www.Grandars.ru » Социология » Общество »

Право как социальный институт

Право как социальный институт

Право как социальный институт предписывает индивидам правила поведения и указывает систему санкций, направленных на то, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил.

Институт права является весьма древним. В Европе возникновение писаного права относят к временам Гесиода (VII в. до н.э.). Уже в античности Сократ, Платон, киники, стоики сформулировали идею естественного права, согласно которой право существует в природе, заложено в самой сущности человека и представляет собой совокупность принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека. Идеологи Просвещения Дж.Локк,Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, П.А. Гольбах, А.Н. Радищев широко использовали эту идею для критики феодальных порядков как противоречащих естественной справедливости.

Идеи естественного права нашли отражение в американской Декларации независимости (1776), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789).

В XIX в. понимание права как естественного постепенно отступает на второй план, возникает историческая школа права, которая признает только позитивное право, т.е. установленное законами и в законах осуществляющееся.

Ныне право — один из наиболее сложных и вместе с тем важных видов социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения человека. Этот социальный институт представляет собой систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Особенность права по сравнению с моралью, религией заключается в общеобязательности его правил, поддержке и охране их авторитетом и силой государства. Право закрепляется в официальных документах государства. Государство обеспечивает соблюдение норм права через особый механизм власти, управления, правосудия.

Функции права состоят в регламентировании и регулировании:

  • норм, стандартов поведения во всех сферах общественной жизни;
  • мер и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право);
  • организации и деятельности государственного механизма (конституционное право, государственное право, административное право);
  • межличностных отношений в семье (семейное право);
  • отношений между государствами, которые создаются путем соглашений между ними (международное право).

Таким образом, право — это действующее на определенный момент законодательство, которое регулирует самые различные отношения между людьми, между людьми и государством, между людьми и различными организациями, между самими организациями. На вершине пирамиды права любого государства — конституция, которая провозглашает общие принципы государственного устройства, формулирует права человека, свободы и обязанности.

Как социальный институт право имеет свои символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о нем. Так, судебное заседание проходит в специальном зале с гербом страны; судья в мантии сидит на специальном кресле, произносит приговор от имени государства. Прокурор также имеет специальную форму. Во многих странах специальную форму носят и адвокаты. У милиции своя форма, специальные автомашины, административные здания и т.д. Квалифицированных работников этого социального института готовят специальные школы, училища, институты, академии.

Профессиональная этика - специальная система знаний определяет специфические особенности нравственного плана в каждой из юридических профессий — кодекс судьи, милицейский кодекс, этику следователя, нотариуса, адвоката. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля над самими работниками права.

Как социальный институт право имеет и идеологию — систему идей, которая обосновывает действия работников органов права в той или иной ситуации. Идеи справедливости, юридического равенства лиц перед законом, всеобщность и обязательность юридических норм для всех, законность, культура правосудия выступают в качестве основополагающих при разработке философии и идеологии права в демократически устроенном цивилизованном обществе.

Право является важной составной частью государства — центрального института власти в обществе. Государство — средство решения общих дел, оно регулирует отношения власти и народа (общества), обеспечивает политическую жизнь народа.

Правовое государство — государство, органы и институты которого (суды, полиция и др.) со всей полнотой соблюдают существующие законы. В таком государстве функционирует режим конституционного правления, имеются развитая правовая система, эффективная судебная власть, существует реальное разделение властей, развитый социальный контроль политики и власти. Основу правового государства составляют равенство власти, гражданина, общества, их правовое равенство перед законом. Концепция правового государства, разработанная Дж. Локком еще в 1690 г., нашла свое отражение в Конституции США.

Однако правовое государство возможно лишь в условиях гражданского общества. Ни власть, ни право не могут быть — реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом (легитимация (legitimus — законный) — процедура общественного признания какого-либо действия). Идея создания гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, когда сложились представления о гражданстве и гражданине, возникло понятие общества как совокупности граждан.

Сегодня кажется нелепым желание построить общество без права и государства. Но в России после Революции 1917 г. малограмотные рабочие и крестьяне пришли к власти с твердым намерением построить жизнь «по правде», без мироедов и эксплуататоров. Идеи марксизма об отмирании государства воспринимались как идеи о немедленном отрицании государства и права («на следующий день после революции»). В народе всегда жили атавистические представления более ранних эпох о «волюшке вольной», о жизни «по правде — по совести». В средневековой Руси было принято общинное самоуправление, когда все вопросы жизни общины решались на вече. Только к XVII в. общинное самоуправление стало исчезать. Но и сегодня в некоторых слоях общества распространено убеждение, что «чем больше законов, тем меньше совести», что «судить можно или по закону, или но справедливости».

В царской России права человека и гражданина не были обеспечены громадному большинству населения. Для правосознания широких народных масс было характерно резко отрицательное отношение к установленному порядку. Современные российские и западные исследователи отмечают слабость юридических традиций в России прошлого. Д. Рене пишет: «До Октябрьской революции русский народ не считал право основой социального строя. В законах он видел капризы царя и способ административного управления. Когда марксизм провозгласил отмирание права, это настолько мало шокировало русских, что полное отмирание права можно было осуществить уже на следующий день после революции».

Когда после революции началась Гражданская война, пришлось более трезво посмотреть на теорию марксизма об отмирании государства и права — нужны была армия и институт права для борьбы с бандитизмом, спекулянтами, для того чтобы налаживать нормальную человеческую жизнь. Тогда появилась новая версия, согласно которой на низшей стадии коммунизма — при социализме — право еще сохраняется, а после окончательной победы коммунизма право отомрет. В 1960-е гг., когда страна приступила к полному и окончательному строительству коммунизма, а партия «торжественно провозгласила, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме», отдельные теоретики права призывали открыть наконец тюрьмы и выпустить всех на свободу, поскольку социальная база преступности (частная собственность, нищета, буржуазные общественные отношения) ликвидирована.

Теория советского права начала складываться после Революции 1917 г. в условиях ожесточенных классовых битв, Гражданской войны при отсутствии подготовленных кадров. Идея отмирания права наложила трагический след на многие десятилетия развития страны, обусловила правовой нигилизм высшего эшелона власти. В условиях низкой культуры и развитых традиций правового нигилизма это привело к установлению диктатуры и соответственно нарушению элементарных норм демократии и гуманизма, созданию гигантского репрессивного аппарата и гибели миллионов советских людей. Трудно даже представить в полном объеме масштабы анархического неприятия, профессиональной некомпетентности, граничащей с малограмотностью и бескультурьем, которые стали господствовать в подходе к праву, правопорядку, правотворчеству, судопроизводству и надолго определили состояние законности в стране и правовую культуру в целом.

Разрыве классической правоведческой наукой проявился, например, в следующем. Считалось, что право связано с буржуазными рыночными отношениями и когда они отомрут, отомрет и право. На этих предпосылках базировался правовой нигилизм, т.е. отрицание института права, отношение к нему как к чему-то ненужному, мешающему строить коммунизм.

Из всей сферы права в советское время признавали в основном только уголовно-правовой аспект, понимая право как механизм контроля за отклоняющимся поведением и разрешением конфликтов, связанных с ним. Сфера хозяйственного права регламентировалась многочисленными постановлениями и подзаконными актами, которых к 1980-м гг. накопилось до миллиона. Зачастую судебные функции выполняли малограмотные люди. Эта традиция была жива вплоть до 1960-х гг., когда каждый десятый судья не имел не только юридического, но и вообще высшего образования.

С принятием демократической конституции в 1991 г. страна постепенно восстанавливает институт права, развивает его отрасли — гражданское право, частное, международное и др.

В процессе правовой реформы преодолевается наследие социалистического права, которое исходило прежде всего из интересов государства и КПСС как правящей и единственной партии. Так, в Конституции СССР на первом месте стояли интересы государства, партии, а затем уже общества и в последнюю очередь-личности. Конституция России на первое место ставит интересы личности, затем общества и государства. Институт права, руководствуясь Конституцией России, должен обеспечить фундаментальные ценности для жизни человека — право на достоинство, благосостояние, право на свободу, право на свободомыслие, гарантии безопасности и законности.

Право как социальный институт является предметом исследований нетолько юристов, но и социологов. Наука о праве рассматривает этот институт как бы изнутри и объясняет толкование и применение юридических норм. Социологи описывают юридические нормы извне. По этому поводу немецкий социолог Н. Луман пишет: «...наука о праве занимается нормами, а социология, напротив, фактами. Юрист должен толковать и применять юридические нормы. Социолог имеет дело только с фактологическим контекстом права, с его условиями и его социальными последствиями».

На стыке правоведения и социологии образовалась комплексная дисциплина — социология права. Предметом этой дисциплины стало рассмотрение связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях — от общества в целом до отдельной личности.

Социологи ориентируются на изучение социальных функций права, последствий, а также процесса общественного действия права, взятого в системе, в полном его объеме, т.е. и вне правоотношений.

Основные функции права

Право имеет самостоятельное значение в жизни общества и выполняет свои функции методами и средствами, соответствующими его свойствам и месту в общественной структуре.

Функция интеграции, сплочения социальных образовании (групп, классов, наций и народностей, всего общества) является ведущей, основной и определяющей. Правовая система путем взаимодействия со смежными социальными системами — экономической, политической, моральной и др. — должна действовать для достижения основной цели — социального и национального согласия, обеспечения и защиты интересов человека, а тем самым и всего общества. Она организует и стимулирует поведение и деятельность людей таким образом, чтобы они были солидарны с прогрессивными общечеловеческими демократическими нормами.

Правовая система должна служить инструментом интеграции элементов политической системы, укреплению связей между ними, быть юридической основой деятельности общественных организаций, функционирования трудовых коллективов, базой непосредственной демократии. Это означает, что правовая система может успешно выполнять в обществе задачи не только по укреплению и упрочению правопорядка, но и эффективно обеспечивать другие важные задачи, в частности функции социального сплочения и обеспечения контроля за поведением людей.

Порядок и социальный контроль. Общество не может существовать без соблюдения социального порядка. Порядок в обществе обеспечивают различные средства.

Во-первых, принуждение (господство) посредством силы.

Во-вторых, принятие людьми общепринятых ценностей и норм. Т. Парсонс считает, что в любой социальной системе люди действуют упорядоченно, поскольку признают определенные стандарты, ценности и действуют в соответствии с ними.

В-третьих, правовая культура общества, которая в определенной степени гарантирует стабильность на основе квалифицированной поддержки граждан.

В-четвертых, легитимация права, что предполагает уважение людьми правовых законов своего общества, признание их и одобрение. В процессе социализации общество прививает человеку правила поведения, формируя у каждого индивида привычки, желания и обычаи следовать общепринятым нормам (в том числе правовым). Переезжая в другую местность, страну, меняя профессию, человек вынужден как бы заново переучиваться — учиться жить по правилам новой группы, приспосабливаться к иным обстоятельствам. Так, каждый человек создает для самого себя систему внутренних запретов, которые помогают ему ориентироваться в обществе, выбирая в конкретной ситуации именно ту программу поведения, которую он считает для себя правильной. Например, молодым людям в компании могут предложить крепкий алкогольный напиток, но одни не будут его пить, потому что это не в их правилах, а другие не смогут отказаться от такого предложения.

Дело в том, что ни один человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток его включенность в жизнь первичной группы — семьи, класса, студенческой группы, спортивной команды, трудового коллектива. Нормы, обычаи данной группы, например семьи, становятся и нормами детей, которые, вырастая, прививают эти нормы своим детям. Таким образом осуществляется социальный контроль: индивид ведет себя так, как принято в данном обществе.

Традиционно выделяют четыре основных типа социального контроля:

  • социальное вознаграждение — одобрительный кивок, похвала, премия, повышение по службе;
  • наказание — критическое замечание, недовольный взгляд, выговор, увольнение;
  • убеждение (например, тренер убеждает спортсмена не пропускать тренировок, иначе тот не выиграет в соревновании);
  • переоценка нормы, когда поведение, которое ранее считалось неправильным, странным, становится нормой. Например, всего пару десятилетий назад нищий в московском метро вызывал недоуменный взгляд, сегодня попрошайничество — обычное и повсеместное явление.

Формальный контроль обычно осуществляют специально созданные организации — полиция, суды, налоговая инспекция, транспортные контролеры и т.д. Именно они осуществляют в первую очередь контроль за девиацией — поведением, которое считается отклонением от норм.

Девиация (от лат. deviatio — потеря пути) с трудом поддается определению, потому что люди имеют разные мнения об одном и том же явлении и мнения эти меняются со временем. Так, в 1960-е гг. в СССР молодых людей в узких брюках называли «стилягами», дружинники выгоняли их с танцплощадок, из кафе, комсомольские организации исключали их из своих рядов, студентов лишали стипендий, газеты клеймили их позором как людей, попавших под «тлетворное влияние буржуазной идеологии». Потом узкие брюки стали носить все наши мужчины.

Возникает вопрос: по какому признаку выделять девиантное поведение? Понятно, что девиантными являются поступки, наносящие явный вред человеку, прежде всего убийство, и общество осуждает и строго наказывает за него. Но во время войны убийство врага разрешается и даже вознаграждается. Проституция обычно вызывает неодобрение ревнителей семейных устоев, однако в ряде стран проституция легальна и не вызывает осуждения большинства населения.

Попытки определить понятия девиации сталкиваются с неопределенностью поведенческих ожиданий. Иногда правила не совсем ясны. Например, можно ли считать девиацией переход дороги в неположенном месте? Это запрещено Правилами дорожного движения, но широко распространено, особенно в России, и считается допустимым до тех пор, пока не нарушается работа транспорта и не причиняется вред. Следует ли считать девиацией вождение автомобиля с превышением скорости? Милиция обычно оставляет без последствия незначительное превышение скорости, но если случается автотранспортное происшествие, то превышение скорости будет считаться отягчающим вину обстоятельством и повлечет ужесточение наказания.

Каждый член общества в течение своей жизни совершает множество мелких нарушений, вызванных обстоятельствами (например, забыл дома кошелек и едет «зайцем» в автобусе), случайным совпадением, рассеянностью. Окружающие снисходительно относятся к такого рода нарушителям и не считают их девиантами. Люди, которые всегда ходят по струнке, всегда «застегнуты на все пуговицы», боятся что-либо нарушить, не туда наступить, не то сказать, становятся всеобщим посмешищем. «Человеком в футляре» назвал когда-то такого человека А.П. Чехов.

Девиация включает три компонента: человека, которому свойственно определенное поведение; норму, которая является критерием оценки девиантного поведения; группу или организацию, которая реагирует на данное поведение (например, полиция).

Итак, девиация — это отклоняющееся поведение с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Человечество пытается ответить на вопрос о причинах девиации с незапамятных времен. И сейчас существуют разные точки зрения на причины девиации.

В конце XIX п. итальянский врач Чезаре Ломброзо на основании своих исследований сделал вывод, что существует связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Ломброзо считал, что люди предрасположены к тому или иному типу поведения по своему биологическому складу. Ломброзо выделил «криминальный тип» и даже указал его характерные черты — выступающая нижняя челюсть, покатый лоб, реденькая бородка, маленькие, глубоко посаженные глаза, пониженная чувствительность к боли. У Ломброзо и сегодня есть немало последователей, созданы теории физических типов, согласно которым конкретные физические особенности личности предопределяют совершаемые сю отклонения от норм. Режиссеры фильмов, подбирая актеров нате или иные роли, вынуждены считаться со стереотипами восприятия обычного зрителя. Выражения «лицо убийцы», «порочные черты лица», «бандитская физиономия» встречаются в любом обществе. Однако практика показывает, что человек с грубыми, «преступными» чертами лица может быть порядочным законопослушным гражданином, а человек с «благородными» чертами лица оказывается явным девиантом. Теория психоанализа Зигмунда Фрейда объясняет отклоняющееся поведение, опираясь на концепцию бессознательного. С точки зрения Фрейда, в бессознательное сосредоточено биологическое начало, инстинкты и низменные страсти, не облагороженные культурой и нормами общества. Поскольку каждый индивид испытывает конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, то при определенных условиях (алкогольное опьянение, нарушение функций мозга и т.д.) возникает состояние, при котором биологические потребности (сфера бессознательного) одерживают верх. Тогда человек становится нарушителем культурных норм. Точка зрения психоаналитиков уязвима в том отношении, что далеко не каждый по указанным выше причинам становится девиантом.

Некоторые теории объясняют девиацию ролью социальной среды как фактора, обусловливающего нарушения норм. Ребенок в процессе социализации усваивает культурные нормы, они становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры становятся его запретами сознания. Если ребенок живет в счастливой, крепкой, здоровой семье, он развивается как нормальная личность, как уверенный в себе и в окружении человек, который воспринимает нормы культуры справедливыми и само собой разумеющимися. Если ребенок живет в несчастливой семье, то он чаще всего развивается с пробелами в воспитании и с отклоняющимся поведением. Действительно, исследования молодежной преступности показывают, что подавляющее большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывалось в неблагополучных семьях. Однако широко известно девиантное поведение подростков из благополучных семей. Это объясняется тем, что не только семья участвует в социализации личности. Нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающими (например, подростками во дворе). Часто воспитание в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов (школа, спортивная команда, группа хулиганов и т.п.). Особенно остро столкновение норм культуры и принятых ценностей проходит в обществах так называемого переходного периода.

Э. Дюркгейм более века назад разработал теорию аномии, которая дает возможность проанализировать социальные причины девиации. Термин «аномия» в настоящее время применяется для обозначения особого состояния общества. Состояние аномии наступает в период экономических кризисов или радикальных социальных преобразований, когда ценности, культурные традиции, правила и социальные связи разрушаются, ослабевают или явно противоречат друг другу. Люди теряют ориентацию, возникает конфликт между разными

стилями поведения, разрыв между целями культуры и социально одобряемыми средствами их осуществления. Именно тогда, когда люди не могут жить с помощью социально одобряемых средств, они прибегают к незаконным (девиантным) средствам.

Типична в этом отношении картина нашего общества. Начиная с 1990-х гг. старые нормы рушились на глазах. То, что совсем недавно казалось правильным, сегодня обществом не принимается. Так, спекуляция считалась опасным преступлением, а сегодня называется предпринимательством. Проституция вызывала возмущение и преследовалась, а сегодня это выгодный бизнес. Уехать из СССР на постоянное жительство в другую страну считалось предательством, преступлением, а сейчас обычное дело, к которому относятся с пониманием.

По мысли американского социолога Роберта Мертона, аномия появляется не вследствие свободы выбора, но из-за невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Если человек не может честным трудом заработать столько, чтобы содержать семью, он начинает прибегать к недозволенным, незаконным способам. Мертон разработал типологию поведения индивидов в их отношении к целям и средствам. Согласно его классификации, в обществе выделяются:

  • конформист — лояльный член общества, который принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе;
  • новатор, который пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
  • ритуалист, для которого главное — церемонии и правила, например бюрократ, думающий только о форме деятельности, но не о ее цели;
  • изолированный тип, который отходит от культурных целей и институциональных средств их достижения, — алкоголики, наркоманы и другие люди вне группы;
  • мятежник, который хочет создать новую систему норм и ценностей.

На первый взгляд девиация в жизни общества играет отрицательную роль, так как нарушения норм, социальные отклонения разрушают нравственные ценности общества, представляют вызов традициям, устоявшемуся порядку, общественному мнению. Но на самом деле социальные отклонения диалектически противоречивы: с одной стороны, девиация представляет собой угрозу стабильности общества, а с другой — она как бы поддерживает эту стабильность, не давая ей «застояться».

Нормальная жизнь общества и всех его социальных институтов возможна только, если обеспечен социальный порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от других, он должен быть уверен, что если он обратится за помощью к врачу, тот поможет ему; если он позовет полицейского, тот защитит его; если он вызовет пожарных, они приедут немедленно тушить пожар; если он проработал месяц, ему выплатят жалованье согласно договору. Девиантное поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Индивид теряет чувство безопасности и защищенности, уверенность в своих действиях, если нарушение норм принимает массовый характер: врач зарабатывает мошенничеством, пожарные не спешат на тушение пожара, работодатель задерживает зарплату, а милиционер расстреливает случайных покупателей супермаркета. В таком случае общество становится нестабильным и разрушается. Оно может нормально функционировать только в том случае, если большинство его членов принимает правила и нормы поведения и ведет себя в соответствии с этими правилами, нормами и ожиданиями других. Жизнь по правилам — залог стабильности и благополучия общества и всех его членов.

Но в то же время девиантное поведение играет свою особую роль в культурных изменениях. Общество не может жить, не развиваясь, оно должно приспосабливать образцы поведения к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Например, технические достижения резко меняют образ жизни и взгляды людей. Мужчина в сапогах со шпорами был обычен в начале XX в.; в начале XXI в. шпоры будут ему просто мешать и вызывать смех у окружающих. Женщина в юбке до земли с кринолином могла проехать в коляске, но для поездки в метро или на трамвае такая юбка неуместна и небезопасна. Когда Аврора Дюдеван, которую мы знаем как автора романов Жорж Санд, надела брюки и появилась в обществе с сигаретой, это было воспринято как вызов общественному мнению.

Поведение, отклоняющееся от старых привычных образцов, вначале кажется неприемлемым, но постепенно новые жизнеспособные образцы проникают в сознание большей части общества и перестают восприниматься как нечто непривычное, т.е. становятся нормой.

Таким образом, право наряду с наукой, образованием, моралью, религией и искусством является важным элементом духовной сферы жизни общества. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: оно согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей социальной справедливости.


Смежные предметы