Суть местного самоуправления заключается в автономности от других органов государственной власти, самостоятельности населения в решении местных проблем. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а значит, последние не могут давать обязательных указаний муниципальным органам. В самом деле, ведь местное население наверняка лучше разбирается в своих проблемах и сможет найти лучшие пути их разрешения. Следовательно, вполне допустимо власть местного самоуправления назвать четвертой властью, существующей в нашем обществе.

Понятие местного самоуправления в отечественной науке муниципального права не имеет четкого и однозначно принятого всеми учеными определения.

По причине отсутствия единого научного определения, а также громоздкости существующих в теории муниципального права определений для понимания его основных характеристик более удобно пользоваться легальными определениями, содержащимися в нормативных правовых актах.

Как местное самоуправление понимается в Европейской хартии местного самоуправления 1985 г.?

В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. и ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации 11 апреля 1998 г., «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Согласно ч. 2 той же статьи Хартии, это право должно осуществляться советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Несмотря на то что отечественное законодательство не употребляет словосочетание «местное сообщество», тем не менее именно признак принадлежности всей полноты власти на местах населению (местному сообществу) стал ключевым при формировании законодательства РФ о местном самоуправлении с 1993 г. по настоящее время.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. восприняла положения Европейской хартии местного самоуправления 1985 г. и хотя не содержит определения местного самоуправления, на конституционном уровне закрепила право населения на местное самоуправление и признала местное самоуправление одной из основ конституционного строя (ст. 3, 12, 18, 130 и др.).

Понятие местного самоуправления в Федеральном законе от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

На основе положений Европейской хартии 1985 г. и Конституции РФ в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 (утратившем силу 01.01.2009) местное самоуправление было определено как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Определение местного самоуправления, содержащееся в Федеральном законе от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, очевидна эволюция формирования понятия местного самоуправления в законодательстве России в соответствии с международными правовыми актами, когда понимание местного самоуправления трансформировалось следующим образом: возможность органов местного самоуправления управлять большей частью публичных дел на соответствующей территории (официальная русскоязычная редакция Европейской хартии местного самоуправления 1985 г.) → право населения на деятельность по самоуправлению (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995) → форма народовластия (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), что наиболее отвечает сути местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления

Эволюция понятия «местное самоуправление» напрямую отразилась и в формировании подходов к пониманию сущности местного самоуправления в отечественной правовой науке.

В.И. Фадеев выделяет три основных подхода:

  • местное самоуправление как основа конституционного строя;
  • местное самоуправление как право населения на решение вопросов местного значения;
  • местное самоуправление как форма народовластия.

По мнению Е.С. Шугриной, местное самоуправление можно рассматривать как:

  • основу конституционного строя;
  • право населения на решение вопросов местного значения;
  • форму народовластия;
  • деятельность населения по решению вопросов местного значения;
  • одну из разновидностей социального управления.

В.И. Васильев придерживается более оригинального подхода и указывает, что местное самоуправление может рассматриваться как:

  • одна из основ конституционного строя;
  • форма народовластия;
  • элемент правового статуса гражданина;
  • способ оптимизации социального управления;
  • институт организации и предоставления услуг гражданам. Таким образом, несмотря на множественность подходов, наиболее традиционным в науке муниципального права считается рассмотрение понятия местного самоуправления как: а) основы конституционного строя; б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения; в) формы народовластия.

Понятие местного самоуправления

Понятие местного самоуправления

В настоящее время понятие местного самоуправления можно раскрыть в следующих аспектах.

Местное самоуправление связано с правом граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами. Выше уже приводилось определение местного самоуправления, содержащееся в Европейской хартии местного самоуправления. Из определения видно, что местное самоуправление рассматривается именно как право и реальная способность. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В ч. 1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредованно, через систему органов местного самоуправления.

Местное самоуправление — это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. Местное самоуправление в РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление — форма народовластия, т. е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти. В ч. 1,2 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление в РФ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление — одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление — это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (неправовых) характеристиках, как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль.

Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали). В ст. 12 Конституции РФ указывается, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, о местном самоуправлении говорится в ст. 3, 12 Конституции РФ, которые в соответствии с ч. 1 ст. 16 Конституции РФ составляют основы конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление — это институт организации и предоставления муниципальных услуг. На этот аспект обращали внимание многие специалисты, однако четкую формулировку дал В. И. Васильев.

Муниципальная услуга — это любая услуга, предоставляемая потребителям (физическим и юридическим лицам) за счет ассигнований из местного бюджета органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами (ст. 69 БК РФ).

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность.