www.Grandars.ru » Социология » Основы социологии »

Характеристика социальных групп

Понятие и типы социальных групп

Характеристика социальных групп

Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне непосредственного опыта личности группа — это и есть общество, «другие люди». Можно сказать, «социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других».

Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Социальной взаимосвязью будем называть взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени.

Социальная взаимосвязь бывает двух типов:

  • экспрессивная — образующаяся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между теми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости, — родственниками, друзьями, товарищами;
  • инструментальная — лишенная эмоционального аспекта и образующаяся в процессе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели. Такие связи обычно называют чисто деловыми.

В соответствии с этими критериями социальные группы делятся на первичные и вторичные.

Первичная группа - это группа, члены которой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни.

Вторичные группы - это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, объединенные связью второго типа, т.е. находящиеся между собой в безличных отношениях.

Например, семья — это первичная группа, а школьный класс, студенческая группа — вторичные. Между первичной группой и вторичной возможны взаимопереходы. Нередко люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели,тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимы друг для друга. Например, в студенческой группе возникают дружеские союзы и любовные пары.

Образование первичных групп более вероятно при выполнении следующих условий:

  • чем меньше численно вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами сложатся тесные доверительные отношения;
  • частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами способствуют углублению их взаимоотношений.

Первичные группы составляют основу социальных отношений.

Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется бОльшая часть потребностей индивида, таких, как потребность в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому более эффективно функционируют вторичные группы, в рамках которых образовались прочные первичные связи. Например, чем крепче первичные групповые связи в воинских частях, тем большего успеха они добиваются в бою.

В-третьих, первичные группы являются мощным инструментом социального контроля. Они добиваются от индивидов поведения, соответствующего нормам и ценностям, принятым в группе. Для индивида порицание и санкции со стороны членов первичной группы зачастую более значимы и весомы, чем критика «общества в целом».

Внутренняя группа - это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит.

Внешняя группа - группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит.

Различия между двумя типами групп подчеркиваются с помощью личных местоимений «мы» и «они». Поэтому внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп говорит о наличии границ — социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Одни границы основываются на территориальных принципах (квартал, район, обшина, страна), другие связаны с социальными различиями (этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс). Границы не дают «чужакам» проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

В ситуациях, в которых присутствует элемент соперничества, повышается осознание индивидом внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп. Это показал эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961).

Объектами исследования Шерифа были мальчики 11 — 12 лет, здоровые, хорошо адаптированные в социальном плане подростки из благополучных семей среднего класса. Эксперимент проводился в условиях летнего лагеря.

Мальчиков разделили на две группы. В первую неделю жизни в лагере мальчики в обеих группах поближе познакомились друг с другом, выработали неписаные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и ведущие роли. В течение второй недели экспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Состязания начинались с дружеского спортивного настроя, но добрые чувства друг к другу быстро улетучились. В течение третьей недели, так называемой фазы интеграции, Шериф постоянно сводил обе группы подростков в различных ситуациях, включая совместные трапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих. Однако эти ситуации не уменьшили напряженность между группами, а только предоставили мальчикам из двух групп дополнительный повод для соперничества, ссор и издевательств друг над другом.

Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций, и которых обе группы были вынуждены работать сообща для достижения одной цели (аварийный ремонт лагерного водопровода). Если соревнования только усиливали представления мальчиков о групповых границах, работа для достижения обшей цели уменьшила враждебность к представителям внешней группы и сгладила межгрупповые барьеры, сделав возможным сотрудничество.

Индивид оценивает себя и задает направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых представляет уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми они пользуются для оценки и организации своего поведения, также различаются.

Референтные группы — это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Именнотакие группы называют референтными.

Индивид может не принадлежать к референтной группе, поэтому такую группу следует рассматривать как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении, когда индивиды берут за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами, например, революционер — выходец из аристократических кругов, католик-вероотступник, профсоюзный деятель — реакционер, потрепанный джентльмен, предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов.

Референтные группы выполняют как нормативные функции, так и сравнительные. Поскольку индивиду хотелось бы видеть себя полноправным членом определенной группы (или он стремится к членству в какой-то группе), он принимает групповые стандарты и принципы, «культивируя» соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Индивид также использует стандарты своей референтной группы для оценки самого себя как эталонную отметку, по которой он оценивает свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень.

Ощущение относительной депривации возникает, если группа, членом которой является данный индивид, не соответствует его референтной группе, и проявляется в неудовлетворенности, обусловленной разрывом между тем, что он имеет (обстоятельства, сопутствующие его принадлежности к определенной группе), и тем, что, по его мнению, он должен бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, чиновник в большей степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности.

Нередко ощущение относительной депривации приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Можно утверждать, что в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Заметим, что не все референтные группы являются положительными, и сравнением с негативными референтными группами мы стремимся подчеркнуть различия между собой и другими.

Динамические характеристики социальных групп

Социальные группы обладают динамическими характеристиками, позволяющими рассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К таким характеристикам относят размер группы, ее внутреннюю структуру (лидеры, рядовые члены, аутсайдеры), стиль руководства внутри группы, специфические феномены социальной жизни, связанные с групповым поведением.

Размер группы сам по себе во многом определяет характер внутригрупповых взаимодействий. Наиболее тесные и значимые отношения возникают в группе, состоящей из двух человек (диада), например между мужем и женой, влюбленными, близкими друзьями. В диаде чувства и эмоции, как правило, играют более важную роль, чем в многочисленных группах. Однако отношения

в диаде отличаются большей хрупкостью, чем в более многочисленных группах, и более подвержены разочарованиям.

Добавление к группе третьего члена — образование триады — в корне меняет социальную ситуацию. Группа приобретает новые возможности — образования внутренних «фракций», союзов двоих против третьего, бойкотов, выделения лидера и аутсайдера и т.д.

Согласно исследованиям психологов и социологов, оптимальная численность малой группы составляет пять человек. В такой группе никакая внутри групповая ситуация не может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко выделить мнение большинства. Кроме того, быть в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции. Такая группа достаточно велика для того, чтобы ее члены могли вполне «социально» в ней себя чувствовать — меняться ролями, свободно выражать свое мнение и убеждать в своей правоте остальных, но в то же время достаточно мала и ее члены считаются друг с другом и проявляют взаимное уважение.

Внутренняя структура группы. Без общего руководства люди начинают испытывать трудности с координированием своей деятельности, напри мер футбольная команда без тренера, армия без офицеров, предприятие без директора, университет без декана, оркестр без дирижера, молодежная группа без вожака. Следовательно, в групповом окружении некоторые члены группы имеют большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами. Малые группы способны обходиться без лидера, однако в многочисленных группах отсутствие руководства приводит к хаосу.

Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов:

  • специалист-производственник — занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению; этот тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей;
  • специалист-психолог — решает межличностные проблемы, снимает напряженность между членами группы и способствует повышению духа солидарности в группе; этот тип является экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности.

В некоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли, но обычно каждая из них выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация.

Лидеры используют различные стили руководства для оказания влияния на членов группы.

Классическое исследование стилей руководства провел К. Левин. В ходе этого исследования взрослые руководители, работавшие с группами 11-летних мальчиков, следовали одному из трех стилей руководства — авторитарному, демократическому или стилю невмешательства. Руководитель, реализующий авторитарный стиль, определял основное направление действий группы, давал поэтапные инструкции, так что мальчики имели четкое представление о будущих заданиях, назначал партнеров для работы, давал субъективные положительные и критические оценки и оставался в стороне от участия в деятельности группы. Руководитель, реализующий демократический стиль, разрешал мальчикам участвовать в процессе принятия решений, очерчивал только общие цели работы, предлагал варианты их достижения, позволял членам группы работать совместно с теми, с кем им хотелось, объективно оценивал достижения мальчиков и сам участвовал в деятельности группы. Руководитель, реализующий стиль невмешательства, вел себя пассивно: предоставлял материалы, давал советы и оказывал помощь только по просьбе членов группы, отказываясь оценивать результаты работы.

Исследователи обнаружили, что авторитарный стиль руководства приводил членов группы к полному упадку сил и вызывал у них враждебные чувства к своему руководителю; производительность оставалась высокой только в присутствии руководителя, нос его уходом она значительно понижалась. При демократическом стиле руководства члены группы ощущали большее удовлетворение, были ориентированы на задачи группы и дружелюбны, проявляли самостоятельность (особенно в отсутствие руководителя) и низкие уровни межличностной агрессии. Стиль невмешательства привел к низкой производительности и высоким уровням межличностной агрессии.

Подчеркнем, что эксперимент проводился с американскими подростками, воспитанными на демократических принципах. При иных условиях и в другой культурной среде может оказаться более предпочтительным авторитарный стиль руководства. Высокий процент авторитарных лидеров в развивающихся странах позволяет предположить, что в условиях высокой напряженности население страны может счесть предпочтительным директивное правление. Однако не менее логичным представляется объяснение, согласно которому в подобных обстоятельствах авторитарным правителям проще захватить и удерживать власть.

Феномены социальной жизни, связанные с групповым поведением

Согласно старинной пословице, «когда рук много, работа идет легче». Однако, как выясняется, эта пословица не соответствует истине. Например, можно было бы ожидать, что три человека будут тянуть канат в 3 раза интенсивнее, чем один, а восемь человек — в 8 раз сильнее. Наделе выходит противоположное. Исследования показывают, что если усилия одного человека, тянущего канат, равны 4 кг, то усилия каждого в группе из трех человек составляют 3,6 кг, а в группе из восьми человек — 1,9 кг. В качестве одной из причин можно назвать неправильно скоординированные усилия. Однако, когда участникам эксперимента завязывали глаза и убеждали в том, что они тянут канат не в одиночку, а вместе с группой, они тоже не перетруждали себя. Очевидно, когда люди работают группами, они прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы. Этот феномен называется социальным манкированием и позволяет предположить, что между размером группы и мотивацией индивидов существует обратная зависимость.

Социальная дилемма - ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия. Социальные дилеммы встречаются во многих жизненных ситуациях. Например, для каждого солдата, оказавшегося в окопе перед завершающим этапом сражения, представляется разумным оставаться в окопе, чтобы не быть убитым, но если такое решение примут все солдаты, сражение будет проиграно и гибель станет общим уделом. Во многих социальных дилеммах существует вероятность того, что какой-то другой член группы сможет и захочет действовать на общее благо и тогда ваш личный вклад не понадобится.

Социальные механизмы контроля способны побудить индивидов действовать в духе коллективизма, а не руководствуясь только эгоистичными соображениями. Они ограничивают те действия индивида, которые наносят ущерб общему благополучию. Часто эту функцию берет на себя государство, регулирующее доступ к различным ресурсам. Групповые нормы нередко достигают той же цели посредством неформальных санкций. Однако существуют и другие средства, побуждающие людей действовать согласованно и выбирать прообшественные модели поведения. Среди них есть такие, которые подчеркивают групповые границы и способствуют развитию необычайно сильной групповой идентификации. Более того, если индивиды чувствуют, что их сотрудничество с другими людьми вознаграждается (к примеру, равное участие в прибылях или иных благах), они бывают менее склонны к эгоистическому, индивидуалистскому поведению.

Групповое мышление является еще одной стратегией и представляет собой процесс принятия решений в группе с чрезвычайно тесными связями, членов которой настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критических способностях. В случае группового мышления члены группы испытывают иллюзию добровольности принимаемых ими решений, что приводит к гипертрофированной уверенности и большей готовности рисковать. Поэтому данная стратегия может иметь разрушительные последствия, что показано ниже на примерах.

В 1961 г. администрация президента США Дж. Кеннеди предприняла неудачное вторжение на Кубу. Большая часть из 1400 наемников кубинского происхождения, прошедших специальную подготовку в ЦРУ для вторжения на территорию Кубы, была убита или захвачена в плен войсками Кастро. Этот провал укрепил не только позиции Кастро, но и союз Кубы с СССР, и в результате ею советское правительство предприняло попытку разместить на Кубе ядерные ракеты. Позже президент Кеннеди задавал себе вопрос: «Как мы могли совершить подобную глупость?» Президент и его советники не только недооценили размер и мощь армии Кастро, но во многих случаях даже не сумели получить необходимую информацию.

Социальный психолог Э. Янис выдвигает предположение о том, что президент и его советники оказались жертвами группового мышления. Они безоговорочно верят в правоту своего дела — в нашем примере в необходимость свержения коммунистического режима Кастро, который американская верхушка считала причиной всех зол. Члены группы требуют единодушия и оказывают давление на тех, кто выражает сомнения в предложенном плане действий; они не дают хода собственным сомнениям и выполняют роль цензоров по отношению к самим себе. Действительно, позже выяснилось, что государственный секретарь Дин Раек и министр обороны Роберт Макнамара придерживались противоположного мнения относительно планов вторжения на Кубу, хотя и принимали участие во всех заседаниях верхушки.

Групповое мышление подтверждает наличие мощного общественного давления, характерного для группового окружения и оказывающего воздействие на взгляды членов группы. Хотя подобное давление влияет на поведение индивидов, часто они не осознают этого.

Музафер Шериф впервые продемонстрировал это положение на примере. Людям, видящим маленькое, фиксированное световое пятно в темной комнате, кажется, что оно колеблется во всех направлениях. Однако мнения отдельных людей о перемещении светового пятна различаются. Сначала Шериф показывал пятно света каждому испытуемому по отдельности и регистрировал их ответы. Затем он собрат в группы испытуемых с разными мнениями, снова попросил их посмотреть на световое пятно и повторить результаты своего наблюдения вслух. В этих обстоятельствах мнения людей начали склоняться в сторону групповых стандартов. Когда Шериф снова беседовал с этими же испытуемыми один на один, они уже не вернулись к своим первоначальным ответам, а продолжали придерживаться групповых стандартов. Примечательно, что многие испытуемые заявили, что пришли к этому мнению самостоятельно и групповая опенка на них не повлияла.

В эксперименте Соломона Эша испытуемые сравнивали прямые линии одинаковой длины, образованные картами из двух колод и разложенные в центре комнаты. Члены нескольких групп по девять человек в каждой произнесли ответы вслух, причем но предварительной договоренности с Эшем большинство участников эксперимента единодушно дали неправильные ответы в некоторых тестах. Несмотря на то что правильный ответ буквально лежал на поверхности, почти треть испытуемых сделала ошибки в суждениях, идентичные или схожие с намеренно ошибочным мнением большинства. Некоторые индивиды соглашаются с мнением группы, даже если для этого им приходится не верить собственным глазам.

Таким образом, когда индивиды попадают в полную зависимость от группы, они способны жертвовать собственной независимостью и ослаблять контроль над своим телом и поступками. Все это показывает, насколько важную роль в жизни человека играют группы, особенно те, в которых проходит развитие личности и в деятельности которых человек принимает ежедневное участие.


Смежные предметы
Предмет, структура и функции социологии
Социальные группы и организации
Социальные группы и организации
Социальные организации, их типы и виды
Понятие, структура и принципы социальной организации
Формы социальных организацийУправление социальной организацией Цели и элементы социальных организаций
Связь социальных институтов и социальных организаций
Понятие и виды социальных групп. Признаки основных социальных групп
Социальная группа людей
Большие социальные группы, их виды и психология
Малая социальная группа
Первичные и вторичные социальные группы
Характеристика и особенности социальных групп. Поведение в социальных группах
Социальные группы и социальные общности
Социальная общность - понятие, признаки и виды
Формы и типы социальных общностей
Этнические общности - признаки и виды социально-этнических общностейНациональные общностиТерриториальная общность - признаки и виды социально-территориальных общностей