www.Grandars.ru » Социология » Основы социологии »

Русская национальная идея

Социально-исторические и идейные корни русской духовности. Русская национальная идея. Ее истоки и социальный смысл

Русская национальная идея

Россия — страна древней культуры

Русская национальная мысль всегда чувствовала потребность и долг разгадать загадку России, понять ее идею, определить свою задачу и найти место в мире.

После падения Византийской империи, так называемого Второго Рима, самого большого в мире православного государства, в русском народе пробудилось сознание, что Московское царство остается единственным православным в мире и что русский народ — единственный носитель православной веры. Осознание значительности событий, переживаемых Россией в то время, не могло не вызвать адекватного их понимания. Масштаб исторического поворота означал и поворот духовный — рождение Русской идеи как идеи православной, идеи мессианской. Эта идея стала идеологическим базисом образования Московского царства, становления и развития Российского государства и всей русской духовности на многие времена. Царство собиралось и оформлялось под символикой мессианских мысли и чувства: Москва — Третий Рим, четвертому не бывать.

Чтобы понять Русскую идею полностью, ее роль в судьбе страны, необходимо, во-первых, иметь чувство Родины; во-вторых, осознавать, что Россия есть явление не только политическое, экономическое или географическое, а прежде всего явление историческое и духовное; в-третьих, и это самое главное, воспринимать Русскую национальную идею как идею всей России. Раз возникнув, эта идея прошла целый ряд этапов в своем развитии, на каждом повороте истории обретая все большее содержание, становясь и развиваясь вместе со становлением и развитием русской государственности.

Объединяющая роль Русской национальной идеи выражалась прежде всего в том, что «русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величающую империю... потрясшее воображение всех народов мира». Это стало возможным потому, что мессианское содержание Русской идеи заключалось в понятии всемирного братства, а не мирового господства.

Реформы Петра I положили начало новому этапу в истории России. Став империей, Россия открыла для себя новые нуги к социальному прогрессу. Интересы укрепления и защиты государственности требовали совершенствования и развития всех составных компонентов господствующей идеологии. Новый поворот истории не мог не прирасти богатством нового содержания духа. Русская идея, как православная и мессианская, обретает лик держа вн ости и, как следствие, сопутствующий ему патриотизм.

В эпоху Александра I Россия переживает Ренессанс, Золотой век русской поэзии, культуры, просвещения. С ростом русского национального самосознания вера в Царя и Отечество еще больше укрепляется верой народа в свои силы и историческое предназначение. В России впервые в ее истории под флагом Русской идеи как идеи народнической начинают возникать и развиваться демократические процессы. Разночинный характер народнического движения мысли и дела на определенном этапе вновь поставил Россию перед ситуацией выбора. По какому пути идти? Исторически выбор был сделан в пользу революционных социалистических преобразований. Русская идея обретает новое содержание. Она становится идеей социалистической. Под ее флагом Россия, благодаря социалистической революции, смогла вырваться из кольца империалистического окружения и положить конец Первой мировой войне, сохранить себя как государство и мобилизовать силы созидания и социального творчества, разгромить фашистскую Германию во

Второй мировой войне и ликвидировать нависшую над всем миром угрозу фашистского порабощения.

Наконец, социалистическая идея, при всей неоднозначности ее судьбы, на протяжении длительного периода оставалась единственным вдохновляющим фактором, благодаря которому Россия в содружестве союзных с ней республик впервые в мировой истории вышла на самые передовые позиции развития по целому ряду жизненно важных областей: производству, науке, культуре, образованию, освоению космоса и др. И это — неопровержимый факт истории.

Распад Советского Союза, годы реформ, приведшие страну в иное состояние, вовсе не означают, что русский народ изменил своей идее. Он просто, уже в который раз в истории, оказался перед лицом новых, великих испытаний. Вопрос, по какому пути пойти дальше, вновь на повестке дня. На повестке дня и вопрос о национальной идее России. Такова диалектика жизни.

Однако в поиске ответа на этот вопрос сегодня нет никакой исторической и логической необходимости вымучивать его, предаваясь искусственным схоластическим упражнениям. Национальная идея России никогда не умирала. Она выстрадана всей ее трагической и героической историей. Энергия созидания, которая заключена в се содержании, неистребима. Это энергия гуманизма.

Русская идея, русская духовность и культура потому и обладают как внутренней, так и вселенской притягательной силой, что, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю, исторически несут в себе глубокое гуманистическое содержание. Именно поэтому Русская национальная идея как идея гуманистическая, заключающая в себе как в глубоком основании все истинные моменты своего исторического становления, являясь их квинтэссенцией, сегодня должна быть актуализирована в этом качестве, став «идеальной моделью», идеологическим стержнем и парадигмой национального духа новой России, ее гуманистическим мировоззрением. Особенности развития русской духовности под эгидой ее национальной идеи наложили отпечаток на развитие русской социальной мысли, ее гуманистическую ориентацию.


Смежные предметы
Предмет, структура и функции социологии
Этапы развития социологии
Социология XIX - XX века, её развитие
Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни
Развитие социологии как науки об обществе
Возникновение социологии. Предпосылки появления и развития социологии
Классическая социология - М. Вебер, О. Конт
Бюрократия по Веберу. Понятие, теории и виды бюрократииСен-Симон и его социологияСоциология Огюста Конта. Позитивистская социологияСоциология Герберта Спенсера Школы социологии и их основные направления
Марксистская социология
Социология Карла МарксаГеорг Зиммель, его социологияСоциология Э. ДюркгеймаСоциальная солидарностьСоциология М. Вебера. Понимающая социологияСоциальное действие по М. Веберу Основные направления и школы американской социологии
Этапы развития социологии труда в США
Социальная теория Т. Парсонса Современная западная социология
Феноменологическая социология Развитие социологии в России
Социология в России. Особенности становления и развития социологической мысли в России
Отечественная социология в эпоху социализма Российская социология: основные традиции и направления
Русская социология Корни русской духовности. Русская национальная идея, ее истоки и социальный смысл
Социология П. СорокинаСоциология П. ЛавроваНиколай Константинович Михайловский, его социологияНиколай Данилевский, его социологияСоциология Ковалевского Современная социология
Зарубежная социология
Энтони Гидденс, его социологияДжордж Хоманс, его социология. Теория социального обменаНиклас Луман, его социологияПьер Бурдье, его социологияЯкоб Леви Морено, его социологияАлен Турен, его социологияЮрген Хабермас, его социология Основные направления современной социологии
Символический интеракционизмСоциологические конгрессыТеория постиндустриального общества Д. Белла