Классификация волевых действий

Волевые действия

Характеристика простых и сложных действий

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные.

Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение действия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в форме навыков.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта — сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части дороги, — центральный мыслительный; непосредственное передвижение — моторный, двигательный; удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону. — контрольный.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Например, при стартовом рывке биатлониста доминирует моторный компонент, при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит главным образом от зрительной работы, — сенсорный. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на наличие сенсорною и двигательного компонентов, ведущим является центральный, мыслительный компонент.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Они характеризуются координационно-качественными и временными параметрами. Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называется временем реакции. Время реакции зависит: от модальности стимула; интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает время реакции); тренированности индивида; его установки на совершение данного действия; действующих органов тела (правая рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левая).

Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Простая реакция — ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Время простой сенсомоторной реакции в среднем равно 0,2 сек. Сложная реакция происходит при необходимости принятия решений (например, при красном свете — нажать на кнопку, а при зеленом — переключить тумблер).

При анализе действий, связанных с использованием техники, необходимо учитывать психофизиологические возможности человека, взаимодействующего с техникой, - оператора.

Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций; оно рассчитывается по следующей формуле: время реакции (мс) = 270*n*(n + 1), где n — число возможных альтернатив.

Все устройства отображения информации и управления должны соответствовать ряду эргономических требований, предусмотренных соответствующими ГОСТами.

Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппированы по их функциям или отношению к отдельным управляемым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть выделены размером, формой и цветом.

Воспринимая и перерабатывая информацию, оператор затрачивает на это время. Приведем некоторые данные:

  • обнаружение сигнала — 0,1 сек;
  • фиксация предмета глазами — 0,28 сек;
  • опознание простого сигнала — 0,4 сек;
  • считывание показания стрелочного прибора — 1 сек;
  • восприятие цифры или транспаранта — 0,2 сек;
  • восприятие семизначного числа — 1,2 сек.

Время реакции на раздражители различной модальности различно. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительные — на световые, самое длинное — на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими.

При управлении техникой кроме времени реакции необходимо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления.

Приведем данные о времени движения различных органов человеческого тела.

Характеристика движений — Время выполнения (сек):

  • Движение пальцами 0,17
  • Движение ладонью 0,33
  • Нажатие рукой, ногой на педаль 0,72
  • Сгибание и разгибание ноги 1,33
  • Сгибание и разгибание руки 0,72

Итак, психофизиологические исполнительские возможности человека имеют ряд ограничений.

На более высоких, интеллектуальных уровнях деятельности оператора возникают еще более сложные психологические проблемы. связанные с закономерностями памяти, мышления и принятия решений.

Основные характеристики памяти оператора: 1) объем запоминаемой информации; 2) скорость запоминания; 3) длительность сохранения; 4) полнота и точность воспроизведения; 5) готовность к воспроизведению.

Особенно интенсивно загружается оперативная память оператора (сохранение текущей быстро изменяемой информации). Средний объем оперативной памяти составляет 7 ± 2 символа.

Человек может устойчиво запомнить изменяющиеся данные не более чем двух одновременно происходящих процессов.

Основные функции оперативного мышления: принятие решений, планирование действий, решение оперативных задач. В ходе оперативного мышления оператор переводит образы воспринимаемых сигналов в динамический образ — моделирует состояние управляемого объекта. При непредвиденных отклонениях управляемого объекта от нормального режима функционирования, когда привычные способы регулирования непригодны для приведения системы в требуемое состояние, возникает необходимость быстрого решения оперативных нестандартных задач. Для этого требуется вычленение типичных ситуаций в данной технической системе и установление адекватного данной ситуации порядка действий.

Наибольшие трудности возникают, когда ситуация приобретает критический, нештатный характер.

У операторов технических систем должны быть сформированы критерии «степени угрозы» при оценке различных типов конфликтных ситуаций. Большие психические нагрузки связаны и с ситуациями, когда исполнительские действия совершаются в условиях с задержкой обратной связи, когда о результатах действия оператор узнает через длительный промежуток времени (управление крупнотоннажными кораблями, манипулирование радиоактивными элементами). Трудные задачи решает и организатор технологических и управленческих процессов. Иногда и здесь возникают ситуации, превосходящие возможности восприятия, памяти и мышления.

Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия (рис. 1). В их структуре существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатах, текущая коррекция действий и оценка итогового результата.

Рассмотрим подробнее этапы сложного волевого действия.

Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения)

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей — процесс формирования цели действия.

Рис. 1. Структура сложного волевого действия

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений - борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов — противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все «за» и «против». Особенно напряженно борьба мотивов происходит между желаниями личными и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряженность усиливается, если предстоит принять ответственное решение.

Желания различаются по их уровню, т. е. по степени социальной значимости и эмоциональной силе. Так, известный герой М. Е. Салтыкова-Щедрина не мог определить, чего ему больше хочется — конституции или севрюжины с хреном. В этом гротеске тонко подмечена несопоставимость желаний различного уровня.

Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то борьбы мотивов не происходит. Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями, в преодолении эмоций ради достижения значимой цели.

В деятельности различных людей не всегда имеет место противоборство мотивов. Часто люди руководствуются определенными постоянно доминирующими мотивами. Если эти мотивы социально ценны, то поведение человека социально адаптировано, т. е. приспособлено к требованиям социальной среды. Но некоторые люди руководствуются мотивами, не учитывающими требований среды, и их поведение становится социально неадаптированным.

Побудителями поведенческой активности являются потребности. Однако сами потребности и желания человека возникают, как правило, с учетом возможностей их реализации. Текущая ситуация сама по себе может формировать ситуативные мотивы — мотивы-стимулы.

Поведение человека направляется сложной системой факторов. комплексом мотивов. Так, в трудовой деятельности проявляется иерархия мотивов: выгоды, удовлетворенности, удобства. престижности, безопасности и др. От обшей направленности личности будет зависеть то, на каком месте окажется тот или иной из указанных мотивов, какова сила соответствующего мотива.

Кроме ценностных критериев личности на силу мотива могут влиять ясность, яркость, эмоциональность и доступность цели, имеющиеся навыки ее достижения, условия, содействующие ее достижению. Сила мотива, в свою очередь, влияет на характер совершаемого действия, например может притупить внимание к препятствиям и ограничениям. Стремясь достигнуть желаемой цели, люди нередко пренебрегают опасностями, идут на неоправданный риск, переоценивают вероятность желаемых событий и недооценивают вероятность нежелательных последствий. Можно выделить две общие стратегам поведения людей: устремленность к успеху или к избежанию неудачи. Все, что противоречит сформированной мотивации, вызывает чувство дискомфорта — когнитивный диссонанс. Собственная позиция человеку обычно кажется более правильной и справедливой, чем позиции других людей. Чтобы реализовать свою установку, люди часто выдвигают защитные мотивы, иногда и не соответствующие реальным условиям. Мотив — субъективное обоснование смысла конкретного целедостижения.

Но мотив не всегда точно отражает в сознании то, что действительно побуждало человека к действию. Иногда специальное побуждение человека к осознанию мотива собственного поведения приводит его к критической оценке своего поступка и изменению поведения.

Итак, исходными факторами деятельности являются потребности, установки, жизненные позиции человека, на основе которых формируются соответствующие мотивы деятельности. Возможная борьба мотивов завершается принятием решения.

Принятие решения — выбор из ряда возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности

Принятие решения — выбор варианта поведения в ситуации неопределенности. Выбор может быть транзитивным - обоснованным, оптимальным, учитывающим условия развития событий, и нетранзитивным - неоптимальным, когда не анализируются реальные возможности, варианты развития событий.

Действия, совершающиеся без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации планов, связаны с низким интеллектуальным уровнем субъекта, ограниченностью его оперативной и долговременной памяти, существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере.

Различаются следующие типы принятия решений:

  • импульсивные решения (процессы построения гипотез явно преобладают над процессами контроля);
  • решения с риском;
  • уравновешенные;
  • осторожные;
  • инертные (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно).

Людям с высоким уровнем развития интеллекта свойственно преобладание уравновешенных типов решений и ограничение крайних типов (импульсивного и инертного), в экстремальных условиях они наиболее эффективно сочетают риск с осмотрительностью. Люди неуравновешенные предпочитают импульсивные решения, а люди инертные — осторожные, затянутые решения.

Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но разные люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения.

Оперируя исходными данными в процессе принятия решения, человек загружает свою оперативную память, объем которой очень ограничен. Многие люди склонны облегчать напряжение, связанное с принятием решений, упрощая взаимосвязи между исходными данными, ограничивая необходимость сопоставления. Люди нередко игнорируют взаимосвязи между исходными данными, не прогнозируют возможное развитие событий.

Нередко приходится принимать решение в условиях неопределенности, предугадывать развитие событий. Определение вероятности того или иного события, т. е. относительной частоты его появления, служит основой принятия решения в рискованной ситуации.

Оценка вероятности события (если она не рассчитывается математическими методами) имеет субъективный характер. Обычно люди рассчитывают на типичные обстоятельства, учитывают только те события, которые ярко запечатлены в их памяти.

Люди склонны переоценивать вероятность маловероятных событий (например, вероятность выигрыша в лотерее) и недооценивать события с высокой вероятностью (например, неотвратимость наказания за преступление). Часто ошибочно полагают, что ожидаемые события, не наступавшие длительное время, должны наступить в ближайшее время.

Субъективные оценки очень устойчивы, а роль интуиции обычно переоценивается. Полагаясь на интуицию, люди часто принимают ошибочные решения. (Попробуем хотя бы приблизительно решить следующую задачу. Разделим мысленно земной шар на две половины. Далее, одну из половин также разделим на две части и т. п. Сколько примерно делений надо сделать, чтобы в последнем из них был получен атом? Сотни тысяч, миллионы или миллиарды? Мы интуитивно склонны согласиться с этими астрономическими цифрами. 13 действительности необходимо всего 80 делений.)

Принимая решение, люди стремятся найти ему соответствующее оправдание, убеждают себя в его правильности, преувеличивают достоинства избранного варианта действий и преуменьшают его недостатки.

Не существует эталонных решений, правильных для всех случаев жизни. Правильность того или иного решения зависит от принципов, на основе которых оно принималось, объективной значимости учитываемых факторов, их полезности в данной ситуации, для данной личности и общества (рис. 2).

Принятие решения обычно сопровождается субъективным ощущением некоторого облегчения (так как при этом снимается напряжение, характерное для борьбы мотивов), положительным эмоциональным переживанием, которое активизирует деятельность. Принятие решения завершается окончательным формированием цели действия.

Цель действия

Это психическая модель его будущего результата, которая в дальнейшем и выступает системообразующим фактором организации всех средств ее достижения.

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям определенное воздействие приобретает информационный характер.

Целеобразование и целедостижение — основная сфера сознательной деятельности человека. Благо, как говорил еше Аристотель, достигается двумя обстоятельствами — правильным определением целей и видением средств их достижения.

Основные цели жизни определяют главное содержание жизнедеятельности человека, его личностные смыслы и ценности.

Удовлетворите все желания человека, говорил К. Д. Ушинский, но отнимите у него цель в жизни и вы увидите, каким несчастным и ничтожным существом станет он. Цель в жизни — сердцевина человеческого достоинства и счастья.

Рис. 2. Детерминация поведенческих решений

Основные цели человека определяются общественными факторами, теми социальными силами, которые определяют его развитие. Однако эти факторы воздействуют на личность опосредованно, через активную жизнедеятельность самой личности.

Направленность действия на значимую для данного индивида цель, достижение которой связано с возможностью неуспеха, опасными последствиями, называется риском. В поведении людей проявляются как боязнь риска, избежание его, так и повышенная склонность к риску.

Осознание задачи и выбор способов деятельности

Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями и есть осознание задач деятельности.

Условия деятельности могут быть специально заданными (например, в математической задаче), но в большинстве случаев должны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации. Выбор способов действия также связан с более или менее значительной борьбой мотивов, поскольку одни способы могут быть доступными, но противоречащими нравственным нормам, другие — социально одобренными, но лично неприемлемыми.

Итак, соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь принимает соответствующее решение о достижении цели совокупностью конкретных действий, а затем формирует программу их реализации.

Формирование программы, ориентировочной основы действий

Уже при выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения, но после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируются развернутая программа действия, внутренний план действия, его ориентировочная основа.

Ориентировочная основа действия — система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек действует в зависимости оттого, на базе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.

Прежде чем осуществить физическое действие с материальным объектом, человек совершает эти действия в уме с идеальными образами вещей. Всякое действие выполняется в результате знания принципа действия, установления связи между целью и способами се достижения. Это знание регулирует, ориентирует действие; формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели.

Исполнение действий и его текущая корректировка

Действия исполняются определенным способом — системой операций, обобщенных действий. В трудовых процессах способы действия в известной мере предопределяются орудиями труда, правилами их применения (молоток — для внедрения одного объекта в другой, клещи — для изъятия объекта и т. п.). Но в зависимости от уровня своего психического развития, опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами. Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой действия. У каждого человека вырабатываются стереотипы, привычные способы выполнения действий: характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты, ложки, ножа и т. п.), своеобразная манера их использования. Исполнительские действия — система простых действий, реализуемая комплексом движений.

Физические действия — движения — имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакций (скорости ответа на внешний сигнал). Так, от скорости реакции на сигналы опасности зависит безопасность дорожного движения, от скорости реакции вратаря — исход хоккейного матча, от скорости реакции оператора пульта управления — безаварийность работы.

Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, типа нервной системы, возраста и пола человека, его психического состояния. Время реакции значительно увеличивается в конфликтной и тревожной ситуации.

Словесно-ассоциативная реакция отличается по времени от сенсомоторных. Реагировать словом труднее, чем движением, словесные реакции замедлены (на 0,3-0,5 сек).

Внешнее действие исполняется системой движений, которые контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств, находятся под сенсорным контролем. Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному контролю и выполнению поправочных движений. Например, с закрытыми глазами действия совершаются неточно, а если надеть на глаза призматические очки, то многие действия вообще невозможно выполнить. Коррекция действия производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней обстановке. Так, тормозя автомобиль нажатием ноги на педаль тормоза, водитель соотносит свое движение с состоянием дороги, опасностью сложившейся ситуации, весом машины, качеством покрышек и т. д.

Цель действия определяет те ориентиры, по которым корректируются действия. Так, выполняя торможение с целью обеспечить наибольшую его безопасность, водитель будет соотносить свои действия уже с другими чувственными ориентирами. Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее заданной динамической моделью действия. Неточные действия исправляются в результате анализа причин недостижения цели. При этом иногда может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно. В данных ситуациях проявляется уровень критичности мышления личности.

Система приемов, обусловленная целью, мотивами, условиями действия и психическими особенностями действующего лица, называется способом действия. Он определяется ориентировочными, психическими и сенсорно-моторными особенностями субъекта и указывает на меру психических возможностей индивида.

В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания и умения, навыки и привычки, нейрофизиологической основой которых служит динамический стереотип. Индивидуализированная стереотипность действий дает возможность идентифицировать личность по способу действия.

Способ совершения действий нельзя сводить к автоматизмам двигательных навыков. Особенности психомоторики сочетаются в способе с особенностями мышления, памяти, жизненным опытом, общими способностями и темпераментом индивида. Такое сложное сочетание многообразных факторов дает неповторимую индивидуализацию поведенческого акта, проявляющуюся, в частности, в преступлении.

Итак, достижение цели зависит от силы исходной мотивации, способности индивида к мобилизации своих психофизиологических возможностей, от анализа и корректировки промежуточных результатов. Обычно люди стремятся к наилучшему выполнению деятельности в соответствии с общепринятыми стандартами качества.

Одни люди во что бы то ни стало стремятся достичь успеха, проявляя большую инициативу и не боясь риска неудачи. Другие стремятся прежде всего избегать любой неудачи, уклоняться от таких видов и способов деятельности, которые связаны с риском, необходимостью проявлять инициативу и нести ответственность; люди такого психического склада предпочитают стратегию поведения, которая сводит к минимуму возможность нанесения ущерба своему престижу.

Достижение результата деятельности и его итоговая оценка

Целесообразность поведения определяется прежде всего достижением результата.

Нейрофизиологические механизмы результата как структурного элемента действия были поставлены в центр внимания академиком П. К. Анохиным. «По сути дела, рефлекс, «рефлекторный акт» и «рефлекторное действие» интересны только исследователю — физиологу или психологу. Животному же и человеку всегда интересны результаты действий». Биологические системы постоянно работают на основе обратной связи, постоянно сопоставляют достигнутый результат с ранее сформированной целью.

Существует, однако, специфика обратной связи в регуляции деятельности человека в отличие от поведения животных. Она состоит в том, что цели деятельности человека, как правило, не связаны с непосредственным удовлетворением биологических потребностей. Достигаемый результат действия не всегда является непосредственным биологическим подкреплением, как в поведенческих актах животных (результативность агрессивного акта хищника определяется наличием пищи в его пасти). Человек же в большинстве случаев оценивает достигнутый результат. Результат деятельности оценивается не по формальному достижению цели, а по тому, насколько он удовлетворяет соответствующую потребность и отвечает мотивам деятельности. Результат деятельности может не совпадать с желанием и стремлениями человека, и тогда совершается другой поведенческий акт. Цель лишь критерий правильности продвижения деятельности к запланированному результату. Полученный же результат рассматривается с точки зрения его соответствия тому побуждению, которое вызвало действие. Только это соответствие является критерием успешной деятельности. Правильность выполнения практического действия выявляется непосредственно в его результате, правильность выполнения познавательных действий контролируется и оценивается при помощи других контрольных действий. Необходимость обратной связи в действиях тем меньше, чем более высок уровень ориентировочной (теоретической) основы действия. Действия нравственного характера оцениваются с позиции их соответствия моральным нормам.

Деятельность, не приводящая к успеху, видоизменяется. При сохранении прежнего мотива меняются цель и программа деятельности. В настойчивом достижении необходимого результата и проявляется сущность воли.

Удовлетворение результатом закрепляет образ данного акта поведения, облегчает его повторение в будущем.

Таблица 1. Обусловленность волевых психических состояний структурными этапами сложного волевого действия

Этапы деятельности

Волевые состояния

Осознание ряда целей, которыми можно удовлетворить возникшую потребность

Мотивационные состояния, состояние целеполагания, борьбы мотивов

Принятие решения о достижении определенной цели

Решительность, целеустремленность

Осознание задач и способов достижения цели

Принципиальность, самостоятельность

Исполнение действия и его текущая коррекция

Настойчивость, упорство, толерантность (терпимость к трудностям), выносливость

Итоговая оценка результата действия

Критичность

В большинстве случаев деятельность человека осуществляется во взаимодействии с другими людьми. В этих условиях ведущее значение приобретает психология межличностных отношений. Успех групповой деятельности в значительной мере зависит от психологической совместимости индивидов и их групповой сплоченности.

Систематически совершая социально значимые и результативные действия, индивид формирует у себя систему положительных личностных качеств — психика человека формируется в его деятельности.

Сознательная регуляция деятельности требует системы волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных се этапах определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения — с состоянием решительности, исполнение действия — с состоянием настойчивости (табл. 1).


Смежные предметы
Психические процессы и состояния
Психические познавательные процессы человека
Функции и виды внимания. Рассеянность внимания
Виды и процессы воображения. Развитие творческого воображения
Ощущение - понятие и классификация. Свойства ощущений в психологии
Чувствительность и пороги чувствительности ощущений Восприятие, его виды и свойства
Восприятие пространства, времени и движения Чувства и эмоции: сущность, функции и виды
Эмоциональные состояния человека: аффект, стресс и фрустрация
Стресс - этапы развития стрессового состояния у человека Волевые качества личности и волевые действия человека
Воля человека. Сила воли. Волевые процессы и волевой акт
Волевые состоянияВыдержка, решительность и смелость человекаВолевые действия и их характеристикаВолевое развитие. Формирование и развитие силы воли и волевых качествВолевая регуляция. Волевая деятельность и волевое поведения Способности человека и их развитие
Природа способностей человека. Способности и задатки
Способности и деятельность человека. Общие и специальные способности
Виды и уровни способностей человека, их характеристика
Виды памяти
Мышление, его формы и виды