Научная психология

Научная психология

В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные на физиологии, которая превратила организм в объект применения строгих естественно-научных методов, прежде всего — эксперимента. Умозрительные воззрения прежней парадигмы «философской психологии» физиология переводила на язык опыта и исследовала зависимость психических функций от строения органов чувств и мозга.

Научных подход направлен на производство и применение на практике объективных, максимально достоверных знаний о природе, обществе, человеке и его психике. В поиске таких знаний наука использует:

  • эмпирический метод;
  • теоретический метод;
  • особую систему организации познания.

Эмпирически приобретенное знание — это совокупность научных фактов.

Под научным фактом (от mi. factum - сделанное) понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства, отношения. Паука, считал Альберт Эйнштейн, начинается с фактов и оканчивается ими же, вне зависимости оттого, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.

Существует два основных способа эмпирического познания: наблюдение и эксперимент:

  • наблюдение- это преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, результатом которого является первичная информация;
  • эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или моделируется, воспроизводится искусственно, или ставится в определенные, искусственно созданные условия, отвечающие целям исследования.

Полученные таким образом эмпирические знания образуют базис теоретического знания, которое ищет причины явлений, старается объяснить сущность научных фактов, выявить лежащие в их основе законы, т.е. необходимые, устойчивые, повторяющиеся, всеобщие связи.

Два эти главных метода вписываются в исторически сложившуюся систему организации научного исследования, включающую в себя следующие обязательные этапы:

осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удастся объяснить с помощью старых теоретических представлений. Это противоречие приводит к формулировке какой-то проблемы, постановке вопроса, который и выступает в качестве первого, начального этапа научного исследования;

  • второй этап состоит в поиске предположительного ответа на возникший вопрос с помощью уже известных фактов. Это этап форм ул и ро в к и гипотезы;
  • третий этап состоит в проверке выдвинутой гипотезы с помощью новых фактов, практики, на основе которых гипотеза или опровергается, или подтверждается;
  • четвертый этап — это создание теории, логически обоснованной системы энаний. объясняющих вновь полученные факты о сущности данного класса явлений и законах их развития.

Как правило, этот четвертый этап со временем приводит к возникновению новых проблем и новых гипотез, непрерывный процесс исследования которых и составляет содержание истории науки.

Таким образом, науку можно представить как бесконечный процесс приближения к истине. С момента появления классической науки Нового времени наука стала развиваться и как особое социальное явление, и как особый способ познания со своим комплексом методов и принципов организации. Утвердившись первоначально в естественно-научном знании, в сфере так называемых «точных наук», научные методы познания скоро стали также достоянием гуманитарных и других наук, в том числе психологического знания.

Зарождение научной психологии

Создателем первого варианта психологии как самостоятельной науки в виде физиологической психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий ученый, который пришел в психологию из физиологии. Назвав новую дисциплину физиологической психологией, Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов — исследованием ощущений, времени реакций, ассоциаций.

Организовав в 1879 г. в Лейпциге первую психологическую лабораторию, Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе — путем выделения во внутреннем опыте человека его простейших структур. Сознание представлялось как система психических элементов (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения.

Вместе с тем Вундт считал, что психология должна исследовать не только простейшие психические процессы, но и общие результаты психической деятельности, которые проявляются в психике различных народов. Крупнейшее произведение Вундта — 10-томный труд «Психология народов».

Из этих установок и сложилась основная исследовательская программа Вундта, включающая два главных метода — психологический эксперимент и исследование культуры народов. Эти идеи он изложил в своей книге «Основания физиологической психологии» (1874), которая считается началом психологии как самостоятельной науки. Объектом этой науки являются процессы, доступные как внутреннему наблюдению (интроспекции), так и внешнему. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону. Это двуединство психологических явлений проявляется уже в простейших формах — ощущениях. Экспериментальное изучение этих простейших психологических структур — важнейшая задача психологии как экспериментальной науки.

Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемой, был признан «непосредственный опыт», приобретаемый человеком. Главным экспериментальным методом был признан метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании, его простейшими структурными элементами: восприятиями формы, цвета предметов, силы звуков и т.п.

Однако скоро выявились и некоторые трудности применения методов эксперимента к психологическим явлениям. Эти трудности были порождены особой изменчивостью, динамизмом, подвижностью психических феноменов, а также тем обстоятельством, что, как оказалось, психика отнюдь не сводится только к сознанию, в ней большую, а порою даже решающую роль играет подсознание, выявить которое с помощью рациональных средств не удастся.

Критикуя эти недостатки структурализма, выдающийся американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910) утверждал, что нужно сосредоточить внимание не столько на структуре психики, сколько на том, какие именно человеческие потребности удовлетворяются с ее помощью, какие задачи, важные для человека, она решает, какие полезные функции выполняет.

Таким образом. Джеймс предлагал изучать психику с других, более близких и важных для практики позиций. Это новое направление в психологии получило название «психологического функционализма». По мнению функционалистов, главная функция души состоит в том, чтобы помочь человеку приспособиться к окружающему его суровому миру, выжить в тех сложных условиях, в которых он оказывается с утра до вечера, от рождения и до самой смерти.

Главная задача психологии состоит в том. чтобы помочь человеку выработать необходимые ему в жизненной борьбе привычки и навыки. Сточки зрения функционалистов, роль сознания велика только в процессе обучения тем или иным действиям, например вождению автомашины. Но после того как обучение обеспечило необходимые навыки вождения, оно осуществляется уже автоматически, без активного участия сознания, как приобретенный устойчивый навык или функция.

Хотя подходы к пониманию задач психологии у Вундта и Джеймса кажутся противоположными, на самом деле они не исключают, а дополняют друг друга.

Дело в том, что для более полного описания психологических явлений необходимо описание различных аспектов человеческой активности, как внутренних (ощущений, восприятий, мыслей), так и внешних умений, навыков, привычек, с помощью которых человек адаптируется к различным обстоятельствам своей жизни. Функционализм как раз и выделил в качестве главного объекта психологии этот внешний аспект человеческой жизни.

Психология в XX столетии

В самом начале XX в. тенденция к изменению объекта психологии, которая была начата функционализмом, значительно усилилась и приобрела в творчестве американского психолога Джона Уотсона (1878- 1958) характер научной революции в психологии.

В его творчестве обосновывалась мысль, что главным объектом психологических исследований должно быть не сознание человека, а его поведение. Принципы нового направления в психологии Уотсон изложил в особом Манифесте под названием «Психология глазами бихевиориста» (1913). Основанное им направление стали называть: бихевиоризмом (от англ. behavior - поведение), и/и поведенческой психологией. Главные положения бихевиоризма можно свести к следующим:

  • ведущим фактором, источником человеческой активности являются не внутренние импульсы, не сама психика, а внешняя среда; вся психика, ее содержание создается по простой схеме: стимул — реакция:
  • человеком, его поведением правит не сознание, не разум, а случай, окружающая среда, именно она формирует все человеческое сознание. Сознание, таким образом, не играет никакой роли в психике, следовательно, в строгой психологической науке ему нет места.

При этом Уотсон ссылался на исследования русского физиолога И.II. Павлова (1849-1936). который своими опытами доказал, что например, такой стимул, как звук колокольчика, сам по себе может вызвать у голодной собаки реакцию слюноотделения. Ссылаясь на эти опыты, Уотсон утверждал, что новые формы поведения появляются только под влиянием вновь выработанных условных рефлексов, при этом сознание, по его мнению, оказывается совершенно бесполезным.

Следует отметить, что сегодня эту столь резко выраженную позицию не поддерживают даже ученики и последователи Уотсона.

Современные необихевиористы подчеркивают, что на поведение человека влияют не только внешние условия, но и его личные способности оценивать и использовать накопленный социальный опыт.

Та же установка на принижение роли сознания в человеческом поведении характерна и для еще одного влиятельного направления в психологии XX в., получившего название «психоанализ».

Основоположником психоанализа является австрийский психолог- Зигмунд Фрейд (1856-1939). Долгое время он работал врачом- неврологом и. наблюдая за своими пациентами, пришел к выводу, что главной проблемой дальнейших психологических исследований должен стать анализ соотношения сознательного и бессознательного в человеческой психике. Эту проблему он безоговорочно решил в пользу бессознательного. Он заявлял, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, влечений, удовлетворение которых «запрещено» сознанием. Это стремление к насилию, агрессии, сексуальные побуждения, желание нарушать общепринятые нормы повеления. Причем первостепенную роль в жизни человека играют сексуальные влечения. Все эти желания действуют без нашего ведома. Они проявляются в наших сновидениях, оговорках, юморе, непроизвольных отклонениях от нормального поведения, оказывают влияние на выбор профессии, на наше творчество, т.е. определяют всю нашу жизнь. В качестве основных методов исследования бессознательного Фрейд использован анализ сновидений, а также анализ так называемой «ассоциативной речи», т.е. речи, свободной от каких бы то ни было ограничений, самоконтроля.

Что же касается сознания, то ему Фрейд отводил только роль слуги бессознательного.

По Фрейду, именно импульсы, идущие из «подвалов нашей психики» представляют наиболее древние слои человеческой природы, которые сближают нас с животными.

В связи с этим противники Фрейда говорили: «Если верить Фрейду, то разум является лишь придатком половых желез». Когда Фрейд в конце своей жизни, спасаясь от преследований фашистов, вынужден был переехать из Австрии в Англию, некоторые английские аристократы требовали, чтобы его не пускали в приличное общество.

Тем не менее сегодня признано, что Фрейд совершил важное открытие в психологии, показав, что понятие психики шире, чем понятие сознания. Кроме того, он создал развернутую теорию бессознательного.

Однако то обстоятельство, что взгляды Фрейда сформировались главным образом на основе наблюдений за психически больными людьми, привело к появлению некоторых слабых сторон в его учении. Эти слабости были замечены уже некоторыми из учеников и последователей Фрейда.

Одним из таких критиков стал швейцарского психолог К. Г. Юнг (1875-1961). Выступив на позднем этапе своей деятельности против некоторых положений своего учителя, он завил, что человек способен преодолеть узкие границы личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», высшим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу.

Юнг разделял взгляды 3. Фрейда вплоть до 1913 г., когда он опубликовал программную статью, в которой доказывал, что Фрейд совершенно неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую, духовную природу. Наряду с индивидуальным бессознательным, существует и коллективное бессознательное, которое, будучи по своей природе сверхличным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека.

По более последовательной, основательной критике психоаналитическая психология была подвергнута со стороны нового направления, которое стало именоваться гуманистической психологией.

Гуманистическая психология

В истории западной психологии XX в. обычно выделяют три основных направления; бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология.

Несмотря на явное различие и, казалось бы, лаже противоположность подходов, бихевиоризм и психоанализ сходны между собой в том, что оба эти направления строили психологические представления, не прибегая к социальным и культурным реалиям.

Именно на этот существенный изъян упомянутых направлений и указали представители гуманистической психологии. Они пришли к выводу, что обе главные школы — бихевиоризм и психоанализ — не видели в человеке специфически человеческого, игнорировали реальные проблемы человеческой жизни — проблемы добра, любви, справедливости, а также роль нравственности, религии и были ничем иным, как «клеветой на человека».

По мнению одного из представителей гуманистической психологии, бихевиористы и психоаналитики «создали весьма негативный образ человека — какой-то биологической машины с инстинктивными импульсами звериной природы».

Гуманистическая психология в лице американских психологов А. Маслоу (1908- 1970), К. Рождерса (1902-1987) и других поставила своей задачей введение в сферу психологических исследований реальных проблем, волнующих современного человека. Ее называют гуманистической, потому что она была основана на вере в достижимость расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу. Стержнем гуманистической психологии стал оптимистический взгляд на природу человека. Главным объектом психологических исследований, по мнению представителей гуманистической психологии, должна стать здоровая, творческая личность. Гуманистическая ориентация выражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, человеческое общение.

Гуманистический подход отводит главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.

Так, Карл Роджерс исходил из того, что в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, достаточными для развития всех своих возможностей. Однако общество с помощью устанавливаемых социальных норм пытается навязать человеку свои нормы, противоречащие его потребностям. В этом противостоянии и кроется источник неудовлетворенности и аномального поведения, которыми страдают многие люди.

Другой известный психолог гуманистического направления Абрахам Маслоу известен как создатель развернутой теории человеческих потребностей, разделив их на базисные (потребности в пище, безопасности и др.) и производные (потребность в благосостоянии, справедливости, уважении и т.п.). Маслоу особо подчеркивал, что возможности людей в удовлетворении своих основных нужд часто бывают ограничены, в связи с чем их потребности более высокого уровня, прежде всего потребность в самоуважении и самореализации, не удовлетворяются. Для проверки обоснованности своей теории Маслоу провел сотни конкретных исследований. Однако безусловного подтверждения правильности его концепции эти исследования так и не дали.

Тем не менее основные положения его теории поныне активно используются в практике современного менеджмента, особенно при создании эффективных систем мотивации работников.

На основе гуманистической психологии во второй половине прошлого века возникло новое направление психологического знания, получившее название трансперсональной психологии. В качестве своего основного предмета транспсрсональная психология выделила не психику отдельной личности, как это принято в традиционной психологии, а надличностные, сверхличностные состояния сознания. Новое направление исходило из признания того, что основное содержание психики находится вне меня, вне тебя и вне рационального знания.

Нетрудно заметить, что по своим исходным основаниям транс- персональная психология восходит к идеям Сократа и Платона о космической, духовной первооснове мира. Признание существования духовной основы мира, а также его системной организации, по убеждению представителей нового направления, значительно расширяют возможности познания психики и самого феномена человеческого бытия. Такой подход приводит к обоснованию мысли о том, что психика отнюдь не исчерпывается деятельностью мозга, мышлением, а содержит еще и огромный психический материал коллективного бессознательного, возникающий помимо личного опыта, в духовной сфере более высокого порядка, в космической психосфере.

В качестве самостоятельного раздела психологической науки трансперсональная психология оформилась в конце 1960-х гг. как одно из направлений гуманистической психологии. Основателями этого направления выступили Абрахам Маслоу, Станислав Гроф, Энтони Сьютич и др.

Сразу же после своего появления трансперсональная психология подверглась резкой критике за свою иррациональность, ненаучность, и даже за свою несовметимость со здравым смыслом. Однако постепенно выяснилось, что новое направление восходит к идеям, которые высказывались рядом выдающихся мыслителей еще в начале XX в. Так, американский философ и психолог Уильям Джеймс писал о трансперсональной психологии еще в 1902 г. О «персональном бессознательном» говорил и швейцарский философ Карл Юнг, использовавший этот термин в качестве синонима «коллективного бессознательного».

Выяснилось также, что новое направление имеет глубокие основы в общекультурной и религиозной традиции. Так, из истории известно, что духовная практика древности в значительной степени опиралась на необычные состояния сознания. Практика шаманизма появилась около 40 тыс. лет тому назад. Система медитации йоги сформировалась около 10 тыс. лет тому назад. 11еобычные состояния сознания, такие как религиозное озарение, являются центральными и для современных мировых религий, особенно в монашеской традиции, в том числе и древнерусской. Измененные состояния сознания вызывались и с помощью специальных растений: грибов, препаратов конопли, других трав. Следующим способом вхождения в это состояние, который был известен с очень давних времен, является голодание. Известно также, что почти все основатели мировых религий пользовались методами аскетизма. Весьма распространенными были и такие способы, как ритуальные танцы, песнопения, барабанная дробь и т.п.

На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали танцы для празднования побед, лечения больных и оплакивания мертвых. В жизни нередко возникают обстоятельства, при которых измененные состояния сознания возникают спонтанно: угроза для жизни, тяжелые физические заболевания, интенсивные сексуальные переживания, стрессы. Сама жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах.

Такие состояния психики и стали для трансперсональной психологии основным объектом исследования.

Позиции нового направления значительно укрепились, поскольку со временем становилось ясно, что трансперсональная ориентация выходит далеко за рамки психологии. Дополнительные аргументы для новой психологии дали революционные открытия в других научных дисциплинах, особенно в области физики. Как отмечал выдающийся физик XX в., лауреат Нобелевской премии (1954) Нилъс Бор, то, что нам кажется мертвым как камень, на самом деле находится в вечном движении. Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание.

Исходя из этих общих установок, один из ведущих специалистов в трансперсональной психологии Станислав Гроф первоначально занимался исследованием воздействия легких наркотиков на организм.

Но после того, как в 1987 г. Всемирной организацией здравоохранения было запрещено использование препаратов наркотического действия в экспериментальных целях, исследователи стали работать на препаратах, разрешенных в анестезиологии.

Другие психологи, занимавшиеся исследованиями в области космонавтики, прибегали к методам изоляции, чтобы вызвать ощущение безбрежности психики, ее связи с мировым целым, со Вселенной, что пробуждало в сознании давно уснувшие воспоминания, хранящиеся в глубинах психики.

В 1984 г. С. Гроф предложил более естественный и безопасный метод, относящийся к дыхательным техникам, так называемое хо- лотропное дыхание. Гроф обнаружил, что интенсивное, более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких в сочетании с некоторыми специфическими физическими движениями тела в сопровождении специально подобранной музыки может вызывать тс же переживания, как и при использовании легких наркотиков.

Обобщая результаты своих экспериментов, Гроф предложил выделять в структуре человеческой психики два основных уровня: один, ориентированный на осязаемую реальность, а другой, направленный на неосознаваемую внутреннюю реальность. Ученый подчеркивал, что весьма важно различать их так, чтобы переживания одной логики не преуменьшались и не обесценивались при использовании другой. Обе эти реальности равнозначны и взаимодействие между ними ценно само себе, поскольку оно обеспечивает возможность возникновения расширенных состоянии сознания.

К такого рода состояниям относят, например, состояние болельщиков, которое они испытывают, когда команда выиграла и они готовы обнять весь мир, купальщиков-моржей после зимнего купания в ледяной воде, бегунов, делающих утреннюю пробежку. К этим же состояниям относят и состояние влюбленных, которые видят весь мир и предмет своей любви в розовом свете.

В заключение следует отметить, что, конечно, чрезвычайное многообразие школ и направлений, сменявших на протяжении истории психологии друг друга, может привести в замешательство читателя, впервые приступающего к изучению этой науки. Однако для укрепления уверенности в возможности постижения некоторой суммы объективных знаний и в области этой науки следует учесть, что все же сегодня и в психологическом знании, как и в так называемых «точных науках», формируется некоторая совокупность общепризнанных положений, универсалии, широко признаваемых всеми психологами.

По мере углубления наших знаний споры между представителями разных направлений затихают, все чаше достигается согласие по ряду ключевых вопросов.

Теперь психологи отбирают зерна истины в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые помогают лучше понять сущность того или иного психического явления. Такой конструктивный подход приводит к тому, что в одних случаях принимаются понятия и методы бихевиористов, а в других используются теории фрейдистов или гуманистов.

Для современного психолога главным становится стремление не доказать истинность или ложность того или иного направления, а найти наиболее приемлемые способы решения реальных проблем и оказания эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Как мм увидим в последующем изложении, перед современной психологией стоят две основные задачи:

  • все дальше развивать теоретические исследования, касающиеся сущности, происхождения и структуры психики;
  • эффективно решать возникающие практические проблемы, возникающие как в производственной, так и в повседневной жизни людей.

Такое понимание задач психологии позволяет предложить современное понимание предмета психологической науки, которое учитывает различные подходы к определению се содержания.


Смежные предметы
Основы психологии
Психология как наука. Понятие и структура современной психологии
История становления и развития психологии
Житейская или донаучная психология и научная психологияФилософия психологииНаучная психология Предмет и объект психологии. Задачи психологии
Методы исследования в психологии
Отрасли психологии и их основные задачи
Личность и ее психологическая структура
Сознание и самосознание личности
Мотивы деятельности и потребности личности и человека в психологии
Потребности и мотивы личности и человека
Теории мотивации основные и современные, их характеристика
Мотивация деятельности человека. Виды мотивов личности
Потребности человека. Иерархия потребностей Маслоу
Содержательные и процессуальные теории мотивации
Теория потребностей МакКлелландаТеория мотивации ГерцбергаТеория ожиданий ВрумаТеория справедливостиТеория X и Y МакГрегора Направленность личности и деятельности человека в психологии
Виды и формы направленности личности. Интерес и склонности человека
Механизмы психологической защиты личности
Психодиагностика личности. Методы психодиагностики
Условные и безусловные рефлексы человека