www.Grandars.ru » Социология » Общество »

Формы социальных изменений

Формы реализации социальных изменений

Рассмотрим формы реализации социальных изменений. Наиболее изученными в этом отношении являются, пожалуй, эволюционные, революционные и циклические социальные изменения.

Эволюционные социальные изменения

Это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные социальные изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть в общем виде охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т. е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате которого постепенно изменяется вся социальная система. Сам же кумулятивный процесс (процесс накопления), в свою очередь, может быть «расщеплен» на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация — это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Посредством отбора в системе сохраняются элементы нового и как бы «отбраковываются» другие элементы.

Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они приобретают, как правило, форму социальных реформ, которые осуществляются правительствами или правительственными органами (реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П. А. Столыпина в начале XX столетия, введение нэпа в Советской России в начале 1920-х гг., современные реформы российского правительства, в частности, в области систем образования, здравоохранения и др.). Но это может быть и стихийный процесс, который осуществляется как бы сам собой. В качестве такого процесса можно указать на повышение на протяжении нескольких последних столетий среднего уровня образования населения многих стран мира и общее уменьшение числа неграмотных, хотя это число в ряде стран и остается очень большим.

Для обозначения направления некоторых процессов изменений, которые совершаются на протяжении нескольких поколений людей или даже нескольких столетий, в социологической литературе нередко используется понятие «тренд». Тренд - это направление движения событий, достаточно конкретная тенденция действий людей в определенном направлении. Так, трендами являются общий рост народонаселения планеты в целом и многих народов в частности на протяжении веков и тысячелетий; урбанизация, т. е. процесс развития городов и повышения их роли в обществе; модернизация, т. е. технические, политические, экономические и другие изменения, направленные на усовершенствования, отвечающие современным требованиям. Примерами трендов являются также такие процессы, как индустриализация, автомобилизация и т. д. Как видим, трендами могут быть и цепи непосредственно социальных изменений (урбанизация), и тенденции технического и иного порядка (электрификация, компьютеризация, информатизация), которые с необходимостью влекут за собой перемены социального порядка.

Революционные социальные изменения

Они существенно отличаются от эволюционных. Это изменения, во-первых, не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренное преобразование социального объекта, во- вторых, не частные, а общие или даже всеобщие, наконец, они, как правило, опираются на насилие.

Социальная революция — центр ожесточенных дискуссий в истории социологии и других общественных наук. Вероятно, можно сказать, что сколько слов восхищения было сказано в адрес социальной революции, столько же было и слов проклятия ей. К. Маркс называл социальные революции «локомотивами истории», т. е. движущей силой, мотором исторического развития. В. И. Ленин видел в них «праздник эксплуатируемого и угнетенного народа». П. А. Сорокин назвал Октябрьскую революцию 1917 г. «бойней». А писатель И. А. Бунин назвал свою книгу об этой революции «Окаянные дни».

Сейчас, видимо, можно говорить о довольно значительном расхождении в восприятии и оценке самого феномена социальной революции обыденным сознанием людей в России и его научным пониманием. Дело в том, что героическая и одновременно трагическая история страны в последние столетия, особенно на протяжении XX в., породила у различных слоев населения резкое неприятие идей революционных социальных изменений, негативную их оценку.

Однако исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым — ускорению преобразований в обществе. Свидетельства тому — ряд социальных революций в Европе, Северной и Латинской Америке и других регионах в последние два-три столетия.

Революционные социальные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизнедеятельности общества, а должны относиться лишь к отдельным социальным институтам или областям общественной жизни — науке, технике, сфере управления и т. д. (таковы, например, научные и технологические революции, кардинальные изменения стратегии и методов управления различными отраслями хозяйства). Нынешнее общество чрезвычайно сложно, огромно, различные его части имеют между собой тысячи, а может быть, и миллионы связей, так что одновременная переделка всего общественного организма (а тем более с применением насилия) может иметь разрушительные последствия для всего общества.

Циклические социальные изменения

Это, видимо, более сложная форма социальных изменений, так как она, по существу, может включать эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, когда мы говорим о циклических изменениях, то имеем в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Напомним, что циклами называют некоторую совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой определенный кругооборот в течение некоторого промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года (например, с сезонным характером сельскохозяйственных работ), но могут охватывать периоды в несколько лет (изменения, обусловленные экономическими кризисами и т. д.) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций).

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме: возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение новых качеств, свойств явления или же вообще возникновение нового явления. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе — социальные, экономические, политические, духовные и т. п., а также целые цивилизации. В более простой (и более распространенной) форме эта схема выглядит как ритм, т. е. как чередование в определенные промежутки времени периодов подъема (роста) и спада (кризиса).

Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности. Так что в каждый данный момент истории имеет место одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется непростой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Наглядным примером циклического характера социальных изменений является смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания (социализации), затем период активной деятельности, далее — период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому оно не похоже на предыдущие поколения. Вместе с тем каждое поколение вносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни, тем самым осуществляя многочисленные социальные изменения.

Средний промежуток времени между рождением и смертью представителей данного поколения — средняя продолжительность жизни. Этот показатель уровня жизни и темпа социальных изменений существенно менялся на протяжении истории, особенно в последние столетия. Так, еще в конце XIX столетия средняя продолжительность жизни (даже в Европе) не превышала 35-40 лет, хотя и тогда существовали старики, жившие до 80-100 лег. Ныне средняя продолжительность жизни в развитых странах поднялась до отметки в 70 лет и выше. Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения для данных условий.

Можно выделить и малые циклы, прежде всего период активной трудовой деятельности данного поколения, который составляет в современных условиях в среднем примерно 35-40 лет (с начала трудовой деятельности в 20 лет до достижения пенсионного возраста в 55-60 лет). Если за полный цикл происходит физическая смена поколений, то названный малый цикл означает смену поколений в жизнедеятельности общества.

При рассмотрении фактически всех социальных изменений нельзя абстрагироваться от циклического характера смены поколений в обществе. Преемственность поколений, во-первых, сама имеет циклический характер, во-вторых, придает циклический характер и другим социальным изменениям и определенным образом влияет на общий темп социального развития. Принципиально важное значение здесь имеет соотношение между циклом поколения людей (полным и особенно малым) и циклом поколения машин (а также овеществленных в них знаний).

Казалось бы, увеличение продолжительности жизни, т. е. увеличение длины полного цикла поколений должно вести к замедлению темпов социальных изменений. Однако в действительности за последние 200-300 лет мы наблюдаем обратную картину — ускорение темпов общественного развития. Дело в том, что можно говорить не только о поколениях людей, но и о поколениях знаний, поколениях машин (компьютеров, самолетов и т. д.). В реальной жизни мы обычно различаем старые и новые поколения техники. В научной литературе подчеркивается, что новое поколение машин — это такие усовершенствованные орудия труда, инструменты, механизмы и проч., которые хотя бы в одном, а часто и в нескольких отношениях по крайней мере вдвое превосходят прежние по своей эффективности.

В предыдущие века поколения машин сменялись очень медленно: несколько поколений людей работали фактически на одном и том же поколении техники, что было особенно характерно для сельскохозяйственного производства. После промышленной революции XVIII-XIX вв. темпы смены поколений техники возросли и стали сравнимы со сменой поколений людей. Научно-техническая революция с середины XX в. внесла во взаимоотношение этих поколений качественное изменение: теперь, как подчеркивает Э. А. Араб-Оглы, темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Так, в пределах малого цикла поколений людей в передовых отраслях производства (в наукоемких, например, в электронике, информатике и т. п.) происходит смена нескольких поколений техники.

Процесс обновления техники теснейшим образом связан с процессами старения знаний и необходимостью их обновления. Следует различать знание, овеществленное в технике, машинах и т. д., и знание живое, т. е. как бы овеществленное в самих работниках, выражающееся в их квалификации, компетентности, разрядах, ученых степенях и др.

Старение знаний определяют через интервал времени, в течение которого наличное знание, в том числе квалификация работников, наполовину обесценивается. В различных отраслях науки и техники эксперты определяют этот интервал от 5-7 до 15 лет. Во многих отраслях науки и техники он составляет 10-12 лет. Из этого следует, что указанный интервал диктует темп обновления технического оборудования, темп введения в действие, внедрения в жизнь новых поколений техники. Регулярные технические инновации за определенный промежуток времени становятся совершенно необходимым условием поддержания высокого производственного технологического уровня страны. Если же это не делается, то неизбежно соответствующее отставание.

Темп старения знаний, определяемый уже упоминавшимся интервалом, диктует вместе с тем и необходимость регулярного систематического обновления живого знания, т. с. квалификации работников. Ведь если предположить, что удвоение объема знания, необходимого для какой-либо профессии, происходит в интервале 12 лет, то человек, начав работать после окончания вуза в 23 года, уже к 35 годам будет обладать только 1/2, к 47 годам — 1/4, а к 59 — 1/8 частью знаний, необходимых для профессиональной квалифицированной деятельности в данной области. Вот почему так остро стоит вопрос о необходимости регулярного, систематического повышения квалификации специалистами всех уровней и всех отраслей науки и техники. Циклы «работающих» знаний и «работающих» машин диктуют свои требования к работающему поколению людей.

Проблема больших циклов (длинных волн)

Особое внимание многих специалистов в области социальных наук привлекает циклический характер изменений на сравнительно больших отрезках времени — в несколько десятков лет, так называемых больших циклов или длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист И. Д. Кондратьев, необоснованно репрессированный в 1930-е гг. Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и волнообразно протекающие (обратимые). К последним относятся изменения товарных цен, процентных ставок на капитал, денежной заработной платы, уровня добычи и потребления угля, производства чугуна, свинца и т. д. На основе статистической обработки стоимостных и натуральных показателей экономического развития Англии, Франции, Германии, США примерно за последние полтора столетия ученый пришел к выводу о наличии в этот период больших циклов конъюнктуры (длинных волн) продолжительностью 50-60 лет. При этом каждый большой цикл проходит в своем развитии «повышательную» и «понижательную» фазы. Материальной основой циклов Кондратьев считал обновление элементов основного капитала, в частности, развитие сети железных дорог, каналов и т. д., а также подготовку квалифицированной рабочей силы.

Кондратьев дал описание трех больших циклов подъема и спала экономической конъюнктуры за период с конца XVIII в. до 20-х гг. XX в.

Первый цикл

Повышательная волна — с конца 80-х — начала 90-х гг. XVIII в. до 1810-1817 гг.;

Понижательная волна — с 1810-1817 гг. до 1844-1851 гг.

Второй цикл

Повышательная волна — с 1844-1855 гг. до 1870-1875 гг.;

Понижательная волна — с 1870-1875 гг. до 1890-1896 гг.

Третий цикл

Повышательная волна — с 1891 — 1896 гг. до 1914-1920 гг.;

Понижательная волна — с 1914-1920 гг.

Следует обратить особое внимание на то, что поворотные точки длинных волн экономической конъюнктуры совпадают с многими важнейшими событиями социально-политической жизни того времени, такими как наполеоновские войны, революции в ряде европейских стран 1848-1852 гг., Парижская коммуна, англо-бурская война. Первая мировая война, революции в России и других странах Европы и т. л.

К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими зарубежными и отечественными исследователями на большом материале экономических и социальных показателей. Основой механизма длинных волн разные авторы называют: процесс распространения нововведений, смену лидирующих отраслей экономики, смену поколений людей, долговременную динамику норм прибыли и др. Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и как социальный, исторический и социально-психологический феномен. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) — это «периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций, таких, например, как продолжительные экономические подъемы и спады, сравнительно короткие периоды интенсивной реализации технических новшеств, пики социальной напряженности и т. д. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 50 лет (социальные, как считает часть исследователей, — через 25 лет). Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран, их проявления зафиксированы в статистике этих стран на протяжении двухсотлетнего периода истории».

Ряд исследователей полагают, что в эволюции социально- психологической сферы общества (в частности, в изменениях социально-политического климата, творческой деятельности в архитектуре, музыке, живописи) также можно выделить периоды, в которых в массе доминирует или аналитический, или синтетический стиль мышления. Колебательный процесс с полным периодом в 40-50 лет примерно соответствует смене поколений по цепочке «отцы-дети-отцы».

В целом тема циклического характера (циклической формы) социальных изменений весьма перспективна, хотя пока разработана слабо.


Смежные предметы
Общество
Гражданское общество
Социальная структура общества
Развитие общества
Развитие общества: модели социального развития современного общества
Теории развития общества
Факторы развития обществКонцепции развития общества Историческое развитие общества. Исторические формы и типы обществ
Общественная формацияОбщественно-экономическая формация. Экономические обществаОбщественно-политическая формация Социальные изменения. Эволюция и революции в развитии общества
Социальные изменения в обществе и его социальное развитие
Социальная модернизация общества
Понятие и виды социальных изменений
Формы социальных изменений
Факторы социальных изменений
Теория, модели и концепции социальных изменений
Теории социальных движений
Социальные движения, их виды и причины возникновения
Понятие и классификация социальных движений
Социальное развитие и социальные изменения
Социальное развитие России
Социальные прогресс - общественный прогресс и его критерии
Социальная стабильность, её факторыУстойчивое развитие общества Глобализация, её влияние и последствия. Тенденции, плюсы и минусы глобализации
Место и роль России в процессе глобализации
Мировая система - этапы развития международной экономики
Глобализация мировой экономики