которого сторонники позитивизма пытались решить исходные вопросы социально-философской теории. Согласно Де-Роберти, в истории вообще трудно выделить главный фактор. Так, признавая влияние экономического фактора, он утверждал, что исходной точкой для социологии является психологическое взаимодействие. Фактически Де-Роберти защищал позицию одновременного и параллельного воздействия многих причин. Однако он, как и большинство русских социологов, на самом деле не останавливался лишь на констатации сложного характера общественной жизни и часто был «вынужден» заниматься поиском ведущей силы в ряду факторов общественной жизни.

Де-Роберти внес весомый вклад в разработку: теории малых групп, концепции социальных факторов, социальной эволюции; способствовал разработке теории личности; продолжил исследование проблемы идеала и научного знания, исторической необходимости и социального прогресса. Несомненной заслугой Де-Роберти стало определение роли личности как существа, в котором биологическое начало не играет первенствующей роли. Но психологизация общественных отношений предопределяла другую крайность его концепции — механическое перенесение законов психологии в область социально-исторических явлений. Под влиянием успехов современной ему психологии Де-Роберти был склонен сводить социальное к психологическому, а весь сложнейший механизм общественных явлений — к личностному взаимодействию индивидов.

В социально-философской теории Де-Роберти центральное место занимает биосоциальная теория происхождения человеческого общества. Для того чтобы показать особенность социальной эволюции, Де-Роберти ввел понятие «надорганическое», выступающее ключевым в его биосоциальной теории и рассматриваемое им в двух аспектах: как одна из трех форм мировой энергии наряду с неорганической и органической, с ее высшим (социальным) проявлением; как психическое взаимодействие л юдей.

Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1916) авторитетно высказал в начале XX в. важную идею об обществе как особой реальности, природу которой можно представить в виде необходимого синтеза того положительного, что было уже сделано. Согласно Ковалевскому, природу социальной жизни можно раскрыть, лишь изучив общественные убеждения, чувства, настроения и привычки людей. Эти знания позволят понять сущность истории. Будучи влиятельным сторонником психологического направления, Ковалевский представлял духовную психическую деятельность людей в качестве исходной, первичной и определяющей характер развития общественной жизни.

Творчество Ковалевского считается высшим достижением русской социологической мысли рубежа XIX-XX вв. Важно отметить, что ему удалось сформировать свою социологическую школу. С середины 1880-х гг. он преподавал в Московском университете, был любимцем студенческой молодежи, однако его весьма умеренные либеральные взгляды показались «опасными» правящим кругам, и в 1887 г. Ковалевский был вынужден уехать за границу, где выступал с лекциями: сначала в Париже, а затем в Англии и США. Ковалевский стал одним из инициаторов создания Международного социологического института, а также регулярно проводимых международных социологических конгрессов. После возвращения на родину в 1906 г. он возглавил первую в России кафедру социологии в

Психоневрологическом институте, созданном известным психиатром В.М. Бехтеревым.

Характеризуя мировоззрение Ковалевского в целом, можно сказать, что он принадлежал к плеяде русских ученых, далеких как от революционности народников и марксистов, так и от консерватизма неославянофилов и приверженцев религиозно-мистических направлений. Заслугой Ковалевского является глубокая разработка методологических основ социологии как самостоятельной научной отрасли. Он рассматривал ее как науку, которая имеет свой собственный предмет и особую проблематику, отличную от предмета и проблематики истории, правоведения, «коллективной психологии» и философии истории. По мнению Ковалевского, социология представляет собой наиболее абстрактную из всех общественных наук и не должна пытаться решать конкретные, частные проблемы. Этим занимаются конкретные науки, которые «призваны, с одной стороны, поставлять социологии материал для ее обобщений, а с другой — изучать открытые социологами законы при раскрытии собственных». Задачи социологической науки шире и вместе с тем сложнее: указать общее направление, тенденцию развития, основные ступени общественной эволюции, установить взаимосвязь между всеми частями многосложного социального организма.

Помимо идей Де-Роберт и и Ковалевского, заложивших со- циально-философские основания психологического направления, появлялись и другие концепции, связанные с развитием самой психологии. В 1870-1880-е гг. благодаря исследованиям И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и других ученых были заложены основы экспериментальной психологии. Одновременно предпринимались попытки создания целой науки («психологии народов»), объединяющей историко-философ- ские исследования (языка, мифов, религии, поэзии) с психологическими.

Марксистские идеи проникли в Россию почти одновременно с позитивизмом. Первое знакомство с ними относится еще к 1850-м гг., но особенно интенсивен данный процесс в 1870-1880-е гг.

Николай Иванович Зибер (1844-1888) — первый русский ученый-марксист. Зибер был приверженцем и одновременно популяризатором экономической теории Маркса. Его называют одним из основателей важной отрасли социологической науки — экономической социологии. Он также впервые предпринял попытку применить марксистский метод к анализу общественного развития России. Однако Зибер мало интересовался вопросами политической борьбы и фактически игнорировал некоторые положения марксизма, например идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата.

В распространении марксизма сыграло большую роль и народничество. Именно народники (Г.А. Лопатин и Н.Ф. Даниельсон) осуществили перевод «Капитала» Маркса на русский язык. Из народничества вышли создатели первой русской социал-демократической организации — группы «Освобождение труда» (1883), которая ставила своей задачей преодоление народничества и пропаганду марксизма.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) воспринимал марксизм как целостную социологическую систему. Он стремился развивать концепцию материалистического понимания истории на почве русской действительности.

В конце XIX в. Владимир Ильич Ленин (1870-1924) начал свою теоретическую и практическую деятельность и вскоре стал признанным политическим лидером и идеологом революционного марксизма.

В первые годы после революции 1917 г. началась борьба с немарксистской социологией, вследствие чего были вынуждены эмигрировать многие русские исследователи, в том числе Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968).

Тем не менее прикладные исследования продолжались, развивались их методика и техника. В частности, было проведено изучение социально-экономических, трудовых, культурно-бытовых проблем. Усилиями А.К. Гастева, Е.О. Кабо, С.Г. Струмилина, А.В. Чаянова и других ученых поддерживались многие традиции русской социологии.

Однако в 1930-х гг. разгорелась дискуссия о предмете дисциплины, причем в силу чисто идеологических причин проявилась тенденция считать социологию частью социальной философии в ее марксистско-ленинской интерпретации — исторического материализма. Вскоре эта тенденция стала господствующей.

Интерес к социологии, в том числе западной, усилился в конце 1950-х-начале 1960-х гг., что было связано не только с изменением политического климата («хрущевская оттепель»), но и с необходимостью найти ответы на конкретные хозяйственные вопросы.

В частности, при проведении реформ в области экономики, предусматривавших некоторую самостоятельность предприятий, возникла потребность в рациональном использовании средств. Это было возможно лишь с учетом мнения работников предприятий. Для исследования потребностей и мнений рабочих и служащих были привлечены специалисты, имевшие определенный опыт и, что важно, не утратившие навыков конкретно-социологических исследований. В Москве это были Г.В. Осипов, Б.Ц. Урланис, Ф.Р. Филиппов, И.М. Чангли, в Ленинграде — А.Г. Харчев, В.Я. Ельмеев, В.Р. Полозов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, в Свердловске — М.Н. Руткевич, Л.Н. Коган, в Новосибирске — Т.И. Заславская, Ф.М. Бородкин и др. В результате совместной деятельности некоторых партийных организаций, администрации и коллективов социологов были составлены планы развития предприятий с учетом социальных показателей. Такие планы были реализованы на электронном объединении «Светлана», оптико-меха- ническом объединении (ЛОМО) в Ленинграде.

Но неизбежно возникли проблемы, связанные с дефицитом квалифицированных социологов. С трудом было получено разрешение на открытие отделений, а затем и социологических факультетов в Московском и Ленинградском университетах. Однако по-прежнему остро стояли (и сейчас стоят) проблемы компетентности, объективности и добросовестности исследователей.

Для решения вопросов в теоретической области в 1980- 1990-х гг. были проведены дискуссии по предмету социологии, ее структуре и методам. В результате большинство специалистов согласилось с тем, что марксистская социология существует как бы на трех уровнях:

  • низший — конкретное (прикладное) исследование как инструмент сбора первичной информации. Главным методом здесь считался социологический опрос;
  • средний — частные теории, такие, как социология семьи, социология груда, социология политики и т.д.;
  • высший — общая теория как философская наука (исторический материализм).

Для того чтобы социология выделилась из философии и стала самостоятельной наукой, потребовались десятилетия и активная деятельность Советской социологической ассоциации, академического Института социологических исследований (ныне Институт социологии Российской академии наук — ИС РАН), Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ), Института социально- экономических исследований (ИСЭП). Основными направлениями социологических исследований стали: анализ социальной структуры советского общества, ценностных ориентаций и образа жизни населения, изучение мотивации к труду и проведению досуга трудящимися, составление планов экономического и социального развития коллективов предприятий, городских районов, самих городов и т.д.

К началу 1990-х гг. российская социология стала признанной частью Международной социологической ассоциации (МСА). В стране функционировали исследовательские институты, в основных вузах страны — социологические факультеты, издавались специализированные сборники и журналы, основным из которых стал журнал «Социологические исследования». Социология как учебная дисциплина вошла в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Произошла дифференциация внутри социологии. Активно развиваются такие дисциплины, как экономическая социология (Т.И. Заславская, В.В. Радаев), социология управления (А.В. Тихонов), социология межнациональных отношений (J1.M. Дробижева), социология образования (Д.Л. Константиновский, Г.А. Ключарев), социология девиантного поведения (Ф.Э. Ше- реги, М.Е. Позднякова), социология науки (С.А. Кугель), социология ценностного сознания (Н.И. Лапин), социология пространства (В.Н. Иванов, А.Ф. Филиппов) и др.

Сегодня социологи проводят анализ процессов, происходящих в российском обществе. В частности, выявлено, что: социальная цена проводимых реформ оказалась довольно высокой: изменения рыночной инфраструктуры привели к сокращению объемов отдельных видов производства и соответственно к значительному снижению жизненного уровня большинства населения. Поэтому главное направление современного этапа реформирования должно определяться не только объективными тенденциями развития мировой цивилизации, но и потребностями общественного развития, адекватными российскому менталитету.

Таким образом, к концу XIX в. в России термин «социология» прочно вошел в научный обиход. На этапе становления отечественной социологии особое влияние имела психологическая школа, представленная именами Е.В. Де-Роберти, П.Л.Лаврова, Н.К. Михайловского, М.М. Ковалевского. Марксистское направление было предствалено Н.И. Зибером, Г. В. Плехановым. В первые годы после Революции 1917 г. началась борьба с немарксистской социологией, вследствие чего были вынуждены эмигрировать многие русские исследователи, в том числе П.А. Сорокин. В советский период социология не без воздействия властей долгое время игнорировалась и замалчивалась. Лишь в последней трети XX в. российские ученые обратились к прикладным исследованиям, стремительно догоняя Запад. К началу XXI в. социология в России утвердила себя как самостоятельная, достаточно разработанная и жизненно важная дисциплина в ряду общественных наук.


Смежные предметы
Предмет, структура и функции социологии
Этапы развития социологии
Социология XIX - XX века, её развитие
Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни
Развитие социологии как науки об обществе
Возникновение социологии. Предпосылки появления и развития социологии
Классическая социология - М. Вебер, О. Конт
Бюрократия по Веберу. Понятие, теории и виды бюрократииСен-Симон и его социологияСоциология Огюста Конта. Позитивистская социологияСоциология Герберта Спенсера Школы социологии и их основные направления
Марксистская социология
Социология Карла МарксаГеорг Зиммель, его социологияСоциология Э. ДюркгеймаСоциальная солидарностьСоциология М. Вебера. Понимающая социологияСоциальное действие по М. Веберу Основные направления и школы американской социологии
Этапы развития социологии труда в США
Социальная теория Т. Парсонса Современная западная социология
Феноменологическая социология Развитие социологии в России
Социология в России. Особенности становления и развития социологической мысли в России
Отечественная социология в эпоху социализма Российская социология: основные традиции и направления
Русская социология Корни русской духовности. Русская национальная идея, ее истоки и социальный смысл
Социология П. СорокинаСоциология П. ЛавроваНиколай Константинович Михайловский, его социологияНиколай Данилевский, его социологияСоциология Ковалевского Современная социология
Зарубежная социология
Энтони Гидденс, его социологияДжордж Хоманс, его социология. Теория социального обменаНиклас Луман, его социологияПьер Бурдье, его социологияЯкоб Леви Морено, его социологияАлен Турен, его социологияЮрген Хабермас, его социология Основные направления современной социологии
Символический интеракционизмСоциологические конгрессыТеория постиндустриального общества Д. Белла