Социальная психология

Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения.

Понятие толпы

Понятие толпы

Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, которые спонтанно реагируют на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом.

Толпа не обладает установленными организационными нормами и никаким комплексом моральных установлений и табу. Что здесь проявляется, так это примитивные, но сильные импульсы и эмоции.

Толпу обычно подразделяют на четыре вида:

  • агрессивная толпа;
  • убегающая (спасающаяся) толпа;
  • алчущая толпа;
  • демонстрирующая толпа.

Во всех этих видах толпы много общих явлений:

  • деиндивидуализация, т.е. частичное исчезновение индивидуальных черт личности и склонность к подражанию;
  • чувство стандартности, что влечет ослабление этических и правовых норм;
  • сильное ощущение правильности предпринимаемых действий;
  • ощущение собственной силы и уменьшение чувства ответственности за совершаемые поступки.

В толпе человеку непроизвольно передается повышенная возбудимость в отношении собственных социальных чувств, происходит многократное взаимное усиление эмоционального воздействия. Отсюда в толпе даже случайно брошенное слово, оскорбляющее политические пристрастия, может стать толчком к погромам и насилию.

Неосознанная тревога за содеянное нередко обостряет чувство преследования — особую возбудимость толпы по отношению к своим истинным или иллюзорным врагам.

Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции:

  • толпа рассеивается под влиянием инстинкта самосохранения или страха (если толпу облить водой или обстрелять);
  • толпа может разойтись также под влиянием таких чувств, как голод, чувство юмора, возбуждение, направленное к иным целям, и др.

На использовании такого рода психических механизмов строятся методы преодоления или психологического обезоруживания толпы, подобно тому, как на знании механизмов, объединяющих толпу, основываются технические приемы, с помощью которых толпой манипулируют.

Формирование толпы

Толпа — временное и случайное собрание индивидов любой национальности, профессии и пола вне зависимости от причины этого собрания. При известных условиях участнику такого собрания — «человеку толпы» — присущи совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов. Сознательная личность исчезает, а чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется «коллективная душа», имеющая, конечно, временный характер, но собрание в таких случаях становится тем, что француз Г. Лебон (1841 — 1931) назвал организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы.

Без сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы; для этого нужно влияние некоторых возбудителей. По мнению французского социолога и психолога С. Московичи, массы представляют собой социальный феномен: индивиды «растворяются» под влиянием внушения, которое исходит от вождя. Социальная машина омассовления людей делает их иррациональными, когда люди, раздраженные каким-либо событием, собираются вместе и совесть индивидов не может сдерживать их импульсов. Массы увлекаются, подстегиваемые вождем («безумные ведут слепых»). В подобных случаях политика выступает как рациональная форма использования иррациональной сущности масс. Сказав «да» вождю, экзальтированная толпа меняет веру и преображается. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придаст ей мужество переносить страдания и в то же время бесчувственность. Энергию, которую массы черпают в своих сердцах, лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управления государством и вести множество людей к цели, продиктованной разумом.

«Социальное вовлечение» может быть фактором, усиливающим поведенческий компонент. Например, уличные беспорядки, бунты, погромы и иные подобные агрессивные массовые действия активизируют индивидуальные установки (негативное отношение к власти, милиции или какой-либо «враждебной» группе), которые в обычных условиях проявляются лишь в вербальных оценках или настроениях. В подобных ситуациях усиливающим дополнительным фактором является феномен эмоционального заражения, возникающий в больших скоплениях людей, толпе.

Характеризуя коллективное поведение и роль общественного мнения, выделяют три типа формирования стихийных групп:

Толпа, которая образуется на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, задержание правонарушителя и т.д.). При этом стихия, являясь основным фоном поведения толпы, приводит часто к его агрессивным формам. Если находится человек, способный возглавить толпу, в ней возникают очаги организованности, которые, однако, крайне нестабильны;

Масса — более стабильное образование с нечеткими границами, которая более организована, сознательна (митинги, демонстрации), хотя разнородна и достаточно неустойчива. В массе более значима роль организаторов, которые не выдвигаются спонтанно, а известны заранее;

Публика, которая обычно собирается для кратковременного совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Публика достаточно разобщена; ее специфической чертой является наличие психической связи и единой цели. Благодаря общей цели публика более управляема, чем толпа, хотя какой-либо инцидент может превратить ее действия в неуправляемые (скажем, поведение болельщиков на стадионе в случае проигрыша любимой команды).

Таким образом, под толпой понимают временное и случайное собрание людей, характеризующееся духовно-эмоциональной общностью, пространственной близостью и наличием внешнего стимула. Масса - несколько более стабильное и сознательное образование индивидов (например, участники митинга или демонстрации); организаторы массы появляются не стихийно, а определены заранее. Публика - это общность людей, которые являются потребителями одного и того же духовного и информационного продукта; в отличие от толпы публика объединена не на территориальной, а на духовной основе. Стихийные группы в целом — постоянный элемент общественной жизни на всех этапах ее развития, и их роль в развитии многих социальных процессов весьма значительна.

Поведение людей в социально неорганизованной общности

Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности наряду с публикой и массой — толпа.

Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция, резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность своих действий, снижается их критическая оценка, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению.

Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.

Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освещенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам.

Регулятивный механизм поведения толпы — коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика К. Г. Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, «коллективные рефлексы», по терминологии В. М. Бехтерева. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения.

Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками.

Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на «мы» и «они», примитивизацию социальных отношений.

По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы:

  • случайная (оказиональная);
  • экспрессивная (совместно выражающая общие аффективные чувства — ликования, страха, протеста и т. д.);
  • конвенциональная (основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях);
  • действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую (возмущающуюся действиями властей).

Любая толпа характеризуется общностью эмоционального состояния и спонтанно возникающей направленностью поведения; нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал.

Одним из видов дезорганизованного поведения толпы является паника — групповое конфликтное эмоциональное состояние, возникающее на основе психического заражения в ситуации действительной или мнимой опасности, при дефиците информации, необходимой для разумного принятия решений.

Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, даже асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий (пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения), в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Так, ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан.

Вывести толпу из панического состояния можно лишь очень сильным противодействующим раздражителем, целенаправленными, категорическими командами авторитетных лидеров, предъявлением краткой успокоительной информации и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации.

Паника — крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности.

На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению соционормативного уровня поведения людей. Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.


Смежные предметы