Организационные формы обучения, их сущность, виды

В процессе становления и развития дидактики сформировались определенные формы обучения, выступающие в качестве своеобразного способа существования образовательного процесса, «оболочки» для отражения его внутренней сущности, логики и содержания.

Форма обучения как научная категория обозначает внешнюю сторону организации образовательного процесса, особую конструкцию звена или совокупности звеньев образовательного процесса (И.М. Чередов).

В то же время форма обучения — это модель взаимодействия педагога и обучающегося, проявляющаяся во внешних характеристиках:

  • место и время организации процесса обучения (школьный класс, лаборатория, пришкольный участок, спортивный зал и т.п.);
  • способ взаимодействия (общения) педагога и обучающегося; ведущий тип деятельности (урок, лекция, факультатив, экскурсия, кружок, лабораторная работа);
  • количество обучающихся и педагогов (класс, группа, микрогруппа, параллель классов);
  • характер проявления функций диагностики и контроля со стороны как педагога, так и обучающихся (индивидуальная, парная, групповая, дистанционная и т.п.);
  • методическое оснащение.

Организационная форма обучения в современном образовательном процессе — это целенаправленная, содержательно наполненная и технологически оснащенная целостная микросистема общения, взаимодействия, взаимообогащения отношений педагога и обучающихся. Эта система создается взаимосвязанными усилиями самого педагога, она реализуется как гармоничное единство насыщенного содержания, образовательных средств, методов и приемов.

Следует акцентировать внимание именно на системе разнообразных форм обучения, позволяющей раскрыть взаимосвязанные разделы, темы, теории, концепции. Именно данная целостность способствует применению универсальных учебных действий, формированию у участников образовательного процесса системных знаний и личностных качеств. Необходимость выстраивания системы разнообразных форм обучения вызвана спецификой и своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала обучающихся различных возрастных групп. Содержание различных областей научных знаний и возрастные особенности обучающихся требуют выбора адекватной формы обучения, определяют се характер.

Нельзя рассматривать формы организации обучения формально, т.е. сводить их только к проявлению организационной функции педагога. От их правильного и рационального выбора зависит то, как субъекты образовательного процесса «движутся» от целеполагания к результату.

Классификации организационных форм обучения

В практике деятельности образовательных организаций сегодня используется достаточно большое количество разнообразных организационных форм обучения, что обусловило необходимость их классификации по разным типам оснований:

По количеству обучающихся:

  • индивидуальные формы обучения — консультирование по проблемному вопросу, по плану реализации проекта; репетиторство (по конкретной выбранной обучающимся теме или по определенному предметному блоку); тыоторство (как научное сопровождение исследовательской деятельности, педа- гогичсская поддержка в процессе обучения); руководство проектом;
  • парные — взаимообучение, взаимоконтроль, совместное целеполагание;
  • групповые — работа в микрогруппах, объединение в звездочки, звенья, бригады, кооперация по научным и предметным отраслям;
  • коллективные (фронтальные, массовые) — учебная деятельность как всего класса в целом, так и в ходе организации отдельных этапов урока, кружка, экскурсии, лабораторной работы, проекта и т.д.;

По месту проведения:

  • школьные — работа организуется в классе, спортивном зале, лаборатории;
  • внешкольные — на базе объектов культуры и искусства, производства, сферы торговли и т.п.);

По продолжительности учебных занятии:

  • классический урок продолжительностью 45 мин;
  • спаренный урок (90 мин);
  • спаренный укороченный урок (70 мин);
    • уроки «без звонков» произвольной длительности по выбору педагога и обучающихся;

По дидактическим целям (В.А. Онищук):

  • теоретические;
  • практические;
  • трудовые;
  • творческие;
  • исследовательские;
  • комбинированные.

Разнообразное количество классификаций организационных форм обучения в современной дидактике даст учителю «полет для фантазии», возможность варьировать характеристики отдельных форм и использовать комбинированные варианты для достижения более качественного образовательного результата.

Виды обучения

Вид обучения представляет собой:

  • обобщенную характеристику систем обучения, определяющую особенности обучающей и учебной деятельности;
  • характер взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном процессе;
  • функции используемых методов, средств и форм обучения. Вид обучения зависит от педагогической технологии, лежащей в его основе.

Выделяют следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное.

Для объяснительно-иллюстративного обучения характерны субъект-объектные отношения между обучающим и обучающимся; преподнесение «готовых» знаний; репродуктивный характер познавательной деятельности; незначительные возможности индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Проблемное обучение предполагает самостоятельный поиск знаний обучающимся в процессе решения учебных проблем (следовательно, отношения между участниками учебного процесса субъект-субъектные), развитие его творческого мышления и познавательной активности, обеспечивает прочные и действенные результаты обучения; вызывает положительное эмоциональное отношение к учению. Однако продуктивные методы не являются универсальными, поскольку не каждая учебная информация заключает в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. При изучении подобного учебного материала целесообразно использовать репродуктивные методы. Сконструировать проблемную ситуацию на полном незнании не представляется возможным. Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний, который можно создать только с помощью репродуктивных методов.

Программированное обучение характеризуется следующими особенностями: субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающимся; информация подается небольшими порциями; после каждой порции информации предлагается проверочное задание для контроля; предъявляется ответ для самоконтроля; выдаются указания в зависимости от правильности ответа. Программированное обучение предоставляет возможность установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, развивает самостоятельность, позволяет каждому обучающемуся работать в присущем ему темпе, но не раскрывает самого хода научения, не предполагает творчества.

Формы и виды обучения