www.Grandars.ru » Социология » Общество »

Общественно-политическая формация

Понятие общественно-политической формации

Основные объективные причины возникновения общественно-политических формаций следующие. Во-первых, тяжелые географические условия, в которых приходится выживать семьям, общинам, стране. Такая общественная формация компенсировала слабость людей в борьбе с природой и другими общинами централизованной государственной организацией. Во-вторых, деспотическая кооперация живого труда и ее относительная эффективность была (1) осознана значительно быстрее и (2) позволяла относительно быстро решать проблемы выживания людей в тяжелых географических и общественных условиях. В-третьих, возникшая элита и бюрократический аппарат государственной власти выражали интересы людей в безопасности (порядке, обороне, нападении) и экономической организации, но за счет их демосоциальных потребностей. Это ставило политический класс (правящую элиту и бюрократию) в господствующее положение по отношению к народу. Строительство пирамид, захватнические войны, борьба с капитализмом и построение коммунизма отвлекали громадные средства от демосоциальных потребностей людей.

Исходная подсистема общественно-политической (автократической, азиатской) формации включала в себя: 1) сообщество аскетических потребителей, бедность которых компенсируется их равенством, коллективистским образом жизни, превращением в подданных авторитарного государства: рабов, крепостных, советских трудящихся и т. п.; 2) общинно-государственную (и милитаризованную) экономику (при нехватке воды в Египте и суровом климате в России можно было выжить только коллективно: западноевропейский свободный общинник, а затем фермер в таких географических условиях был невозможен). Демосоциально-производственная подсистема политического общества представляла своеобразный орган жизнеобеспечения, в котором люди выступали нерасчлененными потребителями-производителями. Потребление, ментальность, мотивация людей организуются в такой формации автократическим государством. Население выступает объектом эксплуатации, угнетения, заботы и управления со стороны государства через коллективистскую общину, в которой растворен индивид.

В общественно-политических формациях нет разделения экономической и политической систем. Автократическое государство выполняет в них экономические функции и в этой части функционально входит в структуру экономики как собственник средств производства. Не частные собственники с помощью рынка определяют производство, распределение, обмен и потребление благ, а государство через многочисленную, разветвленную, иерархическую систему чиновничества. Административная, а не рыночная структура отношений собственности выступает формой производственного процесса по отношению к его технологическому содержанию. Государственное распределение материальных благ (природных, трудовых, личных), ставших собственностью государственной власти, становится мощным орудием управления людьми: перераспределения земли, организации общинных работ, межобщинных конфликтов и т. д. Государственная собственность на средства производства и произведенные блага выступают формой политико-экономической власти, правом и способностью использовать средства производства по своему усмотрению, профессионализму, силе. В такой общественной формации уровень потребления зависит от места в бюрократической пирамиде власти. В результате государственная экономика характеризуется рентным типом присвоения благ.

Базисная система общественно-политической формации — политическая система — образуется единством политической элиты и автократического государства, ориентирована на усиление политической власти. (См. параграф 2, гл. 18.) Она является источником административно-командной власти, связывающей в единый строй коллективистские общины, преодолевая их самодостаточность и автаркию; осуществляет рсдистрибуцию природных (земля и вода) и произведенных благ; организует межобщинное производство на основе государственной собственности на средства производства; поддерживает соблюдение моральных и государственных норм; защищает от нападения и само нападает на другие общества. Разветвленный, вертикально организованный административный аппарат представляет собой нервную систему, которая организует отношения на всех уровнях политического общества. Это хорошо видно на примере Советского Союза и стран советского социализма.

Государственное перераспределение федистрибуция) благ — важнейшая функция авторитарного государства. Она отличается следующими признаками: 1) возникает на таком уровне экономики, когда появляется прибавочный продукт; 2) представляет собой изъятие центральной властью прибавочного, а нередко и необходимого продукта у производителей; 3) предполагает централизованное перераспределение общественного продукта между чиновниками и остальными членами общества; (4) не носит экономического характера, а представляет собой неэквивалентное перераспределение благ (пищи, одежды, работ и т. п.). В завоевательных войнах у побежденных изымается и прибавочный, и необходимый продукт.

Вспомогательная система общественно-политической формации включает в себя церковь, тоталитарную партию, науку, образование, СМИ, искусство (литературу, поэзию, живопись, скульптуру). На эту систему тратят громадные средства из бюджета государства. Она становится духовным обручем, скрепляющим основные социальные общности, системы общества: демосоци- альную, экономическую, политическую, духовную. Этой системе присущ утопизм, мифологичность, вера. В ней говорится о высоком смысле существующего общества, якобы ориентированного на служение богу (фараону, Инке) или, скажем, строительство коммунизма. Идеология, господствующая в обществе, проникнута заботой или о боге, или о счастье народа (например, сталинскую Конституцию 1937 года либо северокорейскую идеологию чучхе), но жизнь подавляющего большинства людей далека от счастливой (например, полуголодное существование советского населения при Сталине, перемежавшееся истинным голодом, или нынешний хронический голод в КНДР).

Церковь (или КПСС в советском обществе) — это социальный институт, включающий в себя жрецов и религиозные доктрины, религиозное чиновничество, верующих. Для политических обществ характерна система богов, жрецов, религиозных ритуалов, богатство церковной утвари и храмов, на сооружение которых не жалеют ни материальных, ни людских средств. И это разумно, так как религиозная идеология создаст основу нравственных норм, без которых население останется толпой в «борьбе всех против всех». Духовные институты становятся властью иногда более сильной, чем политическая. Идеология внедряется в сознание людей и утверждает естественность, богоданность и незыблемость наличного политического базиса.

Во вспомогательную систему политического общества входит часть художественной системы (литературной, музыкальной, живописной и т. д.), которая выражает интересы политического базиса и укрепляет его с помощью художественных произведений. Деспотичность власти сказывается на творчестве: выйти за пределы традиции мастерам, скованным нормой — она жестко обусловлена господствующей религией или идеологией — трудно. Им не хватает свободы творчества, как и вообще свободы жизни, которая в общественно-политической формации регламентирована. Несвобода духа, жесткая нормативная традиция, переходящие в ментальность, мировоззрение и навыки, — духовные причины отставания политического общества от экономического.

Стратификационная система общественно-политической формации включает в себя: политическую элиту (высшую, среднюю и низшую); чиновничество, являющееся исполнительным классом элиты; интеллектуалов, обеспечивающих образование, искусство, науку; трудящихся материального производства (рабов, крепостных, пролетариев). Решающая роль в политическом обществе принадлежит политической элите (господствующему классу), ее уму, воле, профессионализму, организованности, идеологии. Она разрабатывает мировоззрение общества и организует его реализацию в демосоциальной, экономической, политической (в том числе военной) и духовной сферах.

Таким образом, политической (автократической) является общественная формация, базис которой образован автократическим государством, политические интересы превалируют над де- мосоциальными и экономическими, для которой характерна эксплуатация трудящихся государственной властью, ограничена свобода творчества. Политические общества реализуют интересы народов в защите, нападении, порядке, т. с. в безопасности. Главной адаптивной системой общества становится военно-по- литическая (армия, уголовная и тайная полиция). В таком обществе автократическому порядку придается сакральный смысл, и он в виде в виде идеального образа, «рая на земле» провозглашается главной целью общества. Сущность подобного общества образует ценностнорациональное поведение людей, подчиненное какой-то идее: мировому господству (Македонский), славянскому единению (русские императоры), социальному равенству (коммунисты), «жизненному пространству для арийцев» (Гитлер). Опыт советской России показал, что авторитарное государство способно воссоздать из своих остатков себя, а затем и соответствующую себе азиатскую формацию в новом варианте. Политическое общество - «закрытое общество», т. е. ему «...доступна всего одна концепция организации — та, что санкционирована властями и принудительно реализуется», — пишет Дж. Сорос.

Понятие политического общества есть синтез военного общества по Спенсеру, общественно-экономической формации Маркса и социальной системы Парсонса. Перефразируя Маркса, можно сказать о нем следующее. Возьмите определенную ступень в развитии автократического (деспотического, тоталитарного) государства, и вы получите определенную форму государственного: производства, распределения и потребления. Возьмите определенную форму государственного производства, распределения, потребления, и вы получите определенную организацию семьи, образа жизни и т. д. Все названные элементы образуют в своем взаимодействии общественно-политическую формацию. Люди не вольны в своем авторитарном государстве: они застают его готовым и лишь потом начинают изменять его.

Типы общественно-политических формаций

В известной нам истории человечества можно выделить два типа политического общества, соответствующие двум технологическим стадиям: 1) аграрно-политический (азиатский) тип общества, существовавший в виде громадных, сменявших одна другую восточных империй: Древнего Египта (III династия Ура; XXII-XXI вв. до н. э.); Китайской, Персидской, государства ацтеков и других; 2) индустриально-политический в советской, фашистской, нацистской и схожих формах в начале XX века. В подобном обществе деспотическая политическая система — базис общества — достигла своего совершенства в организации исходных и вспомогательных систем, подавлении личности.

Азиатское общество представляет собой тип общественной формации, (а) возникший из первобытнообщинного строя примерно в конце IV тысячелетия до н. э. после изобретения и распространения железных орудий; (б) относительно самостоятельный и (в) имеющий свою историческую логику. Оно представляло собой земледельческое или скотоводческое царство и выполняло две функции: 1) защиты-нападения и 2) организации демосоциального быта (питания, жилья, деторождения и т. д.). Подобные общества окружало множество первобытно-общин- ных обществ, с которыми они взаимодействовали.

Исходная сфера аграрно-политичсской империи включала в себя многочисленные аграрные азиатские общины — деревни, живущие натуральным хозяйством и небольшой торговлей. Родовое (общинное) самоуправление включало в себя два органа: деревенское собрание и вождя (старосту деревни). Первый орган олицетворял законодательную, демократическую функцию, а второй — исполнительную, авторитарную. Между ними шло постоянное противоборство по поводу интересов рода и способов их реализации.

Базисную сферу азиатской (восточной) империи образовало централизованное государство (царь, правительство, армия, чиновники: писцы, сборщики налогов и т. д.), живущее за счет ре- дистрибуции с аграрных общин и за счет завоеваний. Авторитарное государство было надстройкой над аграрными азиатскими общинами (формой их более высокой организации), не имеющими экономической возможности прожить самостоятельно.

Вспомогательную сферу аграрно-политического строя составляли мифология, религия и искусство, придающие смысл жизнедеятельности людей и государства.

Появление аграрно-деспотических (азиатских, «казарменных», патриархальных) обществ-империй обусловлено уникальном стечением обстоятельств, в число последних входили: 1) неблагоприятные природные (жара или холод), демографические (высокая или низкая плотность населения) и международные (войны) условия; 2) уровень развития сознания азиатских общинников, с помощью которого осмысливались эти объективные условия, ставились цели, выбирались средства их реализации; 3) территориальная разобщенность.

Азиатские общины представляли собой своеобразные коллективные хозяйства, в которых наряду с семейной значительное место занимала собственность общинная (коллективная). Они позволяли отдельным семьям обеспечить выживание в тяжелых условиях. Такие общины объединялись в союзы племен, в которых роль вождя и исполнительной власти возрастала. С увеличением количества племен, размеров территории, с перемешиванием племен, возникновением городов-столиц, изобретением письменности, появлением чиновничества и постоянной армии возникало государство-царство.

Раз возникнув в уникальной ситуации выживания народа, азиатские формации продолжают существовать относительно независимо от породивших их условий и возникают каждый раз при появлении схожих условий. Главной потребностью и интересом таких военных (по Спенсеру) обществ были поддержание порядка, защита и завоевание других стран. Решая задачу выживания и процветания, централизованное государство превращало людей в подданных и «винтики» государственной машины.

На территории России после ордынского завоевания сложилась аграрно-крепостническая формация, представлявшая собой разновидность азиатской. Она возникла при Иване Грозном, расцвела при Петре I и пришла в упадок при Николае I. В начале XX века на территории России существовало два типа общественного строя: аграрно-крепостнический и индустриально-капиталистический. Между ними шла ожесточенная борьба, в процессе которой индустриально-капиталистическая формация постепенно занимала ведущее положение и шла на смену аграрно-крепостнической. Кратковременную политическую победу индустриально-капиталистического строя ознаменовала в 1917 г. февральская буржуазно-демократическая революция. Этот строй не состоялся вследствие слабости российской буржуазии и силы большевистской реакции. Вместо него в стране постепенно укрепился индустриально-крепостнический («про- летарско-социалистический», советский) строй.

Хайек формулирует следующие общие причины возникновения индустриально-политических обществ в начале XX века: 1) разрушение прежних обществ, их институтов, озверение народных масс в результате Первой мировой войны; 2) неоправданное стремление, якобы «научное», к «простым» решениям в политике, экономике и т. д. — решениям, предполагающем насилие; 3) опора на инстинкты толпы, ее патриархальные, коллективистские, уравнительные представления, сохраненные в социальной памяти народа, которыми манипулировали тоталитарные партии СССР, фашистской Италии, нацистской Германии.

Исходную сферу советской формации составили: 1) многонациональное, многоконфессиональное, патриархальное, пролетарское, аскетическое население, государственно-распределительная и уравнительная демосоциальная системы; 2) социалистическая, централизованная, монополистическая государственная экономика. Советские производители-потребители оказались под полным контролем государственной власти. Специализированные (сельские, промышленные, транспортные, научные и прочие) трудовые коллективы, объединенные в общество-государство, образовывали своеобразную иерархию: ГУЛАГ (рабы), колхозы (крепостные крестьяне), промышленные предприятия (крепостные рабочие) и т. д.

В базисную систему советского общества вошли: 1) вооруженная коммунистической идеологией советская номенклатура — господствующий класс; 2) тоталитарная политическая система (КПСС, КГБ, МВД, армия, Госплан, министерства и т. д.), ядром которой была номенклатура; 3) административно-командные отношения к исходной и вспомогательной системам. Базис советской формации содержался за счет предельной реди- стрибуции и эксплуатации населения государством. Если в аг- рарно-азиатских обществах деспотическое государство взимало с населения дань в форме продуктов, денег, труда, то советский базис превращал каждого человека в бесправный «винтик» государственной машины, полностью починял себе человека и его труд. Целью базиса советского строя было увеличение его мощи для подавления народа и достижения мирового господства.

Роль нормальных денег в общественно-политической формации ограничена. Главную роль играют административные деньги, которые представляют собой «бумажные знаки, выпускаемые государством и обеспечиваемые не золотом или валютой, а властной силой государства, исключающего из оборота весь остальной денежный материал. Здесь деньги тоже дают власть над людьми, но сами они лишь инструмент самой власти. Законны платежи только этими «живыми деньгами». Например, магазины «Березка» в СССР по чекам Внешторгбанка («специальным деньгам», приравненным к иностранной валюте) продавали импортные товары. В таких условиях золото, серебро, чеки, векселя, ценные бумаги — в лучшем случае лишь суррогаты денег.

Вспомогательную сферу советского общества составили отделы пропаганды и образования ЦК КПСС, подконтрольные им СМИ, советская система образования, «социалистическое» искусство и т. д. Они были заняты коммунистическим воспитанием людей, формированием «нового» (советского) человека, которому данный общественный строй стал бы родным. Вспомогательной сфере общественно-советского строя это в значительной мере удавалось: громадная часть населения, особенно молодежь, свято верила в идеалы коммунизма. Схожие процессы наблюдались в фашистской Италии и нацистской Германии.

Функциональная структура политического общества (аграрного и индустриального) включает в себя: 1) господствующий класс — номенклатуру во главе с вождем; 2) исполнительский класс — бюрократию; 3) трудящихся (интеллектуалов, рабочих, крестьян); 4) заключенных — противников данной общественно-политической формации. Номенклатура и чиновничество остаются вне контроля народа. Интересы народа и политической элиты могут совпадать во время войн или природных катаклизмов. Противоречие между политической властью и народом — основное в политической формации.

Джордж Сорос пишет: «Советская система, пожалуй, самая всеобъемлющая форма закрытого общества в истории человечества. Она пронизала практически все аспекты жизни: политический и военный, экономический и интеллектуальный <...> Переход от закрытого общества к открытому требует коренной ломки существующего режима, которую невозможно осуществить без внешней помощи». По словам Ивана Солоневича, «если Москва была тягловой империей, а Петербург был рабовладельческой, то СССР стал каторжной».

Советский строй был чрезвычайно затратным: по оценке Р. Конквеста, этот строй уничтожил около 40 млн человек. Большевики навязали его России вместо капиталистического. Главная причина краха советского строя — в мизерности его де- мосоциальных достижений по сравнению с заплаченной за них чудовищной ценой, с достижениями буржуазного социализма на Западе и с обещаниями коммунистов. «Таким образом, обернувшаяся катастрофой встреча человечества в XX веке с коммунизмом, — пишет 3. Бжезинский, — дача болезненный, но крайне важный урок: утопическая социальная инженерия находится в фундаментальном противоречии со сложностью человеческого бытия».

Советский строй был не только азиатским (традиционалистским), но включал в себя и частичные заимствования из экономического строя, о котором речь пойдет дальше. Это были технические, научные, образовательные и идеологические заимствования. Но они вели не к его ослаблению, а к усилению. Александр Ахисзер отмечал: «...в России коммунистическое движение пыталось изменить западный идеал коммунизма, с тем, чтобы соединить ценности науки и техники, машинной цивилизации с общинными идеалами крестьянства, чтобы создать общество-общину». Подобные заимствования, с одной стороны, усиливали военное могущество советского строя, а с другой стороны, создавали слой образованных людей, перераставших его.

Таким образом, азиатские общества (в том числе и Россия) прошли следующие этапы развития: 1) первобытно-общинное; 2) аграрно-крепостническое; 3) крепостнически-капиталистическое (для России — 1861 — 1917 г.); 4) советское (тоталитарно-индустриальное) (1917-1993 г.). Развитие политических обществ шло в направлении от большей свободы (меньшей эксплуатации и угнетения) трудящихся к меньшей (большей эксплуатации и угнетению), от меньшей централизации и подчинения трудящихся к большей, от подчинения трудящихся в одном отношении (трудовом) к подчинению их и в других отношениях (ограничение политических свобод), от использования грубых средств подчинения (оружия) людей, институтов и организаций до более тонких (манипулирование сознанием через СМИ).

Черты общественно-политических формаций

Развитие политического общества проходит стадии становления, расцвета (могущества), упадка и деконструкции в иной строй. Причинами упадка старой общественно-политической формации и становления новой служат деградация политической элиты, ослабление авторитарной политической системы, упадок экономики, утрата веры в духовно-идеологические ценности, дезинтеграция прежних систем. Главная причина развала политического общества — это противоречие между возросшими потребностями - людей, обороны, науки, образования — и неэффективностью (производительностью, качеством, ресурсоемкостью) государственной экономики, целью которой было в основном производство средств производства и оружия.

В политическом обществе акцент делают на централизации власти, бюрократизации и идеологизации общественных связей. В экономике акценты смещаются из сферы производства в сферу распределения, что позволяет назвать такое общество распределительным. Государственные структуры, занимающиеся государственным перераспределением произведенных благ, не знают частного права, основаны на бюрократической власти и личных (и клановых) интересах. Государственное распределение представляет собой властно-воле вой импульс, идущий сверху вниз, имеющий принудительный характер только для нижестоящих. В политическом обществе нет гражданского сообщества, а есть масса подданных. Обмен деятельностью в нем происходит посредством бюрократа-распределителя. Обладая правом власти, он не нуждается во власти права.

Нельзя утверждать, что государство в общественно-политической формации — только эксплуататор и угнетатель. Общественные фонды (результаты редистрибуции) всегда используются на содержание государственного аппарата, который защищает весь народ от нападений, поддерживает порядок в обществе, способствует нормальному функционированию государственной и частной экономики, жизни трудящихся. Значительная часть страхового фонда используется во время войн, стихийных бедствий, а авторитарная власть оказывается способом защиты трудящихся от произвола чиновников.

Политическим обществам присущ ряд органических пороков. Под свои замыслы вождь и номенклатура способны сконцентрировать все наличные ресурсы страны. Такой способ позволяет оперативно (в короткие сроки) добиться впечатляющих результатов, примером чему являются достижения Петра I и Сталина. Однако эти результаты носят чрезвычайно затратный характер, истощают страну и в конце концов кончаются се развалом. Эпоха Петра I закончилась крахом в 1917 г., а Сталина — в 1993-м.

Далее, функционирование политического общества зависят от ума, знания, воли политического лидера и элиты. Рано или поздно происходит их деградация в силу бюрократического способа ротации кадров и слабой обратной связи между элитой и прочим населением. Деградация выражается и в появлении во главе страны неполноценных (по отношению к стоящим проблемам) личностей, в неадекватных и амбициозных прожектах, на которые нацеливают страну и народ. В результате деградируют и основные системы общественной формации.

Коррупция, представляющая собой использование служебного положения (должности) в государственной власти в интересах чиновника, рано или поздно принимает в политическом обществе всеобщий характер и парализует государственную власть. Она выражается в назначении на государственные и иные должности, совершении сделок, в освобождении от судебной ответственности и т. д. за деньги и услуги, в принятии государственных решений в интересах коррумпированных групп населения. Коррупция усиливает имущественное неравенство, ставя в привилегированное положение коррумпированную часть общества. В итоге базис общества вступает в противоречие с другими системами, возникают условия для социальной (общественного строя) революции.

Пороком политического общества является также неэффективность экономики, основным стимулом которой служит насилие. Когда оно ослабевает, эффективность общественного производства падает и его не хватает на жизненные, производственные, военные, научные потребности. Тотальная редистрибу- ция труда, огосударствление всей экономической сферы, включая личное хозяйство подданных, тоже снижает эффективность экономики. Гигантские госпредприятия, раздутый чиновничий аппарат, отказ от новаций и новой техники делают экономику застойной. Советское общество так и не сумело предъявить главный показатель прогрессивности любого общества — более высокую, чем у конкурента (капитализма), производительность труда. Попытка М. Горбачева наладить советскую экономику с помощью министерства по государственной приемке продукции закончилась провалом.

Интеллектуальный слой общественно-политической формации проповедует ее справедливость, оправданность, научность и т. д. То же делают церковь или тоталитарная партия. На богов, жрецов, религиозные ритуалы, богатство церковной утвари и храмов не жалели средств, так как данные символы формировали основу нравственных норм, без которых население стало бы толпой. Не случайно многие ученые считают церковь и религию более важным элементом азиатских обществ, чем государство. Религия была высшим духовным арбитром, указывающим людям конечные цели их бытия. Идеология утверждала естественность, богоданность и незыблемость данного общественного строя. Политическое право выражало волю политического класса в форме правовых норм и обосновывало их ссылками на справедливость-равенство. Этика оправдывала политику и право господствующего класса. Часть литературы, музыки, живописи восхваляла политический тип общества.

Основу индустриально-политических (советской, фашистской, нацистской) формаций XX века образует идеологическое заблуждение, согласно которому общественный строй может быть результатом «научного» проектирования. Реализация фашистского, нацистского, советского проектов формационного переустройства показала их недолговечность и неадекватность проекту. «Мы незаслуженно льстим себе, выдавая человеческую цивилизацию всецело за продукт сознающего разума или человеческого замысла, — пишет Хайск, — либо допуская, что нам всегда подвластна сознательная переделка или сознательное сохранение всего, созданного нами без малейшего представления о том, что мы делаем <...> Многими из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивид играет не вполне постижимую для самого себя роль».

Может ли тоталитарный тип общества сохраниться в будущем? Не исключено, полагает Ф. Фукуяма. Такие типы обществ можно считать «болезнью переходного периода» от традиционного к капиталистическому (либеральному) обществу, возникающей из специфических демосоциальных, экономических, политических, духовных условий, в которых оказались страны, вставшие на путь догоняющей модернизации (сталинизма, фашизма, нацизма). В тоталитарных обществах проявляется борьба Добра и Зла, которая развивается вместе с развитием человечества.


Смежные предметы
Общество
Гражданское общество
Социальная структура общества
Развитие общества
Развитие общества: модели социального развития современного общества
Теории развития общества
Факторы развития обществКонцепции развития общества Историческое развитие общества. Исторические формы и типы обществ
Общественная формацияОбщественно-экономическая формация. Экономические обществаОбщественно-политическая формация Социальные изменения. Эволюция и революции в развитии общества
Социальные изменения в обществе и его социальное развитие
Социальная модернизация общества
Понятие и виды социальных изменений
Формы социальных изменений
Факторы социальных изменений
Теория, модели и концепции социальных изменений
Теории социальных движений
Социальные движения, их виды и причины возникновения
Понятие и классификация социальных движений
Социальное развитие и социальные изменения
Социальное развитие России
Социальные прогресс - общественный прогресс и его критерии
Социальная стабильность, её факторыУстойчивое развитие общества Глобализация, её влияние и последствия. Тенденции, плюсы и минусы глобализации
Место и роль России в процессе глобализации
Мировая система - этапы развития международной экономики
Глобализация мировой экономики