www.Grandars.ru » Правоведение » Конституционное право »

Охрана и защита конституции

Правовая охрана Конституции РФ

Охрана и защита конституции

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ:

  • издает акты официального толкования конституционных положений;
  • проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ;
  • в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие;
  • проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции РФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Понятие охраны и защиты конституции

Конституция не реализуется автоматически. Процесс осуществления конституционных установлений нередко дает сбои и может быть нарушен умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Поэтому должны существовать их эффективная охрана и защита.

В литературе нет однозначного понимания охраны и защиты конституции. В первом приближении указанные понятия могут использоваться как равнозначные. Именно так чаще всего указанные понятия (термины) употребляются в Конституции РФ и в текущем (отраслевом) законодательстве. Однако известное различие между ними можно провести по следующим основаниям. Охрана конституции осуществляется путем установления в самой конституции, в законах и иных нормативных правовых актах мер профилактики и способов выявления конституционных нарушений, мер их пресечения, средств защиты и мер конституционной и иной ответственности в целях восстановления нарушенных конституционных установлений и наказания виновных за конституционные нарушения. Защита конституции непосредственно связана с активными действиями как потерпевших от конституционных нарушений но использованию средств защиты, так и уполномоченных компетентных органов и должностных лиц по применению разнообразных по назначению мер юридической ответственности к тем, кто совершил конституционные нарушения. Таким образом, защита составляет часть охраны конституции. Правозащитная деятельность завершает достижение конечной цели правоохранительной деятельности.

Правозащитная деятельность, составляющая существенную часть правоохранительной деятельности, имеет свои специфические особенности, связанные с основаниями се наступления, целями осуществления, с субъектным составом, участвующим в правозащитной деятельности, с распределением их полномочий, с особенностями процессуального порядка их реализации и другими характеристиками.

В правозащитной деятельности активную роль играет сам носитель права (правомочия), обладающий правом на защиту нарушенного права или полномочия. Основанием появления возможности прибегнуть к защите конституционного установления служит правосудие. Бессмысленно говорить о защите, если нет оснований к этому. Цель конституционно-правовой защиты состоит в устранении препятствий в реализации конституционных установлений, в восстановлении нарушенных прав и обязанностей, а также в наказании виновных правонарушителей в надлежащих случаях.

«Конституционно-правовая защита» — широкое понятие, которое охватывает самозащиту права (полномочия), т. е. совершение фактических действий, направленных на устранение препятствий в их реализации в пределах, установленных законом, а также использование субъектом права на защиту, инициирование обязательной по закону деятельности компетентных органов и должностных лиц в целях применения ими соответствующих мер государственного принуждения для устранения препятствий в осуществлении конституционных установлений; восстановление нарушенного правового состояния, возмещение нанесенного ущерба либо надлежащей компенсации, а также справедливое возмездие (кару, наказание) за совершенное правонарушение. Осуществляя правовую защиту, субъекты конституционного права в равной мере охраняют право и конституцию.

Нельзя противопоставлять реализацию и защиту конституции при всем своеобразии их содержания. Хорошо разработанный механизм защиты конституции уже сам по себе имеет большое воспитательное значение для обеспечения реализации конституционных установлений. Процесс реализации конституции включает и защиту ее в случае нарушения. Зашита, как правило, является стадией реализации, имеющей специальные цели и задачи: обеспечение реальной, наиболее полной и всесторонней реализации конституционных установлений. Правда, не всегда это возможно, например в случаях применения карательных (штрафных) санкций, преследующих цель справедливого наказания за совершенное правонарушение, и профилактики конституционных нарушений.

Охранительные средства и защитная деятельность государства, органов публичной власти, их должностных лиц представляют собой форму активно-властного отношения государства к правонарушениям, их причинам и последствиям в целях реализации конституционных установлений. В этом случае следует отдать предпочтение термину «охранительно-защитная публичная деятельность».

Основными признаками конституционной охранительно-защитной деятельности являются: особый предмет этой деятельности; властность ее осуществления; правовая опосредованность; процессуальная упорядоченность; уполномоченность субъектов, осуществляющих охранительно-защитную деятельность.

Охранительно-защитная деятельность включает такие направления деятельности компетентных органов и лиц, как: профилактика противоправного поведения, пресечение совершаемых правонарушений, процессуальное обеспечение при выявлении правонарушителя и установлении состава правонарушений, восстановление нарушенных правовых состояний, наказание правонарушителей за общественно-опасные конституционные действия.

Меры профилактики, пресечения и процессуального обеспечения по своей природе и назначению являются правообес- псчитсльными мерами, в то время как меры восстановления нарушенных правовых состояний и меры наказания за совершенные правонарушения суть меры юридической ответственности.

Целями охранительно-защитной деятельности служат восстановление нарушенных, деформированных правонарушениями конституционных установлений; возмещение нанесенного ущерба или надлежащей компенсации и справедливое наказание в предусмотренных законом случаях.

Охрана и защита конституции органами публичной власти

Охранять и защищать конституцию призваны все органы публичной власти в рамках предоставленных им законом полномочий и процедур. Органами публичной власти, которые осуществляют охрану и защиту конституции, как показывает мировая практика, являются глава государства; парламент; правительство и иные органы исполнительной власти, входящие в систему исполнительной власти; надзорно-контрольные и правоохранительные органы; органы местного самоуправления; суды.

Деятельность указанных органов власти по охране и защите конституции составляет одно из направлений содержания их основных функций либо самостоятельное направление наряду с другими.

Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) и в силу этого:

  • обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1 ст. 82);
  • в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет пути повышения эффективного действия и реализации Конституции РФ (п. «е» ст. 84);
  • обладает правом отлагательного вето относительно принятых федеральных законов, в том числе по мотивам их несоответствия Конституции РФ (ч. 3 ст. 107);
  • отменяет акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 107);
  • приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции Pel) и законам, международным обязательствам страны или нарушения прав и свобод человека (ч. 2 ст. 85);
  • посредством согласительных процедур разрешает разногласия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 1 ст. 85).

Указанными полномочиями Президент РФ пользуется именно в силу необходимости обеспечения и зашиты верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ как орган народовластия, воплощающий в себе народный и государственный суверенитет, осуществляет предварительный контроль конституционности законов. Все стадии законодательной деятельности ориентированы на то, чтобы разрабатываемый и обсуждаемый на сессии парламента закон не вступал в противоречие с Конституцией РФ. Государственная Дума проводит обязательную экспертизу на этот предмет при рассмотрении законопроектов. Совет Федерации имеет право — и много раз его использовал — отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон, в том числе и по мотивам несоответствия Конституции РФ.

Парламент осуществляет и последующий контроль, поскольку наделен правом отменять свои законы, вносить в них изменения и дополнения.

Палаты Федерального Собрания РФ используют и такую форму, как принятие постановлений, заявлений по проблемам конституционности и конституционного порядка в стране, которые имеют рекомендательный характер. Так, Государственная Дума 22 июля 1994 г. приняла постановление «По итогам парламентских слушаний «О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации», а 10 июня 1997 г. члены Совета Федерации приняли заявление «О поддержке конституционного порядка в стране».

Правительство РФ, помимо организации ведомственного контроля за соблюдением Конституции РФ (например, по линии Минюста России), выступает с законодательными инициативами, направленными, в частности, на охрану и защиту закрепленных Конституцией РФ основных прав и свобод граждан. В той или иной форме в охране и защите Конституции РФ участвуют и другие государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Для осуществления деятельности по охране и защите Конституции РФ органы публичной власти создают специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии, органы внутриведомственного контроля и т. п.) либо специализированные органы (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).

Наряду с вышеперечисленными органами охрану и защиту Конституции РФ ведут надзорно-контрольные и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные, налоговые органы и др.) в пределах своей компетенции и в установленных законом процедурах.

Охрану и защиту Конституции РФ осуществляют все виды судов, представляющие судебную власть. Осуществляя правосудие, судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. I ст. 120 Конституции РФ). Суды, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты и споры между ними и другими субъектами общественных отношений на основе Конституции РФ и закона. Суды в Российской Федерации восстанавливают нарушенные права и свободы физических и юридических лиц, объединений граждан; применяют меры наказания за содеянные конституционные и иные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке в форме конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение их решений.

В известных пределах и в предусмотренных законом формах в охране и защите Конституции РФ участвуют общественные объединения (профсоюзы, правозащитные организации), Общественная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

В чрезвычайных, критических ситуациях, когда возникает непосредственная угроза существованию конституции и конституционному строю, правом на охрану и защиту Конституции РФ обладает и многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации, путем всенародного голосования принявший Конституцию РФ.

Судебный конституционный контроль как средство охраны и защиты конституции

Специфическим видом охраны и защиты конституции служит конституционный контроль, т. е. проверка на соответствие конституции законов и других нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти и других субъектов права в целях утверждения конституционности и конституционного порядка. Для многих органов публичной власти конституционный контроль является одной из осуществляемых ими функций, для специализированных же органов публичной власти он служит основной функцией, определяющей их деятельность.

К специализированным органам, осуществляющим конституционный контроль, следует отнести конституционные суды, а также органы конституционного надзора несудебного (квазисудебного) характера (конституционные советы Франции, Казахстана, Марокко, Сенегала и др.), суды обшей юрисдикции.

Именно судебный конституционный контроль является наиболее действенным и эффективным в охране и защите конституции. Его объективность и беспристрастность обеспечивается самостоятельностью и независимостью судов от законодательной и исполнительной ветвей власти. Определяющее значение судебного конституционного контроля в механизме охраны и защиты конституции обусловлено:

  • целью и задачами обеспечения верховенства, высшей юридической силы, прямого действия конституции на всей территории государства;
  • распространением конституционного контроля на сферу деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • постоянным осуществлением конституционного контроля в специальной процессуальной форме конституционного судопроизводства;
  • обязательной юридической силой решений органов, его осуществляющих, для всех субъектов права.

В Российской Федерации судебный конституционный контроль осуществляют Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а за пределами их полномочий — суды обшей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ был учрежден в 1990 г. и сформирован в конце октября 1991 г. Его появление стало своего рода символом приверженности правовому государству, уважению прав и свобод человека.

С момента создания Конституционного Суда РФ (1991 — 1993 гг.) конституционный контроль осуществлялся на основе Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 105 и др.) и Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР». В этот период им было рассмотрено 27 дел, из них 19 — по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов (законов, указов Президента РФ и т. п.), восемь — по индивидуальным жалобам граждан.

Первые два года деятельности Конституционного Суда РФ были для него непростыми. Иначе и не могло быть. Конституционный Суд РФ — детище времени, своего общества, в котором происходят качественные преобразования. Нельзя не учитывать решающего воздействия комплекса объективных и субъективных факторов, чрезвычайно сложной экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации в России в этот период, противоречивости этой ситуации, ее динамизма, непредсказуемости.

В условиях острой политической борьбы в российском обществе, постоянного и разрастающегося противостояния Президента и парламента, переходящего в прямой конфликт. Деятельность Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции РФ актов указанных властных органов не могла не приобрести острополитического характера. В деятельности Конституционного Суда РФ наступил кризис, что дало основание Президенту РФ в Указе от 7 октября 1993 г. № 1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» согласиться с решением Конституционного Суда РФ о временном прерывании своих заседаний по рассмотрению конкретных дел до принятия новой конституции.

Переходный период в деятельности Конституционного Суда РФ (1993-1995 гг.) был посвящен подготовке нового закона о Конституционном Суде РФ на основании Конституции РФ 1993 г., которая определила состав и порядок назначения судей, полномочия Конституционного Суда РФ, субъектов обращения в Суд, юридические последствия признания Судом неконституционными актов или их отдельных положений, международных договоров.

Современный этап деятельности Конституционного Суда РФ начался после вступления в силу Закона о Конституционном Суде РФ и формированием полного состава Суда.

Согласно ст. 1 данного Закона Конституционный Суд РФ определяется как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Как орган государственной власти он стоит в одном ряду с такими высшими органами, как глава государства, парламент и правительство. Целью его деятельности является охрана и защита Конституции РФ, обеспечение верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ в законодательной, исполнительной и судебной деятельности на всей территории Российского государства. Задачами Конституционного Суда РФ служат обеспечение и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных идеалов и ценностей.

Цель и задачи Конституционного Суда РФ обусловливают осуществление им таких основных функций, как защита прав и свобод человека и гражданина; толкование Конституции РФ; конституционный контроль законов и других нормативных правовых актов; разрешение споров о компетенции между органами публичной власти. Ему присущи и некоторые дополнительные функции: содействие законодательной деятельности; дача экспертных заключений; осуществление регистрационных актов (операций) по вопросам конституционного значения.

Основные и дополнительные функции Конституционного Суда РФ реализуются через полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, Законом о Конституционном Суде и Законом о референдуме.

Конституционный Суд РФ своей деятельностью оказывает значительное воздействие на функционирование органов публичной власти в сфере их нормотворчества и правоприменения, исключая из правового поля положения федеральных законов, других нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции РФ, корректируя правоприменительную практику, в том числе административную и судебную, выявляя конституционно-правовой смысл законов, разрешая споры о компетенции, защищая конституционные права и свободы граждан и их объединений, официально толкуя Конституцию РФ.

Конституционный Суд РФ в известном смысле и в известных пределах развивает конституционное право, определяет стратегию развития отраслевого (текущего) законодательства. Он одновременно создает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений. Он играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между органами публичной власти на различных уровнях, Конституционный Суд РФ выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя в стране.

Конституционный Суд РФ последовательно придерживается стратегической линии защиты конституционных принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и других основ конституционного строя. При этом Конституционному Суду РФ приходится подчас решать вопросы сочетания, баланса действия тех или иных конституционных принципов, разрешение конфликта частных и публичных интересов, поиска оптимального конституционно-правового решения возникающих проблем. Он играет положительную роль в утверждении в Российской Федерации международно-правовых стандартов в защите прав и свобод человека и гражданина, иных общепризнанных принципов и норм международного права.

Судебный конституционный контроль в Российской Федерации наряду с Конституционным Судом РФ осуществляют конституционные и уставные суды субъектов РФ. Право субъектов РФ создавать конституционные и уставные суды вытекает из положений Конституции РФ, предусматривающей, что республики и другие субъекты РФ функционируют на основе своих учредительных актов — конституций и уставов, контроль за соблюдением которых входит в компетенцию самих субъектов РФ. Конституционные и уставные суды действуют в 16 субъектах РФ.

Конституционные и уставные суды являются хранителями и защитниками конституций и уставов субъектов РФ, закрепленных ими ценностей, превращают их в реально действующее право. Они позволяют существенно усилить защиту прав и свобод личности, поднять качество законотворчества, самого законодательства в субъектах РФ.

Деятельность конституционных и уставных судов направлена на децентрализацию государственной власти по вертикали. Она привносит в политику субъектов РФ специфику, способствует поддержанию политической стабильности и самодостаточному развитию субъектов РФ, более полной реализации принципа разделения властей, сотрудничеству и взаимодействию законодательных и исполнительных органов публичной власти.

Суды обшей и арбитражной юрисдикции осуществляют конституционный контроль в рамках своей компетенции в тесном единстве с контрольной деятельностью Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, создавая единое конституционно-правовое пространство, что особенно важно в условиях федеративного устройства Российского государства.


Конституция
Понятие, виды, функции и свойства Конституции РФ
Конституция РФ
Юридическая и социальная сущность Конституции
Виды конституций
Функции конституции РФ
Юридические свойства Конституции РФ
Роль Конституции. Ценность Конституции РФ
Основные черты Конституции РФ. Признаки Конституции
Главы Конституции РФ. Структура и содержание Конституции
Статьи Конституции РФ: краткое содержание
Констититуция РФ 1993 года была принята 12 декабря
Правовая охрана и защита Конституции РФ
Осуществление Конституции
Поправки и пересмотр Конституции РФ. Изменение Конституции
Толкование Конституции Конституционным Судом РФ
Действие и реализация Конституции РФ
Конституция США 1787 г.
Государственные органы и устройство Российской Федерации