Характеристика предпринимательской среды

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.

Выводы

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, оказывающей влияние на все стороны его деятельности. При разработке стратегии развития предприятия важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.

Внешняя предпринимательская среда

Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности. Для предпринимателей она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), но должны учитывать при ведении собственного дела.

Внешняя предпринимательская среда включает сферы и факторы макросреды (обшей среды) фирмы (табл. 1).

Таблица 1. Внешняя предпринимательская среда фирмы

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Международная

Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты

Численность военных и других лиц, задействованных в «горячих точках» в данное время

Количество международных симпозиумов, конференций, выставок и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса

Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе

2. Политическая

Стабильность демократических преобразований в стране

Вероятность возврата к прошлой политической системе

Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день

Криминальная обстановка в стране

Количество политических фракций в законодательной власти

3. Экономическая

Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны

Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны

Тенденции изменения внешнеэкономических связей

Дефицит бюджета страны, %

Среднегодовые темпы инфляции

Удельный вес частной собственности в совокупной собственности старны

Наличие «стратегии перехода» страны к рыночным отношениям и их развитие

Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам)

Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны

Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

Структура распределения доходов населения

Уровень развития финансовой системы страны

4. Социально-демографическая

Место страны в мире по продолжительности жизни

Место страны в мире по жизненному уровню населения

Продолжительность жизни (мужчин, женщин)

Смертность детей в возрасте до одного года, % от числа родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем

Рождаемость и смертность населения страны

Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу числа работающих женщин, служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

Миграция населения

Перспективность городов

Структура населения но доходу и др.

5. Правовая

Наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны

Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

Наличие федеральной программы создания правового государства

Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов

Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали

6. Экологическая

Параметры экосистемы страны

Количество городов, которые не отвечают требованиям экологии, и удельный вес численности их населения

Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны

7. Природно-климатическая

Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе

Характеристика климатических факторов страны

Дефицит отдельных видов ресурсов по регионам страны

Степень использования вторичных ресурсов

8. Научно- техническая

Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества

Удельный вес числа докторов наук, профессоров в общей численности работающих в стране

Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого

Уровень автоматизации производства в машиностроении страны

Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза (в долларах США)

Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны

Характеристика системы информации страны

Уровень компьютеризации страны

9. Культурная

Средний уровень образования населения страны

Обеспеченность населения страны объектами культуры

Отношения людей к окружающему миру

Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей

Внутренняя предпринимательская среда

Предпринимательский успех зависит от внутренней предпринимательской среды — определенной совокупности внутренних условий функционирования предприятия. Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде относятся определенные сферы и факторы микросреды (рабочей среды) фирмы (табл. 2).

Таблица 2

Сфера микросреды

Факторы микросреды

1. Поставщики

Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалам

Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.

Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму

Интегральный показатель качества нормативно-методической документации

Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

Прогноз изменения условий поставок

2. Потребители

Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров

Прогноз изменения доходов потребителей

Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире

3. Конкуренты

Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов

Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов

Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов

Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов

4. Контактные аудитории

Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

Разработка мероприятий по улучшению отношений с контрактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники

Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

Налаживание контрактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.)

Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

Задача управления — выявление характера и степени воздействия таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия. С этой целью ведется систематический анализ факторов предпринимательской среды в процессе:

  • маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;
  • планирования и разработки плановых показателей;
  • оперативного управления;
  • контроля за результатами хозяйственной деятельности.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит от многих факторов, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров всех уровней, выявляются и анализируются с помощью различных экономических показателей.

Глубокий и тщательный анализ внутренней среды — необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация — это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов. Без такой информации и ее анализа невозможны эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности предприятия.