www.Grandars.ru » Правоведение » Конституционное право »

Осуществление Конституции

Осуществление Конституции и конституционное правосознание

Осуществление (реализацию) Конституции РФ отличают от ее действия. Действие Конституции — готовность к воплощению субъектами права ее норм в общественных отношениях.

Осуществление Конституции — реальное воплощение названными субъектами конституционных положений. В данном случае Конституцию можно сравнить с компьютером. Включенный и загруженный компьютер начинает действовать. Только после этого потребители осуществляют корректно, некорректно или не осуществляют вовсе заложенные в нем возможности. Действие Конституции — это характеристика ее собственных рабочих параметров. Она действует в пространстве (территория Российской Федерации), во времени (с 25 декабря 1993 г.; в определенных случаях ее нормы могут быть обращены к отношениям, возникшим ранее этой даты), по кругу лиц (в отношении всех, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации). Осуществление Конституции — характеристика действий субъектов права по поводу извлечения из Конституции заложенных в ней возможностей, правовых «потребительных стоимостей».

Способы осуществления Конституции

Элементарные способы осуществления Конституции субъектами права: использование, соблюдение, исполнение, применение зависят от природы конституционных норм.

Использование — способ осуществления норм, закрепляющих права, свободы, законные интересы людей, их объединений (например, нормы гл. 2 Конституции РФ). Соблюдение — способ осуществления конституционных запретов. Так, ст. 61 Конституции РФ запрещает высылку граждан Российской Федерации за се пределы или выдачу их другим государствам. Исполнение — осуществление обязывающих норм, предписывающих совершение определенного поведения. Например, ст. 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги. Применение — принятие на основе конституционных норм уполномоченными органами, должностными лицами каких-либо решений: нормативных, индивидуальных. Видами применения норм Конституции РФ являются законодательная деятельность, отправление судами правосудия, осуществление Президентом РФ собственных властных полномочий.

Перечисленные способы осуществления конституционных норм, соединяясь воедино в деятельности субъектов права, обеспечивают осуществление более масштабных возможностей Конституции, ее функций: учредительной, регулятивной и др. В конечном счете вся совокупность элементарных и функциональных способов осуществления юридической Конституции превращает ее в Конституцию фактическую. Потенциально заложенные в действующей юридической Конституции возможности значительно шире и содержательнее реализованных в фактической Конституции. Данный разрыв между юридической и фактической конституциями полностью не устраним никогда.

Важно стремиться к его сокращению и, конечно, не за счет урезания оправданных положений юридической Конституции.

Действенность осуществления Конституции тесно связана с конституционным правосознанием как срезом правосознания в целом.

Конституционное правосознание

Конституционное правосознание — система взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, имеющих своим предметом конституционное регулирование. Действенность конституции зависит от развитости в обществе конституционных идей, их близости к эмоционально-волевому настрою и ценностным предпочтениям людей.

Если конституционные положения не созвучны господствующим в обществе представлениям, не укоренились в обыденном сознании людей, они не становятся стимулами массового поведения. Люди готовы найти множество способов неисполнения названных положений или выхолащивания их содержания («хотели как лучше, получилось как всегда», «закон трудно исполнять», «идея хороша, но не реализуема» и т. п.). Конституционные идеи, заключающие в себе представление о некоем идеальном способе организации жизни общества, в состоянии получить массовый отклик, если перекликаются с представлениями не только об идеальном, но и возможном, необходимом, желаемом. Разрыв между конституционной нормой и реальными отношениями небезобиден. Он располагает цели конституционного развития вне пределов жизненного пути индивидов (конституция хороша, но написана не для нас, а для будущих поколений), подрывает у них ощущение действенности закрепленного законодателем слова. Как следствие — эпидемия правового нигилизма.

Легитимация Конституции

Для укоренения конституционных идей в общественном сознании они должны подвергнуться легитимации — признанию, оправданию норм, идей обыденным и профессиональным сознанием. Обычное опорой на воззрения М. Вебера выделяют три способа легитимации: традиционный, харизматический, рационально-правовой. Хотя данная классификация относится к власти, однако уместно выделение трех указанных типов применительно к конституционным положениям. Легитимация власти в конечном счете представляет собой легитимацию какой-либо идеи (идеи сильной руки, нрав человека, идеи демократии).

При традиционном способе легитимации обоснование и оправдание идеи строится на обычае. Существующая идея признается законной, поскольку «таковой была всегда». Легитимация такого типа предполагает безусловное доверие к общественным и государственным институтам, но не к персонифицирующим их лицам.

При харизматическом способе легитимации обоснование и оправдание идеи происходят с помощью авторитета какой-либо известной личности. Так, легитимация идеи свободы выражения мнений шла путем последовательного привлечения столь несхожих фигур, как В. И. Ленин, Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров.

При рационально-нравовом способе легитимации идея представляется рациональной, а норма, в которой она закреплена, — правомерной. Рационально-правовое оправдание — наиболее трудоемкий способ легитимации, так как предполагает детальную разработанность процедуры обоснования и оправдания конституционной идеи. В рамках этого способа реализуют себя конституционно-правовая наука, правоведение в целом, конституционно-судебная практика.

Уместно выделить еще два вида легитимации: ксенический и стереотипический.

При ксеиической легитимации идеи закрепляются в общественном сознании путем многократного их повторения, практически без обоснований. Данный тип легитимации схож с рекламной кампанией. Он заключается в движении не от укоренения идеи в сознании людей к ее правовому закреплению, а, наоборот, от нормы, сшс не понятой и не принятой, — к массовому сознанию. Безусловно, это поверхностная легитимация, но в нашей стране она широко распространена. Посредством ксеиической легитимации вошли в российское законодательство идеи разделения властей, негосударственной природы местного самоуправления, приоритета конституционного законодательства. Даже сама власть не осознала еще в полной мере их смысл и назначение.

Стереотипическая легитимация предполагает опору идей на широко распространенные стереотипы сознания и поведения. Так, идея тотальной децентрализации и укрепления субъектов Федерации за счет центра стараниями региональных элит опиралась на известный стереотип: «своя рубашка ближе к телу, собственные доходы — для своих жителей». Обратная идея упрочения единства государства опирается на стереотипы «сильной руки», одного руководящего центра, связывается с негативным историческим опытом государственной раздробленности.

В основаниях различных способов легитимации правовых идей лежат социальные чувства, укорененные в подсознании: защищенности, сострадания, кровного и социального родства, страха, индивидуализма и др. Подлинная легитимация конституционных идей завершается тогда, когда тс или иные идеи связываются человеком вольно или невольно именно с этими социальными чувствами.