Этносоциология

Этносоциологическое направление в социологии — одно из важнейших направлений социологических исследований в современной России, так как пол и культурность и полиэтничность ее состава требуют учета культурного своеобразия, сложившегося в этнокультурном пространстве страны. «Любая этническая общность опирается на традиционные стандарты, нормы, образцы, стереотипы поведения, которые прочно утвердились в той или иной этнической нравственной культуре». Культура каждого этноса неповторима, ее развитие происходит в контексте взаимодействия с другими этническими культурами, и накопленный социокультурный опыт этноса становится отправной точкой в понимании инонациональных ценностей — языка, традиций и т.п. Это актуализирует вопросы и проблемы межэтнического взаимодействия, межэтнической адаптации в современном российском обществе.

Этносоциология - отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Иными словами, этносоциология изучает явления и события социальной жизни, так или иначе связанные с проблемами этносов, влиянием особенностей этнической культуры и традиций на социальную жизнь, межэтническими взаимоотношениями и конфликтами.

Если этнография рассматривает, описывает и анализирует обычаи и традиции, образ жизни и культуру, язык и фольклор различных этнических групп, то этносоциология представляет собой специальную социологическую дисциплину среднего уровня, которая исследует этнические группы, их взаимоотношения в более широком контексте социальных отношений, рассматривая их как части общества, более или менее интегрированные в него и включенные в социетальные процессы. Правомерность такого подхода определяется тем, что все происходящее с этническими группами всегда вписано в динамику общества в целом и ею же в значительной степени объясняется.

В истории социологии изначально исследование этнических традиций и обрядов имело большое значение и было сопряжено со становлением собственно социологических классических парадигм. Так, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун и другие крупные социологи и социальные антропологи прошлого обращались к исследованию этнической культуры первобытных племен, чтобы лучше понять истоки социальности как таковой. Современная этносоциология ориентирована на изучение социальных параметров взаимодействия этносов и этнических групп, происходящего в настоящее время.

Параллельно существует родственная социологическая дисциплина — историческая эгносоциология, предметом которой является этническая проблематика прошлого.

В предметную область этносоциологии входят исследования, связанные со следующими вопросами:

  • традиции как фактор, влияющий на социальное поведение индивидов и этнических групп;
  • динамика этносоциокультурных изменений, возникающих вследствие модернизации;
  • социокультурные различия между современным городом и селом;
  • социальные составляющие процесса этнической идентификации и самоидентификации;
  • динамика межэтнических отношений, в частности развитие и протекание межэтнических конфликтов;
  • мобильность этносов, межрегиональная и межгосударственная миграция;
  • происхождение и социальные особенности этнических диаспор, в том числе недавно образовавшихся русских диаспор в границах постсоветского пространства;
  • особенности языковой коммуникации в различных этнических средах, в частности процессов вытеснения русского языка и замены его языками титульных наций в республиках бывшего СССР, а также проблемы билингвизма и полилингвизма;
  • специфика внутрисемейных отношений в различных этнических группах;
  • этническая культура, межкультурные взаимодействия, роль религии вформировании межкультурных дистанций, выработка этнических стереотипов и их социальное функционирование;
  • толерантность и нетерпимость в межэтнических отношениях;
  • становление и развитие национальных и националистических движений и особенности социальных движений в этнической среде.

Поэтому можно сказать, что этносоциология представляет собой науку, исследующую специфику протекания социальных процессов в разных этнических средах и влияние этнических факторов на характер социальных изменений. В самом широком смысле предмет этносоциологии включает социальные события, процессы, связи, явления, происходящие в этнически маркированном социальном пространстве. Само социальное пространство представляет собой силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами и их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое, системное качество, отсутствующее в самих индивидах (например, государство, право, мораль); этнополе — соответственно часть социального пространства.

Все это определяет междисциплинарный характер этносо- циологии, что проявляется в использовании не только макро- и микросоциологических подходов, но и элементов культурологического, цивилизационного и социально-антропологического исследования. Например, национальное самосознание, его генезис и динамика не могут рассматриваться этносоциологией в отрыве от исследования его этнокультурных, этнопсихологических корней; изучение межэтнических конфликтов опирается на концепты и методы и этносоциологии, и конфликтологии, и социальной психологии.

Этническая социология в своих базовых теоретических посылках связана с общссоциологическими теоретико-методологическими установками и парадигмами. В частности, проблемы, изучаемые этносоциологией, соприкасаются с теорией модернизации. Представление о безальтернативное и позитивном характере модернизационных процессов долгое время господствовало в теоретической социологии как одна из ее ключевых, базовых идей. Однако в дальнейшем позитивность модернизации была поставлена под сомнение именно с позиций ее влияния на судьбы народов, ведущего к утрате этнических традиций, по тере культурной самобытности, росту фрагментации общества, социальной отчужденности, распространению специфически девиантных форм поведения в прежде традиционно ориентированных этнических группах. Стало очевидным, что полный отрыв от этнокультурного наследия, ломка традиционных социальных институтов и отказ от устоявшихся жизненных укладов способствуют нарастанию хаоса и дезорганизации в обществе, а не его прогрессу.

Проблема этнической идентичности и идентификации - одна из важнейших проблем, исследуемых этносоциологией, — тесно сопряжена с явлениями личностно-психологического и социально-психологического плана, следовательно, с социальной психологией. Действительно, в процессе становления самосознания как индивид, так и социальная группа неизбежно обращаются к осмыслению своей этнической принадлежности, поиску своих этнических характерологических черт и оснований для идентификации себя с определенной этнической группой. Это тем более справедливо, если речь идет о лицах смешанной национальности, для которых этническая самоидентификация часто становится мучительной проблемой, и число таких индивидов в современном мире с его тенденцией к взаимной диффузии этносов постоянно увеличивается. На уровне групп проблема этнической идентичности связывается с дифференциацией на «своих» и «чужих», с генезисом и развитием межэтнических конфликтов, воспроизводящихся из поколения в поколение.

Проблема этнической идентичности характерна для многонационального российского государства, особенно в условиях обострения межэтнических отношений.

Так, Институт социологии РАН при поддержке Фонда им. Ф. Эберта провел исследование на тему «Российская идентичность в социологическом измерении» в сентябре 2007 г., в ходе которого было опрошено 2000 респондентов.

Исследование показало, что идентификация по этническому признаку неуклонно растет в современном российском обществе (табл. 3.2).

Таблица 3.2. С кем испытывали чувство общности россияне в 1992-2007 гг., %

С кем испытывали чувство общности

1992

1998

2004

2007

С коллегами, однокашниками

79

87

90

93

С представителями своего поколения

82

93

94

95

С представителями своей национальности

75

88

89

92

С представителями той же профессии, рода занятий

77

90

91

94

С теми, кто разделяет взгляды респондента на жизнь

73

90

92

95

С теми, кто живет в том же городе или поселке

73

81

82

89

С россиянами

71

74

79

85

С людьми того же материального достатка

68

87

89

91

С гражданами СНГ

49

47

49

62

Со всеми людьми на планете

34

37

42

44

С общностью «советский народ»

47

47

51

58

С теми, кто близок по политическим взглядам, позициям

54

73

75

77

С теми, кто не интересуется политикой

46

69

66

75

Тот факт, что россияне в своей повседневной практике оперируют этничностью, говорит о необходимости символизации полиэтничности для России, введении системы этнического представительства, совершенствовании государственных структур для реализации интересов граждан всех национальностей и обеспечения их социального, экономического и культурного развития.

Этносоциологию сближают с политологией, основным предметом которой являются власть и процессы по ее сохранению и трансформации, вопросы политического выбора различных народов и этнических групп, влияния этнонационального самосознания и межэтнических отношений на развертывание событий политической жизни, перспектив политического развития стран, ход глобализационного процесса в аспекте геополитики. Влияние этнических факторов на политические события весьма ощутимо в многонациональных странах, подобных Российской Федерации, где на протяжении длительных исторических периодов совместно сосуществовали и были в той или иной степени интегрированы в единое социальное пространство различные, часто совершенно чуждые по культуре, религии и традициям народы и этнические группы. Межэтнические взаимоотношения и конфликты зачастую превращаются в конфликты политические, в открытое политическое и военное противостояние, и здесь тоже обнаруживаются точки соприкосновения этносоциологии и политологии. Полиэтничность России влияет на политические процессы: сказывается на распределении политических сил, обусловливая различные подспудные влияния в борьбе за доступ к власти.

Обострение межнациональных отношений в России после распада СССР вызвано актуализацией этнических ценностей в условиях крушения идеи и идеологии советского народа. Однако националистические установки как следствие социально-политического кризиса в стране, распада прежней системы ценностей и интернациональных установок в межэтническом взаимодействии пока не имеют в России особых перспектив, как бы ни старались «разогреть» общество на националистической почве политики: в настоящее время, как и в начале 1990-х гг., только около 10-12 % населения поддерживают идею «Россия -для русских!», а 65 % считают, что наша страна общий дом для «всех народов, ни один из которых не должен иметь больше прав, чем другие».

Согласно данным социологического опроса, проводившегося на юге России в феврале-апреле 2007 г. (были опрошены 550 респондентов различной национальной и конфессиональной принадлежности), был выявлен в целом высокий уровень толерантности в субъектах Южного федерального округа, однако она носит неоднородный характер и благополучнее всего с этноконфессиональной толерантностью обстоит дело в Карачаево-Черкесии и Дагестане, что во многом объясняется историческим опытом совместного проживания представителей разных этнических групп в данных регионах. Самые низкие показатели этноконфессиональной толерантности зафиксированы в Ингушетии и Чеченской Республике, что в целом соответствует характеру социально-политических и межэтнических отношений в данных республиках на протяжении последних десятилетий.

Россия — одна из самых многонациональных стран мира; точное число проживающих в ней народностей назвать сложно, так как этнические процессы и восприятие этничности меняются в соответствии с политикой и позицией власти, научными спорами этнографов и т.д. В переписи 2002 г. в нашей стране было зафиксировано более 150 наций, а в 1989 г. — 128. Рост числа народностей в России пропорционален росту национальной нетерпимости, уровень которой в советское время был гораздо ниже, чем на современном этапе развития межэтнических отношений.

Вместе с тем нельзя забывать, что память поколений хранит глубинные воспоминания о межэтнической розни, давних и недавних обидах, нанесенных друг другу этническими группами и их представителями. История народов, в том числе народов нашей страны, являет собой историю вражды и взаимопомощи этносов, покорения Российской империей этнических меньшинств Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, развития сепаратистских тенденций в границах бывшего СССР и нынешней России, отделения бывших советских республик и роста в них внутренней межнациональной напряженности, страшных фактов геноцида в Баку и Сумгаите, еврейских погромов прошлого и «мягкого» бытового антисемитизма, растущей предубежденности к «лицам кавказской национальности». Все эти явления относятся к сфере межэтнических взаимоотношений и в то же время теснейшим образом связаны с политикой. На межэтнические противоречия и застарелые обиды делают ставку силы исламского фундаментализма, создавая вполне определенные политические проблемы.

С этносоциологией соприкасаются экономические науки и в исследовании тех аспектов хозяйственно-экономической практики, которые связаны с этническими особенностями хозяйственного менталитета. Переход российского общества к рыночной системе экономических отношений обнаружил различия в степени готовности различных этнических групп включиться в рыночные формы хозяйствования, что прежде нивелировалось советским административным характером экономики. К примеру, особенности хозяйственного менталитета, исторически сложившиеся у коренного населения Тувы, стали препятствием для принятия в этой республике закона о частной собственности. В Саха (Якутии) выявилась ограниченная готовность аборигенного населения заменить в добывающей промышленности уезжающие русские кадры. Помимо этого, важными экономическими проблемами, требующими обращения к этносоциологии, стали формирование в многонациональной России этнического предпринимательства, активное включение этнических диаспор и кланов в конкурентную борьбу за контроль над ресурсами, миграция рабочей силы из национальных республик и соответствующие изменения на российском рынке труда.

Таким образом, предметная область этносоциологии существенно пересекается со сферой компетенции практически всего комплекса социальных и гуманитарных наук, что приводит к междисциплинарному взаимопроникновению подходов и методов исследования.


Смежные предметы
Основы социологии
Предмет и объект социологии
Социология: предмет, функции, структура социологии как науки об обществе
Теории социологии. Типы социологических теорий
Парадигма в социологии. Социальные и социологические парадигмы
Основы социологии. Понятие социального
Социальный закон, его понятие и признаки. Социальная иерархияКатегории социологииПонятие социологииМетоды социологии Научная социология, её особенности и причины возникновения
Структура и уровни социологического знания
Социология как наука, и её связь с другими науками
Уровни социологии. Эмпирическая и теоретическая социология
Функции социологии. Роль социологии в обществе
Экономическая социология, её предмет и объекты изученияСоциология молодежиЭтносоциология