Также проблема человека рассмотрена в философии, где данной теме посвящено намного больше текста.

Проблема человека — центральная проблема обществознания. Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии в мифологии. Философы античности рассматривали человека как образ Космоса — микрокосмос. Структурно человек рассматривается как состоящий из души и тела. Так, Платон понимал человека как комбинацию тела и души, которая принадлежит миру идей.

В Средневековье господствующим мировоззрением было христианство. Бог — центр мироздания, а человек — тварное существо, созданное по образу и подобию Бога. Будучи единством души и тела, человек изначально раздвоен и поэтому сочетает в себе и высокое, и низкое. Его тело (плоть) бренно, смертно, а душа — бессмертна.

В Новое время человек исследовался с позиций механицизма. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания. Главное качество в человеке — это его разумность. Французский философ XVII в. Рене Декарт, например, усматривал сущность человека, его специфическую особенность в разуме, в способности мыслить.

XIX и XX века прошли под знаком «антропологического бума» в философии. Проблемы происхождения, эволюции и специфики существования человека стали предметом специального философского анализа.

В современном обществознании господствует представление о происхождении человека, утверждающее, что человек — это продукт эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным. Это представление основано на эволюционной теории Чарлза Дарвина.

Эволюционная теория была дополнена трудовой теорией происхождения человека. Согласно этой теории, определяющим условием становления человека является труд. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых качеств — развитие мышления, речи и различных форм общения.

Природа человека в обществознании

По своей природе человек — биосоциальное существо, так как одновременно является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, генофонде. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и т.п.

Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человеке сложились две крайние позиции — биологизаторская и социологизаторская. Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике. Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившийся ребенок представляет собой биологическую живую систему и не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает возможностями при определенных социальных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.

Теории происхождения человека

Антропогенез — процесс, рассматривающий эволюционно-биологическое происхождение и развитие вида «человек разумный» (лат. Homo sapiens).

  • Эволюционная теория Ч. Дарвина (в основе происхождения человека лежат такие факторы, как естественный отбор и наследственная изменчивость).
  • Креационизм (человек был создан высшей силой по образу и подобию Божьему; история первых людей — Адама и Евы).
  • Теория внешнего вмешательства (человек как вид был завезен инопланетной формой жизни на планету Земля).

Отличия человека от животного:

  • анатомические (прямохождение, s-образный позвоночник, различия в строении рук и расположении большого пальца и т.д.);
  • обладание аналитическим мышлением и членораздельной речью;
  • создание, использование и постоянное улучшение орудий труда;
  • преобразовательный характер труда человека, в отличие от адаптивного характера активности животных.

Немецкий ученый Вольфганг Кёлер доказал наличие мышления у высших приматов. Однако, в отличие от человека, мышление животных можно назвать «мышлением с помощью рук». Кроме того, мышление происходит только здесь и сейчас, животное не может пользоваться методом аналогии для типизации ситуаций. Животные также не могут мыслить, если объекта, на который направлены мыслительные процессы, нет в чувствительном поле.

Человек, личность и индивид в обществознании

Человек в обществознании

Для исследования человеческой сущности существует многообразие понятий, важнейшие из которых — человек, индивид, индивидуальность, личность, характеризующие отдельного человека с различных сторон.

Понятие «человек» отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду.

Понятие «индивид» обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В этом понятии не фиксируются какие-либо особенные свойства человека. С этим понятием тесно связано понятие «индивидуальность», которое характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

В понятие «личность» вкладывается еще более узкий смысл. Личность — это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает лишь социально значимое в человеке и употребляется в оценочном смысле.

Человек личностью не рождается, а становится в процессе активной деятельности. Формирование личности происходит в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и т.п. Этот процесс называют социализацией личности. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта и осуществляется через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни.


Смежные предметы
Общество
Общество - понятие и основные характеристики социального общества
Что такое общество? Понятие и основные признаки общества
Сферы жизни общества: духовная, социальная, экономическая и политическая
Мораль и моральные нормыМоральные принципы Общество как социальная система
Цивилизацинный и формационный подходы к истории общества
Человек и личность в обществознании
Типология общества - традиционное и постиндустриальное общества
Социальные и исторические типы обществ. Классификация обществ
Первобытное обществоАграрное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное обществоИнформационное общество Правовое государство - понятие и признаки социального государства
Гражданское общество и правовое государство
Понятие и признаки гражданского общества Развитие современного российского общества
Социальная структура общества
Глобализация мировой экономики