www.Grandars.ru » Социология » Культурология »

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

К числу титанов Возрождения относится прежде всего Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем. По масштабу, многогранности и сложности личности с ним не может сравниться никто.

Судьба относилась к Леонардо не слишком благосклонно. Будучи внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки, он с большими трудностями добивался достойного места в жизни. Можно сказать, что он так и остался во многом не понятым и не признанным своим временем. Во Флоренции, на родине его первых успехов, Медичи относились к нему достаточно настороженно, ценя в нем главным образом музыканта, который изготавливал необычные инструменты.

Власти Милана, в свою очередь, воспринимали его весьма сдержанно, видя в нем инженера, искусного устроителя праздников. В Риме папа Лев X также держал его на отдалении, поручая ему осушение болот. В последние годы жизни по приглашению французского короля Леонардо уехал во Францию, где и скончался.

Леонардо да Винчи действительно, оставаясь гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но и прошлому, и будущему. Он во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в XIII в., в позднее Средневековье, когда властителем дум был Аристотель.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение и развитие которого решающий вклад внес Леонардо. Вместе с тем — опять же как ученый и мыслитель — он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеи и технические проекты — замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. — будут воплощены только в XIX-XX вв.

Опираясь на те факты, что Леонардо был внебрачным сыном, что он создал немного произведений, что он творил медленно и долго, что многие его произведения остались незавершенными, что среди его учеников не оказалось высокоталантливых и т.д., Фрейд истолковывает его творчество через призму эдипова комплекса.

Однако эти факты можно объяснить иначе. Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем. Этим он существенно отличался от Микеланджело, который в цельной глыбе мрамора уже видел будущую готовую статую, для создания которой требовалось просто убрать, отсечь все лишнее и ненужное. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Он постоянно и во всем экспериментировал — будь то светотень, знаменитая дымка на его полотнах, цветовая гамма или просто состав красок. Об этом свидетельствуют его многочисленные эскизы, наброски и рисунки, в которых он как бы испытывает различные позы человека, выражения лица и т.д. Иногда эксперимент приводил к неудаче. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери».

В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, ему уже не интересно было доводить полотно до завершения. В этом смысле ученый- экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь он опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX в. французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивал меняющийся, скользящий, разлагающий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра и света. Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: «Все течет, все меняется».

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой «Джоконды». Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции. которые будут определять последующее развитие западной культуры. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. Она покоится на языке, на знании античной культуры, на интуиции, вдохновении и воображении. Вторая идет от научного познания природы. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Для нее характерны объективность, строгость и точность, дисциплина ума и познания, анализ и эксперимент, опытная проверка знаний.

У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. напротив, имеется счастливый союз. Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Художник в нем неотделим от ученого и науки. Искусство у него занимает место философии и науки. Мышление и рисунок он рассматривает как два способа познания действительности, позволяющих анализировать и понимать ее. Исходя из открытых таким образом элементов, он осуществляет новый синтез, выступающий одновременно творческим процессом, который в одном случае приводит к произведению искусства, а в другом — к научному открытию. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. У них общий метод и общие цели. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Однако уже в следующем — XVII — веке пути искусства и науки разойдутся. Равновесие между ними нарушится в пользу науки.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинный новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковым являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах. Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», которая говорит о полной творческой зрелости мастера. Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие. Эта работа поражает не только обшей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».

В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как неповторимая индивидуальность и личность. Спокойный взгляд Христа еще более подчеркивает возбужденное состояние остальных персонажей. Прекрасное лицо Иоанна контрастирует с искаженным испугом, хищным профилем Иуды и т.д. При создании данного полотна художник использовал линейную и воздушную перспективу.

Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость. тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики. Он занимается разбором и систематизацией своих записей по искусству, задумывает написать книгу о живописи. Но и этот труд он не успел завершить. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.


Смежные предметы
Эволюция культуры
Периоды развития культуры. Этапы эволюции культуры
Происхождение культуры. Теории и концепции культурогенеза
Античные представления о культуре. Средние века о культуре
Модели динамики культурыКультурная динамика Культура первобытного общества
Культура Древнего Египта. Среднее и Новое царство
Культура Древнего Двуречья. Культура Шумера
Культура Древней Индии
Культура Древнего Китая
Культура Древней Японии
Культура и цивилизация майя, ацтеков и инков
Культура мезоамерики. Цивилизация древних ольмековКультура Майя. Цивилизация древних МайяКультура ацтеков. Цивилизация древних ацтековКультура инков. Цивилизация древних инков Культура Древней Греции. Периоды Древнегреческой культуры
Культура Древнего Рима. Древнеримская цивилизация
Византийская культура, её особенности, традиции и влияние
Средневековая культура Западной Европы
Культура Возрождения. Реформация и гуманизм эпохи Возрождения
Эпоха ренессанса
Искусство эпохи возрождения. Художники и живопись итальянского возрождения
Жизнь и творчество Леонардо да ВинчиТворчество РафаэляЖизнь и биография Микеланджело. Творчество и скульптуры Буонарроти МикеланджелоРаннее ВозрождениеВысокое ВозрождениеПозднее Возрождение Северное возрождение
Искусство Северного Возрождения
Культура Нового времени
Наука Нового времени. Развитие науки в XVII веке
Искусство Нового времени. Эпоха барокко, классицизма и реализма в искусстве 17 века
Культура эпохи Просвещения XVIII в.
Культура Московской Руси
Русская культура и русский национальный характер в истории веков
Русская культура XVI века. Русская живопись, литература и архитектура 16 векаРусская культура XVII века. Русская архитектура, живопись и литература 17 векаРусская культура XVIII в. Русская архитектура, литература и живопись 18 векаРусская культура XIX в. Русская наука, литература и живопись 19 века. Золотой век русской культурыРусская культура XX в. Серебряный век русской культуры Русский авангард. Конструктивизм, кубофутуризм и супрематизм
Культура постмодернизма
Постмодернизм в философии Постмодернизм в искусстве
Культура будущего