Муниципально-правовые нормы — первичные элементы, из которых состоит система отрасли муниципального права РФ. Так же, как и нормы других отраслей права, они представляют собой правила поведения, выражающиеся вовне через нормы законов и других нормативных правовых актов. В основном нормы отрасли муниципального права обладают теми же признаками, что и другие правовые нормы, за отдельными исключениями.

Большинство правовых норм (в том числе многие нормы муниципального права) обладают такими признаками, как принятие их уполномоченным должностным лицом или органом государственной власти, а также возможность применения государственновластного принуждения. Однако значительная часть муниципально-правовых норм содержится в актах местного самоуправления, актах должностных лиц и органов местного самоуправления. Так как должностные лица и органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему государственной власти, акты нормативного характера, принимаемые на уровне местного самоуправления, не обладают таким важным признаком, как принятие соответствующим государственным должностным лицом или органом.

Государственное принуждение в случае неисполнения таких актов все-таки возможно, но оно носит как бы «вторичный» характер, применяется в случае, когда сами органы местного самоуправления не могут обеспечить их исполнение.

Поскольку отрасль муниципального права является комплексной, некоторые нормы муниципального права одновременно являются нормами других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т.д. Это также является одной из особенностей норм муниципального права.

Нормы муниципального права

Классификации норм муниципального права осуществляются по различным основаниям. Рассмотрим основные из них.

По объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) выделяют муниципально-правовые нормы, закрепляющие:

  • местное самоуправление в системе народовластия;
  • основы местного самоуправления — территориальную, организационную, правовую и экономическую;
  • предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
  • гарантии местного самоуправления;
  • муниципально-правовую ответственность, контроль за деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления.

По характеру предписании выделяют нормы муниципального права:

  • управомочивающие (нормы-разрешения), например норма о том, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления определенными правами;
  • обязывающие (содержащие предписания о необходимости совершения определенных действий), например норма, по которой представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления необходимых документов;
  • запрещающие (нормы-запреты), например норма, согласно которой глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

По степени определенности муниципально-правовые нормы бывают:

  • императивные, предполагающие однозначный вариант поведения субъекта права, например об обязательности создания в муниципальном образовании представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации;
  • диспозитивные, предполагающие возможность выбора, например численность представительного органа местного самоуправления определяется самостоятельно на уровне местного самоуправления.

По территории действия нормы муниципального права бывают:

  • федеральные, действующие на всей территории России;
  • региональные, действующие в пределах одного субъекта РФ;
  • местные, действующие в пределах одного муниципального образования.

По источникам (т.е. виду актов, в которых закрепляются муниципально-правовые нормы) выделяют:

  • конституционные нормы;
  • нормы, закрепляемые в федеральных законах;
  • нормы, закрепляемые в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ:
  • нормы, закрепляемые в указах Президента РФ;
  • нормы, закрепляемые в подзаконных актах;
  • нормы, закрепляемые в муниципальных правовых актах, и др.

По назначению нормы муниципального права бывают:

  • материальные — носят первичный характер и закрепляют, например, полномочия должностных лиц и органов местного самоуправления;
  • процессуальные — носят вторичный по отношению к материальным нормам характер и устанавливают порядок (процедуру) применения материальных норм. В качестве примера можно назвать нормы, описывающие порядок принятия муниципальных правовых актов.

Нормы отрасли муниципального права направлены на регулирование общественных отношений в сфере осуществления местного самоуправления.

Смотрите далее: