www.Grandars.ru » Правоведение » Основы права »

Юридическая сила нормативно-правовых актов

Юридическая сила нормативных правовых актов Российской Федерации

Юридическая сила нормативно-правовых актов

Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.

Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.

В этом случае система нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

Если вопрос согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед региональными.

По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • законы субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения субъектов РФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:

  • законы субъектов РФ;
  • нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

Если какой-либо вопрос не входит в исключительное ведение РФ или совместное ведение РФ и ее субъектов, то нормативные правовые акты, принятые (изданные) в субъекте РФ, имеют приоритет перед федеральными.

Каждый структурный ряд системы нормативных правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов. Она выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.

Объединяет все три структурных ряда Конституция РФ. которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нормативно- правовыми актами. В этих целях предусматривается:

  • создание и деятельность Конституционного Суда РФ, который может отменить антиконституционный акт;
  • отмена нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления судебными органами;
  • наделение Президента РФ правом отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса в судебном порядке.