Объект педагогики

Каждая наука имеет свой объект исследования. Под объектом науки понимается та или иная часть действительности, материальной, идеальной или социальной, на которую направлен интерес ученого. Так, физика изучает природу в целом, биология — живую природу, антропология исследует особенности человека как уникальной части живой природы, а социология рассматривает связи, взаимоотношения людей друг с другом.

Объектом педагогики является одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает развитие, совершенствование человека. Если, скажем, экономическая наука исследует коммуникации между людьми, складывающиеся в процессе производства ими материальных благ, а культурология изучает процессы производства духовных ценностей, то педагогика анализирует процесс совершенствования человека на основе накопленного людьми социального опыта, без чего невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, поскольку именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.

Эту направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, обеспечивающие развитие умственных, нравственных и физических способностей человека, выражает и ее наименование, происходящее от соединения двух греческих слов — «пейда» — ребенок и «гогос» — вести, что на русский язык переводится как детоводческое мастерство, или взаимодействие между ребенком и наставником. Педагогом стали называть человека, который на основе этой науки вводит ребенка в жизнь таким образом, чтобы дальше он шел сам.

Появившись вместе с человеком и человеческим обществом, сфера педагогических взаимоотношений, как и другие области социальной деятельности, обнаружила тенденцию к усложнению своего содержания и форм. Если первоначально она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере усиления форм активности человека и расширения его познаний, с переходом от собирательной к производящей экономике, появлением земледелия, ремесла, торговли, и образование превратилось в специализированную область, стало особой профессией.

Характер этой деятельности помогает уяснить лингвистический анализ терминов «педагогика», «образование».

В греческом языке образование выражалось еще одним словом «пайдейа», обозначавшим взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию своей сущности сообразно собственной природе. Философ Фалес (624-547 до н.э.) сравнивал образование человека с выращиванием винограда.

В латинском языке слово «культура» также переводится как взращивание, вскармливание, культивирование людей в соответствии с их природой в их собственных интересах и на благо обществу; термины «образование» и «культура» оказываются очень близкими по смыслу.

Этот главный смысл слов «педагогика», «образование» сохранился и в современных европейских языках.

Так, в английском языке слова «eclucatio» и «cultus» используются как однозначные и переводятся как «вскармливание», «взращивание».

В немецком языке слово «Bildung» в исходном своем смысле означает «построение», «создание».

Таким образом, по общему смыслу педагогическая, образовательная деятельность — это специфический социальный процесс, в результате которого происходит формирование, по сути дела, создание нового человека, его второе рождение.

Предмет педагогики

Под предметом той или иной науки понимается некоторая часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том или ином объекте действительности. Эти размышления никогда полностью не охватывают всей сложности исследуемого объекта, всегда носят объект-субъектный характер, т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и поэтому всегда лишь в той или иной степени соответствуют объекту.

По мере усложнения содержания педагогической деятельности, роста многообразия ее форм понадобился и специальный анализ педагогических отношений, как и других областей социальной действительности. Из совокупности этих размышлений и сформировалась уже в Древнем мире особая отрасль знаний, существовавшая сначала в виде составной части других наук, таких, как философия, история, а затем, к Новому времени, превратившаяся в самостоятельную науку.

Сегодня предмет педагогической пауки определяют как совокупность размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

Педагогика, таким образом, представляет собой науку, раскрывающую сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающую практические пути повышения их результативности.

Характером предмета педагогической науки обусловлена се тесная связь с практикой, поскольку ее задачей является не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

Размышления современной педагогической науки направлены прежде всего на решение ряда трудных вопросов, ее «вечных проблем».

Во-первых, это проблема определения целей образовательной деятельности.

Целеполагание, как известно, является задачей первостепенной важности для любой деятельности. Для корабля, не имеющего пристани, говорил римский философ Сенека, никакой ветер не будет попутным. Трудность решения этой задачи связана с тем, что каждая историческая эпоха в развитии народов, государств отменяет одни и выдвигает перед людьми другие социальные цели. Хотя за последнее столетие цели социального развития нашей страны менялись несколько раз, с полной ясностью они не определены еше и до сих пор. Между тем без ответа на вопрос, для чего мы воспитываем людей, во имя каких целей, идеалов образовательная деятельность не может быть эффективной Но любая цель может быть выполнена только в том случае, если она является реальной, если она соответствует действительным возможностям.

Поэтому еще одна важная проблема педагогической науки состоит в исследовании человеческих возможностей, природы человека. Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

И хотя узнать человека в полной мере не удалось до сих пор никому, тем не менее общепризнано, что искать разгадку тайны человеческой природы следует в его внутреннем мире, в его душе, в сфере его психики. Поэтому представляется очевидным, что уяснение уникальности человека возможно только на основе укрепления связей педагогики с психологией, только путем «психологизации» педагогической науки и практики. Иначе говоря, педагогика, опираясь на психологию, должна четко ответить на вопрос: кого учить? Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что природа людей не только устойчива, но и весьма динамична, она непрерывно меняется вместе с изменением окружающей природной и социальной среды, в связи с чем в каждый данный момент образовательная система оказывается в результате этих изменений перед лицом совершенно новых задач в связи появлением нового «человеческого материала».

Только на основе выяснения этих двух проблем может быть удовлетворительно решена и третья: проблема конкретного содержания образовательной деятельности в виде набора тех или иных учебных предметов, разработки учебных планов и программ, которые должны соответствовать как целям, так и конкретным условиям обучения, прежде всего составу обучаемых. Таким образом, еше одной важной проблемой педагогической науки и практики является ответ на вопрос: чему учить?

Наконец, педагогика должна ответить и на вопрос: как учить, т.е. определить, какие именно методы, приемы, технологии образовательной деятельности наиболее соответствуют поставленным целям, установленному содержанию обучения и наличному составу учащихся.

Для осмысления своего предмета, разрешения указанных проблем педагогическая наука разрабатывает специальный инструментарий в виде совокупности специальных понятий. Каковы же эти основные понятия или категории?