Характер и темперамент

Качества характера

Все же широко признано, что граница разделения темперамента и характера достаточно условна.

Общим для всех пониманием характера является особенность как индивидуальное своеобразие, проявление в деятельности и общении, социальная обусловленность. Познать характер человека — значит вскрыть его существенные черты, которые проявляются главным образом в поступках. С характером человек не рождается, но в проявлениях характера — особенности врожденных качеств человека, его наследственных качеств, генотипа.

Темперамент и характер сближает их общая зависимость от физиологических особенностей субъекта, типа нервной системы. Они органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя характеристику его индивидуальности. Однако, какая из сторон темперамента станет чертой характера, зависит от условий его формирования и особенностей воздействия среды.

Характер можно определить как совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.

Сущность характера хорошо раскрывается путем описания его основных типов.

Используя в качестве критерия типологии характеров степень их выраженности, американский психолог К. Леонгард разработал классификацию, включающую характеры трех основных типов:

  • абсолютно нормальный характер;
  • характер с выраженной акцентуацией, т.е. с чрезмерным усилением отдельных черт характера:
  • характер с сильными отклонениями от нормы (психопатия).

Первые два типа можно считать нормой, а психопатия является патологией. Отечественный психиатр П.Б. Ганнушкин выделял три признака психопатического характера:

  • характер можно расценивать как психопатию, если соответствующие его качества проявляются стабильно во времени и мало меняются в течение жизни;
  • тотальность проявления патологии характера определяется тем. что человек обнаруживает одни и те же черты характера везде: дома, на работе, на отдыхе, среди знакомых и незнакомых людей. Если же человек в одних условиях один, а в иных оказывается совсем другим, то он не психопат;
  • социальная дезадаптация — признак, являющийся наиболее показательным свидетельством патологии. Он проявляется в том, что человек теряет способность адаптироваться в обществе, от чего страдает и он сам, и окружающие его люди.

Проблема акцентуированных характеров относится не к области психиатрии, а к области обшей психологии. В случае акцентуаций характера не присутствуют все три указанных выше признака психопатии. Для личности с акцентуацией характерна уязвимость лишь к тем травмирующим воздействиям, которые создают чрезмерную нагрузку на «места наименьшего сопротивления».Так, например, среди 12 типов акцентуаций, выделенных Леонгардом, есть гипертимный тип, для которого характерен высокий жизненный тонус, чрезмерная активность, стремление к лидерству и т.п. Для человека с этим типом характера покажется тяжелой ситуация, при которой его поведение будет строго регламентироваться, где не будет условий для проявления инициативы, где преобладает монотонный труд и т.п.

Характер человека проявляется в следующих системах отношений:

  • с другими людьми. Именно в этих отношениях могут проявиться такие черты характера, как правдивость или лживость; вежливость или грубость, общительность или замкнутость;
  • к труду. Здесь обнаруживаются такие черты, как лень или трудолюбие. ответственность и безответственность;
  • в самооценке. Проявляются такие качества, как самокритичность, самоуверенность, эгоизм;
  • к вещам. Проявляются такие черты, как бережливость или расточительность, щедрость или жадность.

В характере выделяются его наиболее яркие, устойчивые особенности - черты характера. Это существенные свойства человека, из которых складывается определенная линия поведения, отличающая данного человека, например терпимость, принципиальность и др. Будучи связаны друге другом, поступки формируют основные черты характера данного человека.

Те или иные черты, позитивные или негативные, преобладают в характере людей под влиянием жизненных обстоятельств, воспитания. требований общества.

Характер человека является одной из подструктур личности, причем подструктурой подчиненной. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы характера, когда человек действует по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психологически незрелых личностей или психопатов. Характер формируется не только в процессе воспитания, по и в процессе самовоспитания. Личность может сознательно корректировать негативные проявления своего характера.

Проблема характера и условий его формирования и развития — одна из актуальных психологических проблем. В психологии постоянно обсуждаются вопросы о роли наследственности в формировании характера, соотношении темперамента и характера, возможности изменения характера и др. Интересен ответ на эти вопросы отечественного психолога А.В. Петровского: «Характер не дан человеку от природы. Нет характера, который нельзя было бы скорректировать. Ссылка на то. что "у меня такой характер и я не могу ничего с собой поделать" психологически совершенно несостоятельна. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием»*.

Классификация черт характера

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы последующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: 1) отношение человека к обществу, другим людям; 2) к самому себе; 3) к труду и другим видам деятельности; 4) к вешам как продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность.

Нравственность — моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Уровень нравственности личности определяется мерой совпадения общесоциальных и внутренне мотивационных требований к ее поведению. Нравственность есть свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.

Понятие нравственности — понятие, пограничное между социологией, этикой и психологией. В социологическом аспекте оно связано с понятием общественных нравов, функционированием социальных норм, регулирующих поведение социума. По психологической сущности нравственность — система стереотипизированных форм поведения, основанная на интернализации (присвоении) социальных норм. Нравственность личности — основной показатель ее социализированности, социальной самоидентификации.

Нравственность в целом — поведенческая культура общества. Нравственность индивида — мера его приобщения к этой культуре. Общие стандарты нравственности отвечают объектив- ным условиям человеческого общежития, базовым потребностям человечества.

Формирование нравственности связано с культурно-историческими традициями данного общества, развитием в нем нравственной идеологии, уровнем социального контроля и социальных ожиданий.

В этическом плане нравственность индивида — сфера его моральных отношений с другими людьми, его нравственной деятельности, классифицируемая но содержанию, форме и способу межличностных отношений. По содержанию моральные отношения индивидов подразделяются исходя из их социальных обязанностей (гражданские, трудовые, семейные, профессиональные и др.). Специфические нравственные обязанности возникают по отношению к людям, находящимся в особом положении (к детям, престарелым, женщинам, больным, остро нуждающимся), к людям, с которыми индивид находится в особых отношениях (к родителям, детям, любимым, друзьям). Ряд нравственных требований индивид обязан предъявлять к себе как к определенной самоценности (гордость, самоуважение и проч.).

Нравственное самоусовершенствование индивида — один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида всегда духовное преодоление трудностей бытия.

Одним из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к самоограничению и даже самоотречению для блага других людей. Способность к самоподавлению эгоистических побуждений — одно из высших проявлений благородного характера. Категорическим императивом (безусловным требованием), «золотым правилом» поведения человека является требование: относись к людям, как к самому себе; блага одних людей не могут быть оплачены страданием других людей.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам.

«Я хороший и все люди хорошие» — ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

«Я плохой, а все люди хорошие» — жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом нервной деятельности.

«Я хороший, а все люди плохие» — схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права на исключительные поступки — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

«Я плохой и все люди плохие» — позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в отличие от третьего жизненного сценария данный жизненный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе — Я-концепция. Образ собственного Я состоит из ряда компонентов:

  • когнитивного - образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость;
  • эмоционального - самоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.;
  • притязательно-волевого — желание самоутверждения, признания достоинств другими индивидами.

Наряду с реальным Я существуют Я идеальное и Я динамическое, саморазвивающееся.

Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя композиции возможных действий. Этот внутренний диалог — основной механизм саморегуляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальности.

Однако чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. И тогда индивид по существу перестает быть человеком. Отсутствие внутренней жизни, системы критических самооценок, нищета духа, крайний примитивизм при санкционировании ответственных решений — таков уровень самосознания большинства злостных преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой духа, приобретают бездуховную энергетику, проявляясь в жестокости, садизме и насилии.

У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений включает в себя также склонности, призвание и талант как характерологические качества личности.

К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и проч.

Отношение к вещам как продуктам труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе некоторые качества имеют криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».

Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Противоположное качество — нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов. Решительность выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.

Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание — способность индивида контролировать собственное поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Противостоящие отрицательные качества — трусость, малодушие — гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность.

Цельность характера — устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера — энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях; твердость характера — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера — ровность, сдержан ность поведен и я, эмоционально-волевая устойчивость личности.

Волевая, деятельностная саморегуляция индивида, система его волевых качеств определяются широтой, иерархизированностью и динамичностью его мотивационной сферы. Широта и содержательность потребностей и интересов человека — одни из основных его психических качеств. Существенно также, чтобы побуждения низшего уровня подчинялись более высоким побуждениям. Индивид должен обладать хорошо отработанными средствами подавления низменных побуждений. Иерархизированность мотивационной сферы индивида зависит от того, какие мотивы и в каких ситуациях актуализировались особенно часто и сильно, какие желания при этом реализовывались и какие качества индивида угнетались.

Многие поведенческие побуждения людей возникают спонтанно, на подсознательном уровне, уровне установок и привычек, в силу их эмоциональных особенностей. В последующем же объяснении своего поведения люди подыскивают наиболее приемлемые для них оправдания.

Эмоциональные особенности характера индивида — наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, вызывает у него гнев и стресс, заставляет его успокаиваться и приходить в умиление. Эмоции, как уже отмечалось выше, — непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для пего воздействия. Эмоционально окрашена вся оценочная деятельность индивида — от элементарного тона ощущений до эмоционального переживания своего мировоззрения, отношения к миру. Эмоции — непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, выражающиеся в определенных нервно-психических и гуморально-вегетативных состояниях.

Эмоции вступают в права в любой внезапно возникающей жизненно значимой ситуации. Они доминируют во всех сложных конфликтных ситуациях, мобилизуя резервы психической и физической энергии.

По эмоциональным особенностям характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональный настрой индивида — показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

Ориентированные на успех индивиды предпочитают те виды деятельности, которые ведут к быстрому получению престижною результата. Для них характерен повышенный уровень притязаний, а во многих случаях — дефекты самокритичности, нравственной принципиальности. Индивиды, преимущественно ориентированные на избежание неудачи, отличаются повышенной требовательностью к себе, более тонким самоанализом, а в ряде случаев — излишней робостью и нерешительностью. Они всячески избегают ситуаций, в которых возможны поведенческие неудачи, личностные утраты. Такие люди отличаются другой крайностью — заниженным уровнем притязаний. Первые же неудачи гасят у них интерес к данному виду деятельности. Свои успехи они склонны считать случайностью.

Оценка своих психических возможностей — одна из характерных особенностей личности. Она связана с определенным уровнем тревожности, характерным для данного индивида. Высокотревожные люди особенно чувствительны к опасным ситуациям, склонны к дезорганизации своего поведения в этих ситуациях.

С эмоциями человека связаны его нравственные позиции, честь и совесть, способность к моральному самоконтролю, энергетической мобилизации в значимых для данной личности направлениях, способность эстетического наслаждения прекрасным и гневного отвержения безобразного.

Эмоциональность индивида характеризуется содержанием, качеством и динамикой его эмоциональных процессов. Содержательная сторона эмоциональной сферы отвечает за ценностные ориентации, общую психическую направленность. Качественная сторона эмоций свидетельствует о преимущественной положительной или отрицательной модальности присущих данному индивиду эмоциональных состояний. К динамическим эмоциональным свойствам индивида относятся особенности возникновения, протекания, видоизменения и прекращения эмоциональных процессов, их внешнее проявление — экспрессия.

Эмоциональная сфера индивида — механизм экстренного, спонтанного уравновешивания его внутренних состояний с внезапно возникающими изменениями в окружающей среде. По эмоциональным реакциям личности (внешне выраженным или тщательно скрываемым) можно судить о тонких нюансах ее животрепещущих связей с действительностью.

По эмоциональным качествам различаются натуры импрессивные — эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные.

Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивиду- ально-типологические особенности интеллекта.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

Решающее значение для развития интеллекта человека имеют система психической стимуляции, усложняющаяся система социокультурного общения. Гармонично развиваются дети, имеющие возможность общаться с конструктивно мыслящими людьми, манипулировать разнообразными предметами, осваивать вес более усложненные знания и навыки из зоны ближайшего развития.

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направленность личности (любознательность), рассудительность, вдумчивость и др.

Итак, характер каждого человека — богатейшая палитра красок и полутонов, неповторимое, уникальное личностное своеобразие. Но в многообразии черт характеров особенно выделяется то, что заметно выступает на передний план в регуляции поведения индивида: волевая сторона его психики, выражающаяся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях. В этих случаях проявляется сила характера, которая вместе с цельностью и устойчивостью составляет основные динамические качества характера. Ценностное же его качество определяется нравственностью и когнитивной направленностью.

Для адекватного восприятия и оценки различных качеств индивида необходимо наблюдать его в различных жизненных ситуациях, особенно в ситуациях затруднений, психического напряжения. Однако следует помнить и о том, что мешает адекватному восприятию человека человеком. Назовем некоторые факторы искажении социальной перцепции: непонимание психического состояния людей, их подлинных мотивов и целей, подверженность предвзятости, обобщение отдельных негативных проявлений личности, поиск подтверждения априорных негативных оценок, неспособность увидеть положительные изменения у личности в связи с выходом ее из кризисных состояний, интерпретация случайных явлений в качестве причин поведения личности.


Смежные предметы