Волевая регуляция

Волевая регуляция поведения

Воля — сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность.

Это способность человека к самодетерминации и саморегуляции.

Воля — социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации. Как писал И. М. Сеченов, человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получаст через это определенный смысл и становится поступком.

Поведение животных импульсивно стимулируется актуализированной потребностью. Цель деятельности человека прямо не связана с его текущими желаниями. Так, если хищное животное охотится только будучи голодным, то человек убирает урожай, не испытывая голода в данный момент, абстрагируясь от всех других отвлекающих желаний. В волевой регуляции человеческая деятельность соотнесена с познанием мира, объективными его закономерностями.

Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка со взрослым. Как отмечает Л. С. Выготский, вначале взрослый отдает приказ («возьми мяч», «возьми чашку») и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так ранее разделенная между людьми функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивида.

Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия сознательны. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

Важнейшее проявление воли — способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник — чувство социально ответственного поведения.

Высоконравственная личность имеет, как правило, и твердую волю. Но не всякий волевой человек нравственен. Отдельные волевые качества могут быть присущи альтруисту и эгоисту, правопослушному человеку и преступнику. Но чем выше нравственные ценности, которыми регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая саморегуляция.

В случаях десоциализации личности индивидуалистические потребности отрываются от потребностей социума, индивид становится жертвой непосредственных влечений. Такое поведение становится трагическим: оно отделяет человека от человечества. Быть человеком — значит быть социально ответственным. Чем больше социально необходимое отдалено от актуально переживаемых потребностей, тем большее волевое усилие требуется для его реализации, тем большее значение приобретают базовые социальные ценности, включенные в сверхсознание личности, образующие смысловой контекст ее поведения.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответствует объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает большое усилие при выступлении на собрании, тогда как у уверенного в себе человека это не связано с большим напряжением. Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида — один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за тс, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины — умысел и неосторожность.)

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности — таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция деятельности — динамика психических состояний. У одних людей определенные психические состояния бывают более устойчивыми, у других — менее устойчивыми. Так, устойчивое состояние инициативности и решительности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости. Все волевые состояния взаимосвязаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредуется сознанием личности, ее ценностной направленностью. Воля индивида системно организует все его психологические процессы, трансформируя их в соответствующие волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей. Как социально обусловленное психическое образование воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности. Формирование воли — переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

Структура волевой регуляции деятельности

Деятельность человека осуществляется системой действий. Действие — структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Действие является произвольным, преднамеренным, психически опосредованным актом. Преднамеренность проявляется в том, что перед каждым действием субъект предварительно решает, что сформированный им психический образ действия и будущего результата-цели соответствует его собственному мотивационному состоянию; действие приобретает для субъекта личностный смысл, у субъекта формируется целевая установка. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция — структурная единица действия. В сложной деятельности отдельные действия выполняют роль операций. Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.

Приступая к той или иной деятельности, человек предварительно ориентируется в ее условиях, обследует обстановку в целях выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, определяются их значение, возможности их комбинации для достижения цели.

Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой деятельности. Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида.

При осуществлении деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также навыками и умениями субъекта деятельности.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков.

Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.

Навык — стереотипизированный способ совершения отдельных действий, операций, сформировавшийся в результате многократною повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля.

Различаются перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки и навыки поведения. Перцептивные навыки — одномоментное, стереотипизированное отражение опознавачельных признаков хорошо знакомых предметов. Интеллектуальные навыки — стереотипизированные способы решения задач определенного класса. Двигательные навыки — стереотипизированные действия, система хорошо отлаженных движений, автоматизированное использование привычных орудий действий. Навыки поведения — стереотипы поведения.

Навыки характеризуются различной степенью обобщенности — широтой охвата тех или иных ситуаций, гибкостью, готовностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка отличается свернутостью (снятием) некоторых регуляционных его компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы. Так. навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому, что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных актов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на решение более сложных задач.

Большинство повседневных действий относятся к числу навыков. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка зрительный контроль над выполнением физического движения ослабляется и заменяется мышечным (кинестезическим) контролем. Так, опытная машинистка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинающий печатать человек постоянно отыскивает букву глазами.

Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной пели немедленно включают частично автоматизированное действие в сферу сознательного контроля, происходит сознательная корректировка действий. Так, в следственной практике встречаются попытки обвиняемого умышленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных навыках — почерке, походке и т. и. В этих случаях соответствующий навык берется обвиняемым под сознательный контроль. Для демаскировки таких приемов следователь использует различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка: ускорение темпа диктовки контрольного текста, организация отвлекающих действий и т. п.

Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т. п.) и общими (навыки сравнения, обобщения и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирование новых, родственных по содержанию навыков — происходит интерференция (от лат. inter — между и ferentis — несущий) навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный, отсюда трудности переучивания. Наличие навыка готовности к определенному действию создает операциональную установку.

Нейрофизиологической основой навыков является динамический стереотип — индивидуальная система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.

Индивидуально своеобразны не только внешние исполнительские действия, но и внутренние, ориентировочно-интеллектуальные. Действия человека ориентируются и контролируются ценностными эталонами, схемами, поведенческими образцами. В поведении закрепляется операционально-стерео- типизированный поведенческий механизм, формируются целевые и операциональные установки. Все это дает возможность идентифицировать личность по комплексу (синдрому) поведенческих особенностей. Так, преступник может не оставить еле- дон рук и ног на месте преступления, но он обязательно оставит там свой неповторимый поведенческий «отпечаток».

Деятельность индивида — устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стереотипизированном поведенческом фонде.

Сознательное поведение человека направляется сложным комплексом побуждений.

Отвечая на вопрос, почему индивид пришел в состояние активности, мы обращаемся к источникам мотивационной активности - потребностям, интересам, установкам и т. д.

Отвечая на вопросы, на что направлена активность индивида, почему избраны данные акты поведения и соответствующие средства, мы обращаемся к механизму сознательной регуляции поведения, его мотивам.

Мотивы поведения преступника — система осмысленных побуждений к совершению различных преступных актов, основанная на обшей криминальной направленности личности преступника. В сложной системе криминальной мотивации (установочные, эмоционально-импульсивные побуждения) мотив выступает как система осмысленных, сознательных побуждений, связанная с личностным обоснованием смысла совершаемого преступного деяния.

В мотивах преступных деяний проявляется антисоциальная личностная направленность преступника, иерархическая система его ценностных ориентации.

Преступное поведение обретает для личности преступника положительный смысл, который и трансформируется в систему конкретных осмысленных поведенческих побуждений. Все криминальные поведенческие решения основаны на мотивационном их обосновании, т. е. на личностном механизме их принятия.

Беспринципность, корыстолюбие, цинизм, эгоцентризм и многие другие личностные пороки лежат в основе общей мотивационной направленности преступника.

Но эти негативные качества личности преступника нельзя назвать мотивами преступления.

В правоведческой доктрине и практике судопроизводства сформировалась номенклатура преступных мотивов (агрессивность, корысть, мстительность, ревность, хулиганские побуждения и т. п.). При этом понятие конкретного поведенческого мотива смешивается с понятием мотивационной направленности личности преступника. Выявляя мотивы преступного поведения, необходимо уяснять, на какие конкретные преступные цели накладываются указанные негативные качества личности. Мотив — личностное оправдание, обоснование конкретной пели действия, указание на то, какие внешние обстоятельства входят в ноле мотивационной направленности личности преступника, какие способы и средства избирает преступник для достижения конкретной преступной цели.

Степень тяжести преступления измеряется не «тяжестью» мотива, а его «сцеплением» с конкретными обстоятельствами. Большинство преступных деяний поли мотивированно, связано с иерархией мотивов. Преступник может совершать кражу не только «по мотиву корысти», но и из стремления утвердиться в криминальной среде, а также по другим причинам.

В юридической литературе нередко используется термин «бессознательные мотивы». Бессознательных мотивов поведения не существует. Мотив — сознательное, рассудочно обоснованное побуждение к конкретному действию. Однако преступные деяния могут совершаться не только на сознательном уровне, но и на уровне подсознательных и мало осознаваемых мотивационных состояний. К ним относятся установки, влечения, страсти, ситуативно возникшие эмоции и др. К субъективной стороне преступлении следует относить как вполне осознаваемые мотивы, так и многочисленные актуально не осознаваемые мотивационные состояния. В хулиганских действиях, как правило, нельзя выявить специально сформированных мотивов — они совершаются на установочном уровне, в силу мало- культурности и безответственности личности хулигана. Нельзя выявить мотив преступления, совершенного в состоянии аффекта. Аффективные деяния автоматически направлены на нанесение ущерба аффектору или фрустратору.

Все деяния, в том числе преступные, мотивационно обусловлены. Но мотивация и мотив не одно и то же.

Люди с пониженной саморегуляцией отличаются преобладанием ситуативной мотивации. Сама доступность обстановки нередко провоцирует у них актуализацию соответствующей мотивации.

Традиционно сложившаяся в юриспруденции однонаправленная схема человеческого поведения «мотив-цель-способ- результат» в действительности более сложна. Необходимо преодолеть упрощенное понимание мотива преступного деяния как изолированного пускового психического акта.

В механизме совершения преступления побуждения индивида коррелируют с личностно принятыми способами поведения. Между элементами схемы «мотив-цель-способ» существуют не односторонние, а двусторонние, обратные связи: мотив цель <=* способ.

Системообразующими элементами этой системы являются не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. Фонд отработанных у человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий. Не владея обобщенным способом действия, индивид не поставит соответствующей цели и мотивационно ее не санкционирует. Центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера личности преступника, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Но актуализация способов поведения индивида, его операционально-исполнительских возможностей предопределяется условиями среды, реальными возможностями их осуществления. Как только внешняя среда создаст возможность для реализации личностных устремлений, мотивационная сфера дает необходимую санкцию.

При анализе механизма преступного деяния существенно выявление его повода.

Повод преступления — внешнее обстоятельство, приводящее в действие общественно опасную направленность личности преступника. Являясь начальным моментом преступного деяния, повод преступления показывает, с каким обстоятельством сам преступник связал свое деяние. Повод не имеет самостоятельного значения. Повод лишь разряжает ранее сформировавшуюся причину. Однако повод преступления в значительной мере характеризует личность преступника, его склонности, социальные позиции, мотивы и цели преступления.

Ни одна ситуация сама по себе не толкает человека на преступный путь. Каким путем идти, зависит от меры социализи- рованности человека. Значимость той или иной ситуации для поведения личности свидетельствует о ее устойчивых свойствах.

Объективное содержание, значение ситуации всегда соотносится с ее личностным смыслом для индивида.

Поведение социализированного человека обусловлено прежде всего личностно, а не ситуативно. Этим человеческое поведение отличается от поведения животных. От личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает. Гипертрофирование криминогенного значения ситуаций, их провоцирующего и содействующего преступлению характера объективно ведет к априорному уменьшению ответственности личности за свое поведение.

В самых тяжелых, критических ситуациях высоконравственные люди находят достойные выходы. И если есть свобода выбора, то сама личность ответственна за тот вариант поведения, который избирает. Ситуация лишь лакмусовая бумажка, выявляющая сущность личности. Никакие способствующие преступлению условия не могут служить оправданием преступного поведения. Ситуация возникновения преступных действий — лишь показатель того, в каких условиях данная личность способна совершить преступление.

В случаях, когда обстоятельства влияют на формирование преступного умысла, они выступают как целеобразующие механизмы поведения данной личности, а не как причинный механизм поведения.

Ситуация совершения преступления — показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Кульминационным актом в генезисе преступного деяния является принятие решения — окончательное утверждение избранного преступного варианта поведения.

Принятие решений — сознательный выбор определенного действия в ситуации неопределенности. Решение охватывает образ будущего результата действия в данных информационных условиях. Оно связано с мысленным перебором возможных вариантов действия, концептуальным обоснованием принимаемого к реализации действия.

В решении цель мысленно объединяется с условиями се реализации, принимается оперативный план действия на основе переработки всей исходной информации.

Решения о совершении конкретного преступления могут быть обоснованными - транзитивными и малообоснованными - нетранзитивными, не учитывающими всех условий их реализации.

Однако в своей основе любое решение о совершении того или иного преступления нетранзитивно — оно не учитывает социальной вредности действия и неотвратимости наказания за него.

Но многие преступные деяния не транзитивны и в отношении их операциональной реализации — они совершаются без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации преступного умысла. Это связано с низким интеллектуальным уровнем многих преступников, ограниченностью их оперативного мышления. Значительная часть правонарушителей — нерасчетливые, недальновидные люди с существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере. Угроза наказания ими актуально не осознается или недооценивается. Их преступные решения часто возникают внезапно, детерминизируются низменными чувствами — завистью, местью, корыстью, эгоизмом, агрессивностью. Мышление преступника оказывается привязанным к асоциальным привычным способам поведения.

К обстоятельствам, содействующим принятию решении о совершении преступного деяния, относятся:

  • провоцирующее поведение потерпевших;
  • давление со стороны преступной группы;
  • расчет на поддержку соучастников;
  • ослабление сознательного контроля в конфликтных эмоциональных состояниях;
  • преуменьшение грозящей опасности разоблачения;
  • наличие субъективно трактуемой возможности сокрытия преступления;
  • алкогольное и наркотическое опьянение.

После принятия решения индивид становится связанным собственным решением; он может недооценить даже те вновь возникшие обстоятельства, которые имели бы для него значение на стадии предрешения. Принятие решения формирует намерение — устойчивое стремление к реализации намеченной программы действий, установку на совершение определенною действия. Эта установка ограничивает избирательные возможности индивида. У индивида формируется мотивация достижения цели. Так, принятое решение об убийстве определенного лица приводится, как правило, в исполнение даже тогда, когда ситуация становится неблагоприятной: повышается возможность опознания и задержания преступника.

Нет ни одного преступного деяния, которое всецело соответствовало бы всем критериям оптимальности действия.

Однако, приступая к исполнению преступного деяния, преступник анализирует обстановку его совершения, проявляет повышенный интерес ко всему, что может помешать реализации преступного умысла или облегчить совершение деяния.

Если обстановка совершения преступления соответствует ожиданиям преступника, его действия осуществляются стереотипно, привычными и характерными для него способами.

В ходе исполнения преступления могут значительно расшириться возможности реализации преступной мотивации, сформироваться дополнительные и новые цели преступления, окрепнуть решимость действовать более интенсивно.

Механизм исполнения преступления — система используемых преступником способов действий.

Известно, что способ совершения преступления дает ключ к его расследованию. В связи с этим необходимо психологически обоснованное, концептуальное определение сущности способа совершения преступления. При определении способа совершения преступлений недостаточно перечисления отдельных его орудийных компонентов (например, «проникновение в хранилище произошло способом подбора ключей», «убийство произошло способом применения холодного оружия»).

Способ — система приемов действия, операциональных комплексов, обусловленных целью и мотивами действия, психическими и физическими особенностями действующего лица. В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания, умения, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности. У каждого человека существует система обобщенных способов действий, свидетельствующих о его индивидуальных особенностях.

При структурно-системном, психологическом подходе должны быть выделены существенные индивидуальные особенности поведения преступника, психологическая специфичность его криминального поведения.



Психические процессы и состояния
Психические познавательные процессы человека
Функции и виды внимания. Рассеянность внимания
Виды и процессы воображения. Развитие творческого воображения
Ощущение - понятие и классификация. Свойства ощущений в психологии
Чувствительность и пороги чувствительности ощущений Восприятие, его виды и свойства
Восприятие пространства, времени и движения Чувства и эмоции: сущность, функции и виды
Эмоциональные состояния человека: аффект, стресс и фрустрация
Стресс - этапы развития стрессового состояния у человека Волевые качества личности и волевые действия человека
Воля человека. Сила воли. Волевые процессы и волевой акт
Волевые состоянияВыдержка, решительность и смелость человекаВолевые действия и их характеристикаВолевое развитие. Формирование и развитие силы воли и волевых качествВолевая регуляция. Волевая деятельность и волевое поведения Способности человека и их развитие
Природа способностей человека. Способности и задатки
Способности и деятельность человека. Общие и специальные способности
Виды и уровни способностей человека, их характеристика