Понятие культуры и предмет культурологии

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течение длительного времени — целых тысячелетий — культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Само слово «культура» получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII в. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало прежде всего «агрокультура», т.е. возделывание, обработка, «культивирование» земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека, и в XVIII в., вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы быть культурным.

Что касается науки о культуре — культурологии, то она сложилась еще позднее, практически уже в нашем столетии. Конечно, культура изучалась и раньше. Примерно до середины XIX в. этим занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки — этнография, филология, антропология и т.д. Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871). В конце прошлого века были предприняты первые попытки создания собственно культурологии. В частности, такие попытки имели место в Германии, где в рамках новой науки рассматривалась главным образом религия. Однако в полном смысле — и по названию, и по сути — культурология родилась только в XX столетии.

Значительный вклад нее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900-1975) своей книгой «Наука о культуре» (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие — экономические, нравственные, политические отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей. Уайт ввел термин «культурология».

В настоящее время помимо теории Л. Уайта существует множество других концепций культуры и культурологии, опирающихся на самые различные методы и подходы. Все они — в зависимости от избранного подхода или угла зрения — могут быть сведены к нескольким основным видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано.

Виды и направления культурологии

Первым из них является философия культуры, которую можно определить как общую теорию культуры. Философская, или теоретическая, культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В ее предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т.д.

Вторым видом является история культуры. В той или иной мере историческая культурология также решает философско-теоретиче- ские вопросы. Однако главная ее задача — дать конкретное знание о той или иной культуре. Не предметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или же какая-либо эпоха, например эпоха Возрождения. Она не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники или имена авторов и творцов.

Третьим видом выступает социологическая культурология. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур — массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоев общества, «потребление» культуры.

К социологии культуры тесно примыкает психология культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделиться в самостоятельную научную дисциплину. Re предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно- исторические типы личности, характерные для данного общества.

В западных странах широкое распространение получила этническая, или этнологическая, культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых «архаических» народов.

До недавнего времени большое влияние имела филологическая культурология, в которой та или иная национальная культура изучается через призму языка и литературы.

В последние годы широкое распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические и некоторые другие методы, рассматривающие явления культуры через призму знака.

Развитие культурологии

В целом же культурология еще не достигла вполне зрелого уровня и пребывает на стадии становления. В ней нет еще достаточно разработанных понятий, категорий и терминологического аппарата. Тем не менее развитие культурологии идет весьма интенсивно и даже, можно сказать, бурно. На это, в частности, указывает рост числа определений культуры. По подсчетам западных исследователей, в начале XX в. таких определений было немного — около десяти. К середине века их стало более ста пятидесяти. В наши дни эта цифра перевалила за полтысячи. Культура при этом рассматривается с самых разных точек зрения. Так, многие философы-просветители, а также немецкий поэт и философ Ф. Шиллер, понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа. Упомянутый выше Л. Уайт смотрел на нес через призму традиций.

Сходные определения даются и в нашей литературе. Для русского философа Н. Бердяева культура выступает как «живая судьба народов», «неотвратимый путь человека и человечества». По мнению философа А. Лосева, «культура — это предельное обобщение всего». Другие авторы понимают культуру как память (Ю. Лотман), как творчество (А. Злобин), как духовное измерение всякой деятельности или как духовное производство (В. Ерасов), как образ жизни народа, «социальную наследственность» — по аналогии с биологической. Она также рассматривается как специфически человеческий способ жизнедеятельности.

Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать. что слово «культура» имеет три основных значения: 1) возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли; 2) образование, воспитание, развитие; 3) поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Такого взгляда, в частности, придерживается культуролог Э. Маркарян. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты — технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты — религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культ\\\'ры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Между материальной и духовной культурой имеется глубинное единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало — идеи, проекты и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму. Поэтому Н. Бердяев считал, что всякая культура является духовной. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения — скульптурного, живописного, литературного и т.д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные постройки, когда они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям: здание театра, храм, гостиница, иногда и жилой дом.

Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия: в художественном произведении главным является не материальная оболочка, но духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях нередко бывает весьма трудно обнаружить какие-либо признаки духовности. Эти различия в конкретных социально-исторических условиях могут войти не только в противоречия, но и в конфликт, приняв при этом значительные масштабы. Как раз нечто подобное случилось с культурой в XIX и особенно в XX в., когда материальная культура начала все больше доминировать над духовной.


Смежные предметы
Культурология
Культурология как наука. Предмет и функции культурологии
Развитие и направления культурологии Культурологический подход. Методы культурологии
Структура культурологии. Фундаментальная и прикладная культурология
Культура Московской Руси
Боги славянской мифологии, их имена и значение
Русская культура и русский национальный характер в истории веков
Русская культура XVI века. Русская живопись, литература и архитектура 16 векаРусская культура XVII века. Русская архитектура, живопись и литература 17 векаРусская культура XVIII в. Русская архитектура, литература и живопись 18 векаРусская культура XIX в. Русская наука, литература и живопись 19 века. Золотой век русской культурыРусская культура XX в. Серебряный век русской культуры Русский авангард. Конструктивизм, кубофутуризм и супрематизм
Культура Японии. Сравнение средневековой и современной культуры Японии