www.Grandars.ru » Социология » Культурология »

Культура Московской Руси

Средневековая культура Московской Руси

Культура Московской Руси

Вместе с закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный период в развитии русской культуры, и с середины XIII в. в ее истории начался процесс становления и развития великорусской народности и ее духовных характеристик. Это был период формирования централизованного государства, его внутренней консолидации и укрепления международных позиций. В результате сложного и противоречивого взаимодействия этнического, исторического, политического и культурного факторов сложился новый этнокультурный комплекс, центром которого стали Северо-Восточная Русь и Москва. Естественным образом сложилась новая этнокультурная общность — великороссы, т.е. новая народность со специфическими чертами духовности и менталитета. После монгольского нашествия политика правящих кругов Руси была направлена на сохранение русской православной самобытности перед лицом внешних угроз и культурных экспансий. Это не привело к полной изоляции страны, она продолжала испытывать влияние как Востока, так и Запада, сохраняя при этом духовные связи с православными народами. В таких условиях произошло становление собственно русского культурного архетипа, получившего название Московской Руси.

Русская культура эпохи монголо-татарского нашествия

Московией называли централизованное русское государство, формировавшееся с середины XV в. и укреплявшееся еще два столетия вдали от бурной, насыщенной множеством событий жизни Европы. Первые два столетия существования Московской Руси вошли в историю русской культуры как время «собирания земель» в единое централизованное государство. Этот процесс начался при длительном княжении Ивана III и продолжился при его сыне Василии III, которого летопись называет «последним собирателем Руси». Иван IV Грозный стал первым официально титулованным русским царем. Во время его правления объединенная Русь превратилась в сильное централизованное государство. За период с середины XV в. до середины XVI в. территория Московской Руси увеличилась более чем в 6 раз.

Монголо-татарские завоеватели нанесли огромный ущерб русской культуре, но не смогли се уничтожить, не произошло даже синтеза русской и монгольской культур. Русская культура сохранила очаги своей самобытности и последующее ее развитие происходило на внутренней основе. Уже в конце XIII в. наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения русской культуры, но при этом изменилась география культурных центров. В истории этого периода особое место принадлежит Новгороду и Пскову, уцелевшим от мон голо-татарского погрома. В этих городах сохранились традиции древнерусской письменности, живописи и зодчества; они стали крупнейшими центрами русской культуры своего времени.

В середине XIV в. начался период подъема и интенсивного формирования русской культуры как национальной. Местные течения сливались в единый поток российской национальной культуры, но при ее формировании отмечены черты восточного влияния, особенно сильного с середины XIV в., когда Орда приняла ислам. Итогом этого взаимодействия стало рождение особого, специфического русского национального самосознания, для которою были характерны: соединение восточной духовности со стремлением к свободе; коллективизм и слабо выраженное личностное сознание; приверженность ценностям православия с его своеобразным миропониманием; приоритет государственных начат, интересов державы и их восприятие каждым человеком как личных. Несмотря на трагические и противоречивые события русской истории в эту эпоху, основополагающие черты культуры Руси не изменялись, продолжая дальнейшее развитие во всех сферах культурного творчества.

Монголо-татарское вторжение, продолжавшееся около двух с половиной столетий (1237-1480), легко разрушило Киевскую Русь, ослабленную княжескими усобицами и раздорами. К этому времени древнерусский этнос постарел и не имел сил для сопротивления внешним врагам. Пройдя огнем и мечом по русским землям, татары довершили распад этих земель, их дробление на множество удельных княжеств, число которых к концу XIV в. доходило до 250.

Самым пагубным образом нашествие сказалось на художественной культуре Руси, так как привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства. Наиболее значительно пострадали ремесла, а такие, как производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали, исчезли совсем. На целое столетие — с середины XIII в. до середины XIV в. — прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, особенно фресковой росписи.

Архитектура. Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство сосредоточилось в основном в двух районах — на северо-западе (Новгород и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь). Преимущественно строились небольшие четырехстолпные одноглавые храмы без притворов. В них заметны отход от крестообразной композиции домонгольского образца, влечение к классическим кубическим формам. Эти постройки очень гармоничны, производят впечатление уравновешенной пирамиды. Излюбленным строительным материалом стал белый камень (известняк) — наследие владимиро-суздальской традиции. Так строились первые каменные здания в Московском Кремле (сам белокаменный Московский Кремль был построен в середине XIV в.) — храм Успения Богородицы, Рождественский храм, Благовещенская церковь.

В это время значительно усилилась роль Новгорода как торгового и культурного центра. Монголы не дошли до города, и он не был разрушен, но первое время и там царило духовное оцепенение. Лишь к концу XIII в. жизнь в Новгороде возвратилась в привычное русло. Демократический Новгород установил прочные торговые связи с Константинополем, крупнейшими европейскими городами, Персией, Закавказьем, богател и стремился укрепить свою самостоятельность, что не могло не сказаться на развитии искусства. Само местоположение города и его большие финансовые возможности привлекали многих мастеров.

Церковь Николы на Липне (1292) стала первым каменным храмом, возведенным мосле длительного перерыва. Ее строительство дало толчок к возрождению новгородской архитектуры. При этом меняется техника кладки зданий, начинают применяться новые материалы — волховский плитняк в сочетании с валунами и кирпичом. Новгородское зодчество к XIV в. окончательно оформилось, церкви обрели пластичность, лишенную геометризма. В них чувствовались фантазия и желание создать индивидуальное произведение искусства, достойное свободного, процветающего города. Новые храмы были гораздо меньших размеров, чем постройки XI-XII вв. Талант и фантазия новгородских мастеров помогали находить для каждого храма оригинальное решение. Общим впечатлением от этих соборов является удивительная ясность художественного образа, изящество, сочетаемое с величавой суровостью. Прекрасным образцом служит церковь Федора Стратила- та на Ручью. Классический стиль новгородского храма, сложившийся во второй половине XIV в., сохранил традиции русского деревянного зодчества.

Живопись того времени сохраняла домонгольские традиции, но позднее начали появляться самобытные черты. Тогда произошло вторичное сближение с искусством Византии, переживавшим свой последний период расцвета («иалеологовский Ренессанс»). Но это не было ученичеством, как в XI в. Во всех русских городах искусство было достаточно развито. В живописи XIV в. постепенно усиливалось эмоциональное и вместе с тем живописное начало. Этот стиль нельзя еще назвать экспрессивным, но развитие происходило именно в этом направлении. При этом новгородско-псковская живопись склонялась к большей внешней свободе стиля, а московская — к сдержанности. К этому толкали и храмовая архитектура, и интерьер. В Новгороде и Пскове это были тесноватые уютные пространства с неярким освещением, а в Москве — возносящиеся ввысь хорошо освещенные стены.

Феофан Грек, великий византиец, нашедший на Руси свою вторую родину, стал выразителем новгородского стиля в живописи. Новгород вто время притягивал иностранных мастеров, которые рассчитывали получить здесь выгодные заказы; их ожидания оправдывались, так как активное строительство каменных церквей с середины XIV в. влекло за собой и увеличение объемов живописных работ. Очевидно, так в Новгороде появился и Феофан Грек. Он попал на Русь уже зрелым художником, а до приезда работал в Константинополе, Галате, Феодосии.

В общей сложности в Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве он расписал около 40 храмов, в том числе церковь Спаса Преображения на Ильине (улица в Новгороде), часть фресок которой сохранилась до наших дней и позволяет судить о его живописной манере. Наиболее характерным в художественной манере Феофана Грека является энергичный и необычайно выразительный короткий мазок, который он накладывал диагонально и асимметрично, рисуя лоб, нос, щеки, подбородок. Усилению выразительности изображений способствовал суровый колорит его красок — темно-желтых, красновато-розовых, зеленовато-синих. Характерные черты его творчества выражают идеи исихазма — религиозного учения, последователи которого верили в таинственную сущность Божественного Света, рожденного в момент Преображения Господа на горе Фавор. Этот незримый внутренний свет художник пытался передать, пронизывая светоносными бликами пространство фресок.

Еще одной идейной основой живописи Феофана является мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказывается настолько удачен от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода безжалостного судии. Поэтому в его работах лик Вседержителя являет собой воплощение всеразрушаю- щей карательной силы. Между этим грозным судией и грешным человечеством в качестве посредников выступают праведники — праотцы, пророки, подвижники. В изображении Феофана это строгие аскеты, их лица суровы, а жесты и позы величественны. Отсюда такой высокий драматизм и экспрессия фресок Грека, не имеющих аналогов ни в русской живописи, ни в византийской.

Живопись Феофана Грека стала уникальным явлением в древнерусской культуре, оказала на нее огромное влияние. Феофан и другие новгородские мастера составили своеобразную новгородскую школу живописи, характерными чертами которой были лаконичность и простота композиционного решения, точность рисунка крепких коренастых фигур, изображенных на плоскости, чистая, звонкая, красочная палитра (яркая киноварь, беспримесные синий и желтый цвета), ясность толкований сюжетов, свойственная новгородцам трезвость мироощущения.

Начало культуры Московской Руси

После долгих лет соперничества с Новгородом и Тверью Москва становится политическим и культурным центром Руси, где постепенно формируются общее русское искусство и русская культура. Переезд в Москву митрополита еше более возвысил ее, так как превратил город в общерусский религиозный центр. Со второй половины XIV в. Москва — общепризнанная столица формирующегося русского государства. О растущем потенциале города свидетельствовала Куликовская битва (1380), победа в которой позволила говорить о формировании современного русского этноса и начале нового периода в истории нашей страны. Это время становится рубежным в развитии культуры России, разделившим периоды национального унижения и нового подъема.

В Москве как политическом и религиозном центре Руси развивались все виды художественного творчества, среди которых особенно много перемен испытала русская живопись, в первую очередь иконопись и фреска. Новации проявились в пространственном решении фона и пристальном интересе художника к личности. Так, на иконе начала и середины XIV в. еще чувствуется робость народа, который боится поверить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества. Кажется, что иконописец еще не смеет быть русским. Лики на иконах продолговатые, греческие, бороды короткие, нерусские. Архитектура церквей, составляющих неразрывное целое с иконой, или греческая, или носит печать переходной ступени от греческого к русскому. Церковные главы еще слабо заострены и имеют почти круглую форму греческого купола, а русская луковица пока находится в процессе образования. Внутри храмов присутствуют греческие верхние галереи.

В иконах XV и XVI вв. поражает полный переворот. В них решительно все обрусело. Русский иконописец пережил глубокий национальный подъем, как и все общество. Руси были более не нужны иноземные учителя, ее путь определился. В иконописи это выразилось в смене греческого лица на широкое русское, нередко с окладистой бородой. Причем так пишутся не только русские святые, но и пророки, апостолы, даже Христос. Такая же трансформация видна в той храмовой архитектуре, которая изображается на иконах. Эти изменения можно назвать явлением образа святой Руси в иконописи. В дни национального унижения все русское обесценивалось, казалось немощным и недостойным. Все святое было чужестранным, греческим. Но подвиг национального возрождения возвеличил и русские храмы, и русский народный тип, и даже русский народный быт. Раньше русский народ знал Русь как место страдания и унижения, а теперь он воспринимал се в ореоле божественной славы. Иконы стали выражением души народа, его духовного облика, в них проявились глубокие философские идеи, четко показавшие суть идеи соборности, ключевой для русской культуры.

В этом процессе особенно важное значение имело учреждение на Руси патриаршества во время правления Бориса Годунова и благодаря его стараниям. До этого глава русской церкви носил титул митрополита и по рангу уступал руководителям других православных церквей. Первым русским патриархом в 1589 г. стал Иов, высокообразованный человек, крупный богослов и публицист, бывший до этого митрополитом. Во время его патриаршества все ранее сформировавшиеся черты русской культуры получили дальнейшее развитие и распространение. Например, идея соборности наиболее полно воплотилась в русском храме, который понимался как объединяющее начало, господствующее в мире. Основная идея русского религиозного искусства — соборное единение мира людей и ангелов, а также любого живого создания на земле.

Идея соборности стала основной и в иконописи XV в. Грядущий мир представлялся иконописцам в виде храма Божьего, в котором объединятся все люди, и Богочеловек окончательно победит зверочеловека. Именно поэтому в иконописных персонажах доминирует утонченная телесность, отрицание плоти, по этой причине иконы никогда не пишутся с живых людей.

Андрей Рублев, гениальный русский живописец, выразил эти идеи в своих произведениях, которые на все последующие эпохи определили стиль иконописи. Религиозная концепция, лежащая в основе творчества Андрея Рублева, отлична от принятой Феофаном Греком. Она лишена идеи мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев в отличие от Феофана видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия, и его Спас — не грозный вседержитель и беспощадный судия, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог, справедливый и благожелательный, который один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало.

Мы не много знаем о жизни Андрея Рублева, а большинство произведений, приписываемых ему, лишь предположительно принадлежат его кисти. Достоверно известно, что он написал часть иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и иконы Успенского собора во Владимире и знаменитую «Троицу» в память Сергия Радонежского. Обращение Рублева к сюжету Ветхого Завета, рассказывающему о трех путниках, явившихся благочестивым Аврааму и Сарре, было не случайным. Троица является одной из самых сложных христианских доктрин непостигаемого умом единства «неслитно соединенных» ипостасей триединого Бога. Сергий Радонежский видел в Троице идею единства, которая только и может победить рознь мира; эта идея была особенно важна для формирования идеологии объединения русских земель. Андрей Рублев в символических образах «Троицы» воплотил идею мира, согласия, единения, суть безграничной христианской любви. Для этого художник серьезно переосмыслил византийскую композицию, освободил икону от жанровых подробностей и сосредоточил внимание на фигурах ангелов. Чаша с головой тельца на столе — символ искупительной жертвы Христа, три ангела — это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Хотя ангелы едины, они не одинаковы. Их силуэты образуют круг, что достигается единым ритмом, позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Очень гармоничны краски иконы: золотистые крылья ангелов, оттененные светло-голубой краской, мягко выделены на золотом фоне. Линейный ритм иконы позволяет говорить о музыкальности автора, его способности чувствовать и умении передать в красках гармонию мира.

Главным памятником творчества Андрея Рублева в области монументальной живописи являются фрески Успенского собора во Владимире, написанные вместе с Даниилом Черным. Внешне изображение ими сцены Страшного Суда кажется вполне традиционным, но по тональности оно представляется новым явлением в мировой живописи. Древнерусские художники, как византийские и западноевропейские, воплощали в Судном дне идею возмездия за грехи человеческие. Андрей Рублев представил его как день духовного согласия людей, объединенных чувством любви. Победа русских дружин на Куликовом поле вселяла надежду на освобождение от монгольской зависимости. Этим объясняется светлый колорит рублевской росписи. Важнейшими особенностями фресок Успенского собора являются липа русского типа в противоположность традиционно удлиненным византийским, а также тяготение художника к массовым сценам.

Основным творческим открытием Андрея Рублева стал новый идеал искусства, пришедший с ним в русскую художественную культуру. В его творчестве получила глубокое выражение нравственная ценность человека, та внутренняя красота в душе человека, которая проявляется только сквозь призму высокой духовности и ценностей православия, говорящих о пути к истине, добру и красоте. Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия русская иконопись достигла непревзойденного уровня. В этом виде изобразительного искусства за Русью признается такое же первенство, как за Древней Грецией — в скульптуре, за Византией — в мозаике.

Иконостас - еще одно особое явление художественной культуры, возникшее в период монголо-татарского нашествия. Это было чисто русским изобретением, так как до того времени алтарь в русских и византийских храмах отделяла от прихожан только невысокая преграда. Одним из создателей иконостаса также стал Андрей Рублев.

В христианских храмах непременным условием любого богослужения является возможность для верующих видеть алтарную роспись, поэтому алтарная преграда в росписных церквах долгое время существовала в виде невысокой стенки с иконами деисуса. В Византии церковное зодчество было исключительно каменным, поэтому проблема высокого иконостаса никогда не возникала. На Руси, где зодчество было в основном деревянным, а каменные храмы XIV в. подолгу стояли без росписи, не существовало ограничений для увеличения иконостасов вширь и в высоту, поскольку они закрывали голые стены. В русских церквях уже с XII в. начали украшать саму алтарную преграду, превратившуюся в ряд икон различного содержания. Они не представляли собой догматического целого, какдеисус. Их можно было заменить, поменять местами.

Иконостас представляет собой образ церкви; это часть внутреннего убранства храма, повествующая о становлении церкви от Адама до Страшного Суда. В своем сформировавшемся, классическом виде иконостас состоит из пяти основных рядов (чинов), образующих высокую стенку, отделяющую алтарь от остальной части церкви. В центре — царские врата, ведущие в алтарь. Нижний ряд — местный, с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе с храмовой иконой, в честь которой возведена церковь (она помещается второй справа от царских врат). Второй ряд — деисусный, в центре которого икона с изображением сидящего на троне Спасителя, по сторонам — иконы с изображением стоящих в молитвенной позе Богоматери и Иоанна Предтечи, за ними — иконы архангелов, апостолов и святых. Выше — праздничный чин с изображением двунадесятых праздников (важнейших в церковном календаре), начиная с Благовещения и завершая Успением Богородицы. В четвертом ряду находились иконы пророческого чина, в центре которого икона Богоматери с младенцем, а по сторонам от нее — иконы ветхозаветных пророков Ильи, Моисея, Исайи и др. Последним шел праотеческий чин, в центре которого располагалась новозаветная Троица, а по сторонам — изображения библейских праотцев. Этот чин появился в иконостасе в XVI в. Иконостас венчало распятие. В шестом, дополнительном ряду могли изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и проч.


Смежные предметы
Эволюция культуры
Периоды развития культуры. Этапы эволюции культуры
Происхождение культуры. Теории и концепции культурогенеза
Античные представления о культуре. Средние века о культуре
Модели динамики культурыКультурная динамика Культура первобытного общества
Культура Древнего Египта. Среднее и Новое царство
Культура Древнего Двуречья. Культура Шумера
Культура Древней Индии
Культура Древнего Китая
Культура Древней Японии
Культура и цивилизация майя, ацтеков и инков
Культура мезоамерики. Цивилизация древних ольмековКультура Майя. Цивилизация древних МайяКультура ацтеков. Цивилизация древних ацтековКультура инков. Цивилизация древних инков Культура Древней Греции. Периоды Древнегреческой культуры
Культура Древнего Рима. Древнеримская цивилизация
Византийская культура, её особенности, традиции и влияние
Средневековая культура Западной Европы
Культура Возрождения. Реформация и гуманизм эпохи Возрождения
Эпоха ренессанса
Искусство эпохи возрождения. Художники и живопись итальянского возрождения
Жизнь и творчество Леонардо да ВинчиТворчество РафаэляЖизнь и биография Микеланджело. Творчество и скульптуры Буонарроти МикеланджелоРаннее ВозрождениеВысокое ВозрождениеПозднее Возрождение Северное возрождение
Искусство Северного Возрождения
Культура Нового времени
Наука Нового времени. Развитие науки в XVII веке
Искусство Нового времени. Эпоха барокко, классицизма и реализма в искусстве 17 века
Культура эпохи Просвещения XVIII в.
Культура Московской Руси
Русская культура и русский национальный характер в истории веков
Русская культура XVI века. Русская живопись, литература и архитектура 16 векаРусская культура XVII века. Русская архитектура, живопись и литература 17 векаРусская культура XVIII в. Русская архитектура, литература и живопись 18 векаРусская культура XIX в. Русская наука, литература и живопись 19 века. Золотой век русской культурыРусская культура XX в. Серебряный век русской культуры Русский авангард. Конструктивизм, кубофутуризм и супрематизм
Культура постмодернизма
Постмодернизм в философии Постмодернизм в искусстве
Культура будущего