www.Grandars.ru » Социология » Культурология »

Постмодернизм в искусстве

Искусство постмодернизма

Постмодернизм в искусстве

Многие существенные черты постсовременности получают наиболее зримое воплощение в постмодернистском искусстве. Можно сказать, что, подобно тому, как современность нашла свое наиболее яркое выражение в искусстве модернизма и авангарда, точно так же постсовременность находит свое наиболее сильное выражение в искусстве постмодернизма. Здесь вполне отчетливо выделяются две основные тенденции.

Первая из них преимущественно находится в русле массовой культуры. Она решительно противостоит модернизму и авангардизму. Ее участники отвергают авангардистскую страсть к экспериментированию, погоню за новизной, устремленность в будущее. Всему этому они противопоставляют эклектизм, смешение всех существующих форм, стилей и манер, используя для этого приемы цитирования, коллажа, повторения.

Футуризму авангарда они предпочитают пассеизм, ностальгию по прошлому, гедонизм настоящего. В той или иной степени они реабилитируют классическую эстетику прекрасного или, вернее, красивого, которую Лиотар именует эстетикой «слишком красивого». Такую эстетику вполне можно назвать эстетикой китча. Наиболее активно и открыто подобный взгляд на эстетику и искусство проводит Д. Ваттимо.

Указывая на эстетический характер постсовременности, Ваттимо подчеркивает, что эстетика при этом понимается не в традиционном смысле. Раньше она была эстетикой гармонии, катарсиса, успокоения и безопасности. В центре ее. как и в центре искусства, находилось произведение, понимаемое как вечный и нетленный памятник.

В постмодернизме главным становится не само произведение, не его вечная природа или процесс его создания, но то. как оно дается зрителю, как воздействует на него. Поскольку искусство сегодня до- холит до зрителя через средства массовой коммуникации, постольку способ его существования является технологическим, «медийным», массовым. Все эстетическое и художественное значение произведения совпадает с историей его успеха, зависящего от силы воздействия, произведенного эффекта, способности вызывать «шок» у зрителя.

Сегодня культурная ценность произведения определяется главным образом его «выставочной стоимостью», а его потребительная стоимость растворяется в меновой. Поэтому эстетизация постсовременной жизни идет не столько от искусства, сколько от самих средств массовой коммуникации, ибо сама их природа, по Ваттимо, является «эстетико-риторической». Они не только распространяют информацию, но и способствуют установлению общего языка и согласия. общего чувства и вкуса, которые являются эстетическими.

Ваттимо ссылается при этом на Канта, когда тот говорит об общественном характере интереса к прекрасному, о том, что эстетическое удовольствие может возникать не только из отношения к эстетическому предмету, но и из того обстоятельства, что оно испытывается вместе с другими, свидетельствуя о принадлежности воспринимающего к обществу и человечеству. Именно этот кантовский смысл эстетического, по мнению Ваттимо, находит полное свое воплощение в обществе поздней современности, обществе массовой культуры и массовой коммуникации.

Ваттимо признает, что средства массовой информации делают банальным любое сообщение, а применительно к искусству и художественному произведению — лишают его ауры, исключительности, подлинности и глубины, превращая в нечто поверхностное, хрупкое и непрочное, все больше сближая его с китчем и обычными вещами повседневности. Тем не менее он считает, что в условиях постсовременности следует отказаться от прежнего взгляда на произведение через призму идеала вечного памятника, наделенного совершенным соответствием внутреннего и внешнего, неисчерпаемой глубиной смысла и содержания. Массовое общество рождает подобающий ему «массовый эстетический опыт».

Орнаментальный характер, поверхностность, непрочность, эклектизм составляют, по Ваттимо, сущность не только искусства и эстетики общества поздней современности, но и всей его культуры. Таков результат эволюции культуры и такова судьба искусства. В эпоху всеобщей коммуникации оно (искусство) перестает быть «воскресным днем жизни», выдающимся творением, напротив, его все труднее отличить от повседневности и китча. Во всем этом Ваттимо не видит серьезных оснований для беспокойства и излишней драматизации происходящего.

Он воспринимает китч не как то, что не отвечает строгим формальным критериям, что лишено подлинности из-за отсутствия оригинального стиля, но как то, что в эпоху господства орнамента и дизайна претендует на ценность не менее вечного памятника, чем традиционная бронза, что стремится к совершенству классической формы искусства.

Данная тенденция с наибольшей полнотой воплощает характерные черты постмодернизма. Конкретными ее примерами является творчество архитекторов Р. Вентури, Р. Боффила, Ч. Дженкса.

Итальянский архитектор Роберт Вентури по-особому ярко показывает китчевый характер постмодернизма. Вместо прежней авангардистской архитектуры, которая была «безобразной и обыденной», но хотела казаться «героической и оригинальной», Вентури предлагает просто «безобразную и обыденную» архитектуру — без всяких претензий на величие и значительность. С явным вызовом и не без цинизма он выступает за «декорированные сараи». Многие особенности его построек хорошо видны в одном из первых его творений — в здании конторы медицинских сестер и дантистов.

Испанский архитектор Рикардо Боффил заимствует из культурного наследия прошлого не только стили и манеры, но и технологию строительства, нередко отказываясь от преимущества и возможностей современной техники и технологии. Его сооружения изобилуют колоннами, фронтонами, карнизами, арками, аркадами и т.п. Он отдает явное предпочтение классицизму и барокко.

Многие его проекты осуществлены во Франции. В частности, недалеко от Парижа, на берегу искусственного озера, он построил величественный храм-дворец на двести квартир, который расположен напротив арки, исполненной в духе самого ортодоксального академизма. Здание изгибается полукружием стен-зеркал вокруг барочных уступов, переходящих в монументальную лестницу, спускающуюся к озеру. По общему мнению, сооружение несет на себе печать мании величия, напыщенности и пассеизма.

Творчество английского архитектора Чарльза Дженкса являет собой яркий пример вызывающего эклектизма стилей и форм. Он считается авторитетным теоретиком постмодернизма, а его книга «Язык архитектуры постмодернизма» стала своеобразным бестселлером.

Вторая тенденция связана со структурно-семиотическим течением и имеет менее выраженный постмодернистский характер. Она не столь решительно противостоит авангарду и модернизму, хотя также стремится к их преодолению, делая это более тонко, с помощью иронии, пародии и гротеска, а не просто отбрасывая.

В ее основе лежит семиотический принцип, согласно которому под каждым изображением лежит другое изображение. Итальянский теоретик У. Эко, являющийся одной из главных фигур постмодернизма, формулирует его так: «Всякий текст написан на тексте». Создаваемые согласно этому принципу произведения напоминают палимпсест.

Сторонники данной тенденции также широко используют приемы цитирования, коллажа и заимствования, однако все это в гораздо большей степени отмечено творческим поиском и экспериментированием. Не приемля авангардистское поклонение новому, они тем не менее исповедуют принцип различия, стремление к оригинальности.

Эту тенденцию лучше всего представляет У. Эко — как в теоретическом плане, так и своим литературным творчеством, в особенности романом «Имя розы», ставшим международным бестселлером. Этот роман отмечен многими признаками массовой и популярной литературы. Он начинается на манер полицейского детектива — с убийства. Заявленная интрига поддерживается все новыми убийствами. Все построение произведения покоится на структуре догадки: кто убийца? Роман доставляет читателю удовольствие и развлечение, что и сделало его столь популярным. В то же время в нем имеются необходимые качества высокого искусства: соответствующий художественный уровень, сложная и серьезная проблематика, оригинальная манера изложения.

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С. Киа, Ф Клементе, Э. Кукки, М. Палладино. К нему также примыкают художника Ж. Гаруст — во Франции, А. Пенк — в Германии, Д. Шнабел — в США. Это течение иногда называютнеофовизмом и неоэкспрессионизмом.

Известным его теоретиком является итальянский критик Д.Б. Олива. Он сравнивает трансавангард с Транссибирской магистралью, пересекающей множество разных регионов. Подобно этой магистрали трансавангард в своем движении пересекает множество территорий культуры и искусства, следуя при этом двум принципам: «культурному номадизму и стилистическому эклектизму». Основным творческим приемом трансавангарда Олива называет цитирование, а все течение определяет как неоманьеризм.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссеры II. Гринуэй — в Англии, Ж.-Ж. Бейнекс во Франции. Первый поставил фильмы «Контракт рисовальщика», «Зоо», «Отсчет утопленников» и др., принесшие ему желаемое удовольствие и развлечение. В то же время в них много от модернизма и авангарда. Они сложны и запутаны по своему построению. Фильмы Гринуэя сочетают реальное и правдоподобное с ирреальным, фантастическим и фантасмагорическим.

Ж.-Ж. Бейнекс известен прежде всего фильмами «Дива» и «Луна веточной канаве». Его картины являются более заземленными, более простыми по структуре и менее яркими по цвету. Они наполнены современной социально-нравственной проблематикой, хотя в них реальное также нередко переходит в ирреальное и фантастическое. Героиней первого фильма выступает звезда серьезной вокальной музыки, которая стремится оградить свое искусство от коммерции, отказываясь от записи и тем более продажи кассет и пластинок с ее пением.

Второй фильм можно считать современной версией пьесы М. Горького «На дне». Его смысл выражает периодически появляющийся на экране рекламный щит. на котором изображена плавающая в море бутылка с престижным напитком и написан призыв: «Попробуй другой мир». Все персонажи картины — от аристократической элиты до маргиналов — пытались попробовать, но у них ничего не получилось. Все они остались несчастными и неприкаянными.

Фильмы П. Гринуэя интересны еще и тем. что в них звучит музыка одного из самых ярких представителей постмодернизма в музыке — английского композитора М. Наймена. Его музыка внешне кажется удивительно простой и вместе с тем в ней скрывается внутренняя сложность и глубина. Она отмечена выпуклым и сильным ритмом, построена на принципе повторения с почти незаметными вариациями, что позволяет ей как бы останавливать время. Музыка Наймана постоянно отсылает в прошлое, в XVIII и XVII вв., но тут же возвращает в настоящее, давая почувствовать, что она написана все-таки сегодня. Возникающая при этом двойственность, а также длительные повторы делают музыку завораживающей.

К постмодернизму в музыке относятся также английский композитор Г. Брайерс, американский композитор Дж. Адаме, польский композитор Г. Горецки. Брайерс создал в самом начале 70-х гг. симфонию «Гибель "Титаника"», которая говорила не только об известном трагическом событии, но и символизировала гибель музыкального авангарда и рождение нового течения — постмодернизма — в музыке. Адаме стал широко известен благодаря своему сочинению «Никсон в Китае». Горецки одним из первых обратился к изначальным истокам западной музыки. Созданная им в 70-е гг. «Симфония траурных песнопений» вызвана широкий резонанс. Из более поздних его произведений выделяется «Концерт для клавесина и струнных».

Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Оно часто довольствуется малым. В нем есть все. но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.

Для него не существует никаких правил жанра или стиля. Его не мучают противоречивость, амбивалентность, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи современности. Что же касается положительного вклада, то пока он даже не претендует на него. Тем не менее многие его черты и особенности сохраняются в культуре XXI столетия.


Смежные предметы
Эволюция культуры
Периоды развития культуры. Этапы эволюции культуры
Происхождение культуры. Теории и концепции культурогенеза
Античные представления о культуре. Средние века о культуре
Модели динамики культурыКультурная динамика Культура первобытного общества
Культура Древнего Египта. Среднее и Новое царство
Культура Древнего Двуречья. Культура Шумера
Культура Древней Индии
Культура Древнего Китая
Культура Древней Японии
Культура и цивилизация майя, ацтеков и инков
Культура мезоамерики. Цивилизация древних ольмековКультура Майя. Цивилизация древних МайяКультура ацтеков. Цивилизация древних ацтековКультура инков. Цивилизация древних инков Культура Древней Греции. Периоды Древнегреческой культуры
Культура Древнего Рима. Древнеримская цивилизация
Византийская культура, её особенности, традиции и влияние
Средневековая культура Западной Европы
Культура Возрождения. Реформация и гуманизм эпохи Возрождения
Эпоха ренессанса
Искусство эпохи возрождения. Художники и живопись итальянского возрождения
Жизнь и творчество Леонардо да ВинчиТворчество РафаэляЖизнь и биография Микеланджело. Творчество и скульптуры Буонарроти МикеланджелоРаннее ВозрождениеВысокое ВозрождениеПозднее Возрождение Северное возрождение
Искусство Северного Возрождения
Культура Нового времени
Наука Нового времени. Развитие науки в XVII веке
Искусство Нового времени. Эпоха барокко, классицизма и реализма в искусстве 17 века
Культура эпохи Просвещения XVIII в.
Культура Московской Руси
Русская культура и русский национальный характер в истории веков
Русская культура XVI века. Русская живопись, литература и архитектура 16 векаРусская культура XVII века. Русская архитектура, живопись и литература 17 векаРусская культура XVIII в. Русская архитектура, литература и живопись 18 векаРусская культура XIX в. Русская наука, литература и живопись 19 века. Золотой век русской культурыРусская культура XX в. Серебряный век русской культуры Русский авангард. Конструктивизм, кубофутуризм и супрематизм
Культура постмодернизма
Постмодернизм в философии Постмодернизм в искусстве
Культура будущего