www.Grandars.ru » Социология » Основы социологии »

Формирование общественного мнения

Общественное мнение как институт гражданского общества

Формирование общественного мнения

Общественное мнение — это состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.

Субъектом общественного мнения являются общности различного уровня, а объектом — событие, явление, процесс, социальный факт.

Этапы формирования общественного мнения

Выделяют три этапа формирования общественного мнения:

1. Зарождение:

  • возникновение интереса к явлению, факту, процессу;
  • индивидуально-групповая оценка объекта, вызвавшего интерес;
  • стремление субъекта к источнику информации.

2. Непосредственное формирование общественного мнения:

  • обмен индивидуальных и групповых мнений и формирование общественного мнения.

3. Функционирование общественного мнения:

  • мнение-оценка выступает как суждение большинства;
  • переход общественного мнения от вербальной (словесной) формы к поведенческой.

Социологи отмечают три необходимых условия функционирования и развития общественного мнения:

  • общественная значимость, актуальность проблемы, темы, события. Это означает, что общественное мнение может формироваться только в отношении тех вопросов, которые затрагивают экономические, политические и духовные интересы многих людей и имеют для них важное практическое значение;
  • дискуссионность обсуждаемых вопросов, т.е. предметом рассмотрения общественности становятся вопросы, допускающие многозначность толкования и различные оценочные суждения;
  • необходимый уровень компетентности. Под этим подразумевается понимание общественностью содержания обсуждаемых проблем, ее осведомленность в данном вопросе.

Таким образом, общественным является не любое мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.

Общественное мнение имеет следующие свойства:

  • масштабность (сфера охвата);
  • субъективная распространенность;
  • полярность (направленность);
  • поляризованность;
  • распространенность (социальный и географический ареал);
  • интенсивность;
  • устойчивость;
  • скорость формирования;
  • связность(непротиворечивость) и др.

К числу институциональных свойств общественною мнения следует отнести:

  • зрелость;
  • функциональную направленность;
  • функциональную ориентированность;
  • действенность.

Основными источниками формирования и развития общественного мнения являются: 1) непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений, высказываний; 2) средства массовой информации, оказывающие целенаправленное воздействие на мнения, оценки, поведение людей.

В зависимости от содержания высказывания общественное мнение может выражаться в оценочных, аналитических и конструктивных суждениях, в зависимости от знака высказывания — в позитивных и негативных суждениях. По своей структуре этот феномен может быть монистическим и плюралистическим. Формирование общественного мнения может быть стихийным и сознательным. Оно может содержать в себе правильные и иллюзорные представления о действительности. В последние годы набирает силу и мировое общественное мнение, предметом которого являются глобальные вопросы сохранения жизни на Земле.

В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Vox populi Б. Грушина, Левада-Центр, Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург) и др. Отметим, что в США давно и плодотворно работает в этом направлении Американский институт общественного мнения, основанный Дж. Гэллапом в 1935 г.

Необходимо помнить, что отсутствие учета общественного мнения. потеря общественной поддержки проводимого курса могут нанести серьезный удар не только по конкретным субъектам политического процесса, но и по самим основам социальной системы и государственности.


Смежные предметы
Предмет, структура и функции социологии
Социология коммуникаций
Социальное взаимодействие, его формы и виды
Система социальных взаимодействий людей в обществе
Социальная коммуникация. Коммуникативный процесс
Виды и средства социальной коммуникации
Массовая коммуникация в социологии
Неформальная коммуникация
Слухи в социологии. Динамика и результаты слухов
Социальные действия и их виды, субъекты и структура
Социальные взаимодействия и социальные отношения
Понятие и признаки социального действия. Механизм и типы социальных действий
Социальные связи и человек в системе социальных связей
Понятие и виды социальных связей. Формы и типы социальных связей
Массовое сознание. Формы массового поведения
Массовое сознание и массовые действия
Общественное мнение и его функции
Формирование общественного мнения