www.Grandars.ru » Социология » Культурология »

Культура Древней Японии

Культура Древней Японии

Культура Древней Японии существовала примерно с III в. до н.э. и до IX в. н.э. Знакомство с ней сопряжено с большими трудностями, что обусловлено скудностью имеющихся источников и сведений о данном периоде. Это может показаться странным — если иметь в виду сегодняшнюю роль Японии в современном мире. Тем не менее положение именно таково, и оно объясняется вполне определенными обстоятельствами.

Одно из них заключается в том, что Япония заявила о себе на мировой арене относительно поздно, лишь в III в. н.э., когда многие страны уже находились на стадии перехода от древнего общества к средневековому. Второе обстоятельство связано с тем, что самые ранние письменные источники, касающиеся древнейшего периода Японии, являются китайскими, относящимися, к тому же, не ранее как к началу нашей эры.

Первые японские источники, содержащие материалы о японской истории, появились лишь в VIII в. н.э. Ими стали известные хроники — «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.). Хотя в них имеются сведения о более раннем времени, эти сведения ограничены и не уходят слишком далеко.

Наконец, часто случающиеся на Японских островах землетрясения явились причиной того, что многие памятники и свидетельства японского прошлого не сохранились и не дожили до наших дней. Эти и другие обстоятельства составляют ощутимые трудности, возникающие при изучении не только древнейшей, но и древней культуры Японии.

Тем не менее, опираясь на имеющиеся источники и сведения, можно считать, что японская земля была заселена людьми примерно 15-17 тыс. лет назад. Японский этнос сложился в результате смешения местных племен с племенами Северо-Восточной Азии и островов Тихого океана. Позднее активное участие в формировании японского этноса приняли переселенцы из Кореи и Китая. Хозяйственную основу первобытного японского общества, как и повсюду, составляли охота, собирательство и рыболовство. Первыми религиозными представлениями японцев были такие известные формы, как магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. От этого периода, известного под именем «культуры Дзёмон», сохранились причудливого вида керамические сосуды, а также фигурки человека и животных, сделанные в весьма условной манере.

В середине I тыс. до н.э. в Японии возникает сельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Процесс перехода был достаточно длительным — примерно шесть веков, с III в. до н.э. до III в. н.э.

Этот период в японской истории носит название «культура Яёй» — по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры. В этот период складываются основные элементы древне-японской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливное земледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигает выплавка металла — бронзы и железа. Бронза используется для изготовления культовых предметов — ритуальных зеркал, колоколов и т.д., а железо — орудий труда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла.

Примерно со II в. до н.э. развитие Японии идет под сильным и растущим влиянием со стороны Китая, которое сказывается как в материальной. так и духовной культуре. В частности, именно благодаря китайским переселенцам в Японии развились многие ремесла. Однако основным каналом влияния китайской культуры выступает язык. В IV-V вв. н.э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания и представления. Почти одновременное этим отмечено появление конфуцианства и буддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего спектра буддийской культуры, в особенности искусства.

В целом влияние китайской культуры было настолько значительным, что русский культуролог Н. Данилевский рассматривал японскую культуру как вариант китайской, отказывая ей в подлинной самобытности. Хотя такая точка зрения не лишена основания, она тем не менее представляется слишком утрированной. Правильнее было бы говорить о том, что уже в глубокой древности у японцев сложилась способность к усвоению знаний и умений в процессе контактов с другими народами. Именно эта способность делать чужое своим и доводить его до высших кондиции составляет, видимо, главную черту самобытности японской культуры.

Китайское влияние способствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнего общества и государства. В III-IV вв. н.э., в связи с утверждением власти племенных царей Ямато, процесс объединения страны в единое государство заметно усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл буддизм: будучи единой общегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности.

К V в. н.э. социальная структура японского общества включала в себя четыре основных слоя:

  • высшая знать — племенные вожди и родовые старейшины;
  • свободные земледельцы — общинники;
  • полусвободные ремесленники — подчиненные племенной знати;

рабы — являющиеся слугами и работниками в семьях свободных людей. Сложившееся древнее общество так и не стало в полном смысле рабовладельческим, поскольку на сохраняющиеся в нем родоплеменные отношения накладывались не только рабовладельческие, но и быстро растущие феодальные.

Что касается Японского государства, то его становление завершилось лишь на стадии раннего феодализма, в начале VII в. В официальных документах оно впервые упоминается в 607 г., когда принц-регенг Умаяло в послании китайскому императору назвал свою страну китайским словом «Жибэнь», что в японском произношении звучит как «Ниппон» или «Нихон» — страна «Солнечного Восхода».

В III-IV вв. н.э. существенно усложняется духовная жизнь японского общества. В нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозные культуры и ритуалы, включая важнейший культ предков и связанный с ним похоронный ритуал. Китайские источники сообщают, что у японцев существовал обычай, по которому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти дней не ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино, пели и плясали.

По мере развития земледелия важное место начинают занимать связанные с ним ритуалы и обряды. Один из них был весенним и означал испрашивание урожайного года, а другой — осенним и означал пробу нового хлеба. Эти обряды сохранились до наших дней, хотя по форме они, конечно, изменились: если первоначально они проводились на специально выбранной горе или в роще, где, как предполагалось, находилось само божество, то позднее для их проведения строятся храмы-святилища.

О последних веках древнего японского общества нам сообщают упомянутые выше хроники — «Кодзики» и «Нихонги». Первую из них написал Ясумаро, один из приближенных ко двору царей Ямато, а составителем второй считается принц Тонэри. Одна из основных целей этих хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царей Ямато является самой древней и самой знатной и потому наиболее достойной высшей власти.

Вместе с тем эти первые письменные памятники японской культуры содержат многочисленные мифы, легенды и сказания, переплетающиеся с историческими преданиями и описаниями реальных лиц и событий, а также другие интересные и ценные сведения. Первая часть каждой из них, излагающая историю «Века богов», рассказывает о том, как рождался мир, как появились первые божества, среди которых выделилось верховное божество — Небесная богиня Аматэ- расу.

Эти боги породили «Страну островов», и в конце концов один из потомков богов, ставший человеком, основал Японское государство и под именем Дзимму вошел в его историю в качестве первого императора, положившего начало династии Ямато. Эти мифы из хроник, культ Солнца в лице богини Аматэрасу и культ предков легли в основу японской национальной религии синтоизм («путь богов»).

Что касается японского искусства, то оно складывалось и развивалось под сильным влиянием конфуцианства и особенно буддизма, что наиболее сильно проявилось в архитектуре. Древние столицы Нара и Хэйан (Киото), как и другие города, великолепные храмы, монастыри и дворцы, строились в китайском стиле. Среди первых культовых сооружений можно назвать святилище Найку храмового ансамбля Исэ (III в.), а также святилище храмового ансамбля Идзу- мо (550). Одним из самых известных архитектурных памятников является храмовый ансамбль Хорюдзи (607) в Нара, включающий в себя Золотой храм, украшенный деревянными колоннами, и высокую пагоду с пятью крышами. Этот ансамбль с удивительной гармоничностью вписался в окружающий пейзаж и стшт классическим образцом для последующих построек. Наиболее величественным буддийским храмом стал храм Тодайдзи (VIII в.), комплекс которого занимал более 90 га. Он представляет собой самое большое деревянное сооружение: его высота — 49 м, ширина — 57 м, длина — 50 м. В нем находится гигантская статуя Космического Будды Вайрочаны высотой 18 м.

Широкое распространение в Древней Японии получает также буддийская скульптура китайского происхождения, которая в VII-VIII вв. существенно потеснила местную иконографическую традицию.

Во второй половине VIII в. появляется знаментый литературный памятник «Маньёсю» («Мириады лепестков»), ставший первой антологией народной поэзии и произведений японских поэтов IV-VI11 вв., содержащей около 4,5 тыс. стихотворений. В антологию были включены произведения Хитомаро Какиномото, мастера «длинных песен» — элегий, од и плачей, а также народного поэта Акахито Яма- бо, вдохновенного певца природы, мастера «коротких песен», создаваемых в форме пятистиший и именуемых «танка». Этот изысканный стиль остается самым популярным вплоть до наших дней.

В конце IX в. официальные связи с Китаем прерываются и японская культура отправляется в самостоятельное плавание, завершая формирование своего самобытного характера. Главные достижения придут к традиционной японской культуре позднее, в XVII в., однако необходимый для этого фундамент был заложен уже в древнем периоде. Во второй половине XX в. Япония удивит мир взлетом современной научно-технической культуры, продемонстрировав поучительный пример удачно найденного равновесия — пусть не гармонии — между современной массовой и традиционно- гуманитарной культурами.


Смежные предметы
Эволюция культуры
Периоды развития культуры. Этапы эволюции культуры
Происхождение культуры. Теории и концепции культурогенеза
Античные представления о культуре. Средние века о культуре
Модели динамики культурыКультурная динамика Культура первобытного общества
Культура Древнего Египта. Среднее и Новое царство
Культура Древнего Двуречья. Культура Шумера
Культура Древней Индии
Культура Древнего Китая
Культура Древней Японии
Культура и цивилизация майя, ацтеков и инков
Культура мезоамерики. Цивилизация древних ольмековКультура Майя. Цивилизация древних МайяКультура ацтеков. Цивилизация древних ацтековКультура инков. Цивилизация древних инков Культура Древней Греции. Периоды Древнегреческой культуры
Культура Древнего Рима. Древнеримская цивилизация
Византийская культура, её особенности, традиции и влияние
Средневековая культура Западной Европы
Культура Возрождения. Реформация и гуманизм эпохи Возрождения
Эпоха ренессанса
Искусство эпохи возрождения. Художники и живопись итальянского возрождения
Жизнь и творчество Леонардо да ВинчиТворчество РафаэляЖизнь и биография Микеланджело. Творчество и скульптуры Буонарроти МикеланджелоРаннее ВозрождениеВысокое ВозрождениеПозднее Возрождение Северное возрождение
Искусство Северного Возрождения
Культура Нового времени
Наука Нового времени. Развитие науки в XVII веке
Искусство Нового времени. Эпоха барокко, классицизма и реализма в искусстве 17 века
Культура эпохи Просвещения XVIII в.
Культура Московской Руси
Русская культура и русский национальный характер в истории веков
Русская культура XVI века. Русская живопись, литература и архитектура 16 векаРусская культура XVII века. Русская архитектура, живопись и литература 17 векаРусская культура XVIII в. Русская архитектура, литература и живопись 18 векаРусская культура XIX в. Русская наука, литература и живопись 19 века. Золотой век русской культурыРусская культура XX в. Серебряный век русской культуры Русский авангард. Конструктивизм, кубофутуризм и супрематизм
Культура постмодернизма
Постмодернизм в философии Постмодернизм в искусстве
Культура будущего