www.Grandars.ru » Социология » Общество »

Каналы и факторы социальной мобильности

Виды и примеры социальной мобильности

Анализ причин социального неравенства всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повышения своего социального статуса и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспеченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непременно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстрируют примерами головокружительной карьеры миллионеров, начавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

Горизонтальная мобильность — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое переметение будет означать горизонтальную мобильность;

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность — выявляется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть российского населения, возможно даже большинство, перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства из них носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность — довольно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом, на при мер, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

Сегодня в России каналы вертикальной мобильности при декларируемом равенстве всех перед всеми для многих слоев населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам: весной 2006 г. 16 % россиян оценивали свой социальный статус в обществе как хороший, ровно столько же — как плохой, а остальные 68 % — считали его удовлетворительным. Не удивительно, что при опросе молодежи относительно ее основных жизненных опасений выявилось следующее (табл. 1): то, что всегда и во все времена ценилось выше всего, — любовь и дружба, в жестких условиях выживания для молодых россиян перестаю быть поводом для переживаний или опасений (а может, наша молодежь очень уверенно чувствует себя в личностной сфере).

Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества (рис. 1), воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса Офаниченны для большей части молодого поколения (рис. 2).

Таблица 1. Динамика различных опасений молодежи,%

Опасения в жизни

1997

2007

Не встретить любимого человека

10

14

Проблема с устройством на работу

19

23

Остаться без материальных средств к существованию

52

54

Опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности

38

39

Не суметь создать свою семью

14

14

Невозможность получить хорошее образование

10

10

Потерять работу

20

19

Боязнь ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так, как хочется самому (самой)

19

16

Остаться без друзей

28

22

Рис. 1. Численность различных социальных слоев в российском обществе, %

Из ответов молодежи становится ясно, что молодые люди, высоко оценивая значимость личных качеств, умений, квалификации, четко понимают, что в России при устройстве на работу знакомства и связи играют очень важную роль. Отметим позитивный момент: по сравнению с ответами молодежи на данный вопрос в 1997 г. современная молодежь более оптимистична и уверена в своих силах и возможности самостоятельного успеха и мобильности по сравнению с молодежью, профессиональное становление которой пришлось на тяжелые 1990-е гг.

Рис. 2. Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, (допускалось не более 3 ответов): 1 — молодежь (2007); 2- молодежь (1997); 3- старшее поколение (2007); 4 — старшее поколение (1997)

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных и в то же время — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности свидетельствуют приведенные в исторических источниках названия улиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков и т.д. Ремесленники не только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования — простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности — повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои — очень тесные — каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических. политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента — значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка — обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия — ограниченное число семей — владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и
удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках — важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием (рис. 3).

Рис. 3. Динамика владения представителями российской молодежи различными навыками, %

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, проведенного в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. Из рис. 4 видно, что за последние 10 лет структура этих оценок практически не изменилась, а незначительная динамика отражает скорее некоторый рост оптимизма. В целом в 2007 г. 76 % (в 1997 г. — 68 %) российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (рис. 4).

Рис. 4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения. Как видно из рис. 21.5, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Но на это у них гораздо меньше шансов, чем у благополучных.

Рис. 5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % работающих их представителей: 1 — уже добились; 2- хотят, но пока не добились; 3 — хотелось бы, но вряд ли смогут добиться; не было в жизненных планах

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели — очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а но социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы — воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Каналы и механизмы социальной мобильности

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-кла- новые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Механизмы социальной мобильности

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует — используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека — он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М. Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру. Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.

Факторы социальной мобильности

Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и др. — предпосылки, конкретные условия, стимулирующие действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и индивидов, как правило, воздействует множество факторов разного характера и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты, этническая или религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция: женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более высокое образование, профессиональную квалификацию, работающими на более высокой должности, в то время как для мужчин эта ситуация имеет обратный характер.

Еше одна закономерность, связанная с корреляцией между ранней социализацией людей и их последующей профессиональной активностью: выходцы из сельских поселений, из провинциальной, слабо дифференцированной среды демонстрируют в среднем меньший темп социального продвижения и более узкие возможности варьировать области приложения своего труда, чем выходцы из городских поселений, из урбанизированных центров.


Смежные предметы
Общество
Гражданское общество
Структура общества
Социальная структура общества - стратификация и мобильность
Структура и элементы общества
Понятие социальной структуры
Социальное неравенство в обществе
Стратификация современного российского общества: социальная структура общества в России
Критерии социальной стратификации
Система стратификации. Типы стратификационных систем
Теории социальной стратификации
Стратификация общества
Типы и виды социальной стратификации
Средний класс и проблемы его формирования в России
Социальные классы в обществеСтраты в обществе, их признаки и понятие в социологииСоциальные слои в обществе Понятие и типы социальной мобильности
Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность
Социальная мобильность П. Сорокин. Концепции социальной мобильности
Социальная мобильность в обществе
Каналы, факторы и примеры социальной мобильности
Процессы социальной мобильности в России
Глобализация мировой экономики